Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии торгового обслуживания населения (28.09.2012)

Автор: Жидко Артем Владимирович

Процессы

государственного

регулирования

Процессы

саморегулирования

Процессы группового или

Пространство взаимодействия интересов в процессе торгового обслуживания населения

Действия экономических агентов

Рис.2. Модель системы регулирования сферы торгового обслуживания населения

государственного регулирования развития торгового обслуживания населения является: разработка и контроль за исполнением законодательных актов, обеспечивающих правовую основу функционирования сферы торгового обслуживания населения; обеспечение эффективности регулирующей деятельности при минимальных издержках и минимальном вмешательстве государственного аппарата в экономическую деятельность экономических агентов; обеспечение сочетания методов стимулирующего, лицензионного воздействия с мерами запретительного и фискального воздействия на экономическую деятельность экономических агентов; создание условий для развития свободной конкуренции, усиление антимонопольной деятельности с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных предприятий, корпораций, объединений и других группировок экономических агентов. Государственное регулирование предполагает: отказ от управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке; сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию; обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций; четкое разграничение макро-, мезо- и микроуровней в системе государственного регулирования. Успешная реализация государством функции регулирования и является гарантией сбалансированности интересов потребителей и предпринимателей. 

Повышение эффективности государственного регулирования сферы торгового обслуживания населения требует создания комплексного механизма управления, основанного на использовании широкого спектра форм, методов и инструментов (рис.3). В составе механизма управления развитием сферы торгового обслуживания населения можно выделить три блока. Первый блок - формы повышения конкурентоспособности - призван формировать институциональные рамки, благоприятствующие повышению конкурентоспособности торговых предприятий. Второй блок - ключевая составляющая механизма управления - представляет собой совокупность используемых методов, которые могут меняться в зависимости от характера решаемых задач, материальных возможностей, опыта регулирования и других факторов. Это требует гибкой и мобильной системы управления в целом. Третий блок - арсенал инструментов, количество, сочетания и степень использования которых могут меняться в зависимости от конкретных задач, решений, ситуаций. При этом необходимо учитывать следующие особенности сферы торгового обслуживания населения: принципы планирования многокритериальных задач управления; большая динамичность протекающих в системе процессов; воздействие многочисленных факторов внешней среды; сочетание общих стандартных правил и индивидуальных способов решения управленческих задач. При разработке управленческих технологий государственного регулирования сферы торгового обслуживания населения целесообразно использовать типовые базовые технологические модули выполнения основных функций управления. Можно выделить четыре группы технологий: технологии диагностики, оценки и прогноза, включая диагностику сильных и слабых сторон торгового обслуживания населения России по сравнению с другими странами; оценку влияния торговли России на развитие ее национальной экономики, изменение национальной и, в частности, экономической,

Разработка и систематизация управленческих технологий государственного регулирования сферы торгового обслуживания населения:

- технологии диагностики, оценки и прогноза;

- технологии регулирования торговли в соответствии с

общими функциями управления;

- технологии обеспечения государственного регулирования торговой деятельности

Процессы координации взаимодействия принципиала (органа управления) и экономических агентов

Оценка эффективности государственного регулирования сферы торгового обслуживания населения

Рис.3. Составляющие процесса государственного регулирования сферы торгового обслуживания населения

финансовой, инвестиционной и других видов безопасности страны; диагностику сильных и слабых сторон торговли; составление прогнозных сценариев развития торговли страны и регионов и оценку вероятности осуществления этих прогнозов; технологии регулирования торговли в соответствии с общими функциями управления, включая разработку проектов национальной стратегии, отраслевых и региональных программ развития торгового обслуживания; формирование согласованных и взаимосвязанных приоритетных целей и направлений развития торговли; координацию и контроль за выполнением программ и планов; мотивацию выполнения работ по государственному регулированию торговли; оперативное управление и разрешение возникающих конкретных торговых конфликтов; контроль и ответственность за качество процесса торгового обслуживания и конечные его результаты; технологии обеспечения государственного регулирования торговой деятельности, в том числе подготовку предложений в сфере государственного регулирования торговой деятельности и проектов нормативных правовых актов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации; обеспечение государственной поддержки торговой деятельности. Управленческие технологии следует применять на практике в совокупности, поскольку в этом случае максимально используется потенциал функций управления. Эффективность применения управленческих технологий неразрывно связана с их обеспечением - методическим, кадровым, материально-техническим, финансовым, правовым, информационно-аналитическим. Так, информационно-аналитическая система, используемая в процессе государственного регулирования развития торгового обслуживания населения на мезоуровне должна обеспечить: возможность предоставления для каждого участника торгового процесса как общей, так и специализированной (соответствующей решаемым им задачам) информации; обеспечение доступа к различным источникам информации, необходимым для принятия решений, а при их отсутствии — к потенциальным контрагентам, которые могут располагать данной информацией; наличие сведений о потенциальных партнерах. Функционирование информационно-аналитической системы должно реализовываться программными средствами, оснащаться необходимыми информационно-коммуникационными технологиями, сетевой инфраструктурой и т. д.

