Формирование и функционирование региональных рынков транспортных услуг: теория, методология, практика (28.10.2011)

Автор: Фурсов Виктор Александрович

ФУРСОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ:

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Специальность 08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством:

региональная экономика; маркетинг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ставрополь – 2011

Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление»

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Бережная Елена Викторовна

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Будрина Елена Викторовна

доктор экономических наук, профессор

Толмачев Алексей Васильевич

доктор экономических наук, профессор

Тарасова Татьяна Федоровна

Ведущая организация Институт переподготовки и повышения

квалификации «Южный Федеральный

университет»

Защита диссертации состоится «22» декабря 2011 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.08 при ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355028, г. Ставрополь, пр. Кулакова, д.2а, ауд. С 405.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Кавказского государственного технического университета по адресу: 355028, Ставрополь, пр. Кулакова, д. 2, с авторефератом – на сайте Высшей аттестационной комиссии: www.vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «__» ноября 2011 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент О. А. Алексеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях укрепления экономической самостоятельности регионов и структурной перестройки регионального хозяйства одним из важнейших направлений регионального экономического развития становится формирование эффективного рынка транспортных услуг. Транспорт как важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, которое будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора. По сравнению с другими отраслями экономики транспорт имеет ряд особенностей экономического, организационного и технического характера, которые должны учитываться при решении общих проблем формирования и управления рынком транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг является одним из самых обширных и значимых подсистем региональной экономики. В условиях жесткой конкуренции на региональных рынках транспортных услуг возрастает давление со стороны успешно развивающихся транспортно-логистических операторов, наблюдается повышение требований потребителей к качеству транспортного обслуживания, а также срокам доставки и сохранности грузов. Устойчивое развитие рынка транспортных услуг является гарантией единства экономического пространства страны, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности государства и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Для России с ее огромным потенциалом, множеством территорий и необходимостью выделения регионов приобретает огромное значение разработка новых, отвечающих современным потребностям, теоретических и методологических моделей формирования и управления функционированием региональными рынками транспортных услуг. Становится актуальным исследование проблем формирования и функционирования рынка транспортных услуг на уровне регионов как единой системы, взаимодействующей с региональным воспроизводственным процессом и обслуживающими его территориальными рынками, развивающейся на принципах самоорганизации и адаптации к меняющимся условиям.

Анализ существующего состояния региональных рынков транспортных услуг показывает, что их функционирование столкнулось с множеством проблем, которые не могут быть решены традиционными методами, на основе сложившихся дисциплинарных подходов. Функционирование современного рынка настолько сложно, и внешние условия изменяются так стремительно, что использование прежних методов управления не дает удовлетворительных результатов. Возникает необходимость разработки новых подходов и инструментов экономического управления развитием региональных рынков транспортных услуг в целях ускорения социально-экономического развития регионов и повышения эффективности функционирования их экономики.

Изложенные обстоятельства актуализируют научные исследования процессов формирования и функционирования региональных рынков транспортных услуг в целях модернизации механизма управления их развитием как одного из важнейших системообразующих элементов рыночной инфраструктуры региона. Таким подходом к управлению взаимосвязанными бизнес-процессами производства и реализации транспортных услуг, адекватным современным условиям, является применение концепции синергетики и методологии геомаркетинга на основе формирования сетевой структуры региональных рынков транспортных услуг.

Разработанность темы исследования. Сложность теоретико-методологических проблем исследования развития локальных региональных и отраслевых рынков предопределила наличие множества взглядов и подходов к анализу этого процесса и его особенностей в современных условиях.

Основные методологические положения региональной экономики развивались русской и советской школой экономистов в работах А. Г. Аганбегяна, П. М. Алампиева, Н. Н. Баранского, А. Л. Гапоненко, А. Т. Гринберга, А. И. Добрынина, Н. Н. Колосовского, Н. Н. Некрасова, А. Е. Пробста, Р. И. Шнипера, Б. М. Штульберга и др. Параллельно, в этом же направлении, вели исследования иностранные ученые И. Айзард, Р. Афтальон, Ж. Будвиль, А. Вебер, Э. Гувер, С. Деннисон, Х. Зиберт, У. Изард, Г. Камерон, А. Леш, Г. Мюрдаль, Я. Тинберген и др.

Проблемы развития локализованных рынков на региональном уровне исследовались в работах отечественных ученых: Л. И. Абалкина, С. Б. Авдашева, А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберга, Ю. С. Дулыцикова, С. Маршаловой, С. Б. Мельникова, Н. М. Розанова, А. С. Новоселова, А. З. Селезнева, В. Ф. Уколова, Ю. М. Швыркова и др.

Значительную роль в развитие теоретических аспектов пространственной организации рынков внесли зарубежные ученые: Д. Бенсон, Н. Везник, К. Виксель, Х. Зинтер, П. Розенштейн-Родан, Д. Уайтхед, Д. Уотерс и др.

Теоретическую основу исследования проблем формирования и функционирования транспортного рынка составили труды российских ученых-экономистов А. А. Бачурина, В. Н. Бугроменко, Е. В. Будриной, В. Г. Галабурды, H. H. Громова, Э. В. Дигнеса, Н. Н. Колосовского, Г. А. Кононовой, Л. Б. Миротина, P. M. Нуреева, В. П. Орешина, И. Г. Павловского, В. А. Персианова, С. М. Резера, A. A. Смехова, М. П. Улицкого, Н. С. Ускова, Б. Н. Хомелянского, И. Ф. Чернявского и др.


загрузка...