5. В системе рыночных регуляторов роль главного контролирующего механизма играет конкуренция. Сформировать конкурентную среду, а значит, повлиять на развитие торгового обслуживания могут только те торговые субъекты, которые в результате своего роста и инвестиционной привлекательности способны существенно усилить факторы их конкурентного преимущества  за счет вложения в торгово-технологический процесс реальных средств. Формирование конкурентных преимуществ торговых предприятий происходит под влиянием ключевых характеристик состояния региона и качества его менеджмента. Так, для конкурирования на межрегиональном уровне хозяйствующим субъектам необходимы в первую очередь достаточно сильные внутрирегиональные конкуренты. Поэтому правительство каждого субъекта РФ должно реализовывать такую торговую политику, которая формирует в регионе высококонкурентную институциональную среду и стимулирует торговые инновации. Адекватная стратегия федерального центра должна заключаться в последовательном повышении уровня межрегиональной конкуренции и основываться на реальных экономических рычагах, включающих государственное предпринимательство на межрегиональном уровне и стимулирующие бюджетные перераспределения между субъектами РФ. При этом реальными угрозами формирования высококонкурентной среды в сфере торгового обслуживания населения являются нерациональное законодательство, недостаточное развитие торговой инфраструктуры, в том числе отсутствие логистических и распределительных центров, наличие коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности. 

и целенаправленные действия самих участников рынка торговых услуг, препятствующих появлению новых конкурентов. Следует также иметь в виду, что в процессе межрегиональной конкуренции, которая определяется не столько количеством субъектов межрегионального рынка, сколько наличием барьеров для свободного входа на него, расхождение интересов хозяйствующих субъектов, расположенных в разных регионах страны, не предполагает улучшение положения одного из них за счет ухудшения положения другого. Это является причиной необходимости соблюдения на межрегиональном уровне принципа «Парето-улучшения» при анализе возможностей экономического развития регионов и проблем эквивалентности межрегионального товарообмена.

6. Функции государственного контроля возложены на многие федеральные органы исполнительной власти, а также на региональные и специальные органы, которые правомочны проверять производственную и хозяйственную деятельность организаций по различным направлениям (УФАС, департаменты и комитеты торговли). Анализ существующих отношений в сфере торгового обслуживания населения показывает, что основными составными частями системы взаимодействий и результативности государственного контроля, обеспечивающими ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, являются: нормативно-правовая база, исполнительные органы властных структур при условии их взаимодействия с органами, осуществляющими государственный контроль, использование определенных форм и методов контроля. Эффект экономической синергии основывается на гармонизации интересов всех участников контрольных отношений. Результатом усиления эффекта синергии является дополнительная ценность, полученная от повышения внутренней самореализации контрольной системы, которая в современных условиях модернизации экономики становится важным средством управления результативностью бюджетного процесса. В этом случае синергия как гармонизация контрольных отношений представляется в виде преимущества, возникающего при реализации координационных механизмов, базирующихся на правовых принципах синергического взаимодействия множества субъектов и объектов контроля, стратегически связанных между собой общностью целей. Она позволяет еще на ранних стадиях обнаружить тенденции к неэффективному развитию сферы торгового обслуживания населения. На практике решение о создании адекватной системы контроля в каждом конкретном случае должно быть подкреплено экономическими расчетами, позволяющими сравнить различные варианты.

7. Государство призвано создавать наиболее благоприятные условия для развития рыночной экономики, как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах саморегулирования и самоорганизации и обеспечивающих выработку соответствующих стандартов, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам, и применение механизмов контроля за соблюдением установленных ими требований. Разрабатывая и принимая правовые нормы торговой деятельности, обеспечивая при этом необходимый уровень защиты прав потребителей, государство вправе предоставить торговой отрасли право на самоорганизацию, в том случае если в ней присутствует должная концентрация профессионалов. Однако, экономические инструменты регулирования, ввиду кратковременного периода их использования, находятся в стадии формирования и не прошли достаточную апробацию в деятельности современных отечественных торговых организаций. По темпам внедрения и направленности применения новых экономических инструментов рыночного саморегулирования организации, функционирующие в сфере торговли, существенно отстают от субъектов других отраслей экономики, что оказывает негативное влияние на динамику развития торговых организаций в рыночной среде. Эффективность функционирования механизма саморегулирования и соответствие направленности его развития стратегическим целям организации зависят от используемых экономических инструментов, определяющих решение задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности (рис.4). Практически все современные торговые организации работают в условиях неопределенностей, т.е. в условиях воздействия на них внутренних и внешних случайных факторов. Процесс создания новых и разрушения существующих предприятий розничной торговли идет постоянно. Одной из главных причин разрушения является неадекватность управленческих решений при рыночном саморегулировании торговой организации. Для формализации процесса принятия управленческих решений торговая организация должна: иметь собственную обоснованную концепцию развития и соответствующую ей концепцию управления; иметь хорошо продуманную и полноценную информационную систему; осуществлять системный анализ, диагностику и прогнозирование результатов своей деятельности; иметь математический аппарат выбора наилучшего решения из множества возможных; иметь хорошие горизонтальные связи, как между подразделениями организации, так и с другими торговыми организациями; иметь целостный содержательно согласованный комплект внутренней документации, регламентирующий все стороны деятельности торговой организации, процедуры подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Проблема принятия

Корректировка тактических целей -

Результат – повышение эффективности саморегулирования торговой организации в рыночной среде

Рис.4. Схема использования экономических инструментов в целях рыночного саморегулирования торговой организации

решения связана с выбором ЛПР (лицом, принимающим решения) варианта действий для достижения цели. В качестве частных задач при принятии решений можно назвать задачи: структуризации исходной информации; анализа неопределенности; формирования исходного множества стратегий; моделирования предпочтений.

8. К наиболее востребованным технологиям использования экономических инструментам рыночного саморегулирования торговой организации следует отнести контроллинг, бенчмаркинг, методики оценки эффективности торговой деятельности и создания аналитических систем в торговле. Так, управление финансами организаций розничной торговли необходимо органично встроить в общую систему рыночного саморегулирования данной сферой товарного обращения. При отборе финансовых показателей следует руководствоваться следующими принципами: ограниченность количества показателей; многофункциональность показателей, что должно компенсировать их небольшое количество; динамизм, который позволяет оценить ситуацию «в движении»; предупредительность, т.к. показатели должны сигнализировать о возникновении критичных ситуаций; их сопоставимость. Предлагаемая автором сбалансированная система финансовых показателей представляет собой комбинации четырех ключевых величин: активов предприятия, собственного капитала, оборота и чистой прибыли.

9. Проблема оценки и повышения качества торгового обслуживания может быть решена только в рамках создаваемой и внедряемой системы управления качеством, функционирующей на основе учета, контроля и анализа различных аспектов деятельности торговой организации. Одним из инструментов, позволяющих модифицировать существующую систему качества, является бенчмаркинг. В основе предлагаемой методики количественные и качественные параметры оценки качества предоставляемых торговых услуг могут рассматриваться в качестве основных характеристик, подлежащих измерению и сравнению, кроме того, эти характеристики обладают необходимой степенью схожести для проведения сопоставления и выявления наилучших практик применения. Каждый из показателей является комплексным и может быть оценен экспертным либо социологическим методом с применением соответствующей шкалы. Основные этапы оценки качества предоставления торговых услуг: расчет показателя качества, реализуемого в торговом предприятии, который определяет, насколько полно, широко и рационально реализуется ассортимент услуг компании в каждом отдельном торговом предприятии; оценка общего спектра услуг; ранжирование торговых предприятий; расчет показателя изменения спектра услуг, реализуемых в торговом предприятии, который характеризует качество обслуживания клиентов с точки зрения способности торгового предприятия к расширению спектра услуг, т. е. возможности предложить покупателям наиболее полный их пакет; ранжирование торговых точек по убыванию значений данных показателей; расчет показателя изменения объемов реализации отдельных видов услуг; составление итогового рейтинга торговых предприятий по каждому показателю качества. Данная методика позволяет не только провести косвенную оценку реакции потребителей, выражающуюся в увеличении объемов потребляемых услуг и полноте обслуживания клиентов, но и оценить конкурентные позиции торговых предприятий.

10. IТ-решения, позволяющие анализировать текущую деятельность торговой компании, прогнозировать и моделировать, создавать отчёты, обычно предполагают кроме общей аналитики, используемой для управлениями продажами, а также логистики и маркетинга, финансовую аналитику, которую использует в своей работе финансовая служба компании, прежде всего в целях управленческого учёта и бюджетирования. Принимая это во внимание, возможны два варианта архитектуры отраслевого решения - базовый, где витриной данных служит OLAP-опция базы данных Oracle, и вариант, ориентированный на дальнейшее развитие финансовой аналитики, включающий Oracle Hyperion Essbase. Преимуществом первого варианта архитектуры решения является наличие уже готовых OLAP-кубов и форм отчётов, более простая интеграция за счёт отстроенных внутренних процессов ETL (выгрузки, трансформации, загрузки данных), достаточно простое администрирование и относительно невысокая стоимость владения. Достоинством второго варианта архитектуры является наличие в составе решения куба Essbase, что при желании компании развивать направление финансовой аналитики будет способствовать беспроблемной интеграции решения с финансовыми приложениями Oracle.

3.ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Жидко А.В. Информационно-аналитическое обеспечение государственного регулирования торгового обслуживания населения: препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 1,0 п.л.

2. Жидко А.В. Основные направления государственного регулирования торгового обслуживания населения // Вестник Российской академии естественных наук. – 2012. - № 3.- 0,5 п.л.

3. Жидко А.В. Структурно-организационные проблемы регулирования сферы торгового обслуживания населения: препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 1,2 п.л.

4. Жидко А.В. Государственное и рыночное регулирование сферы торгового обслуживания населения // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №10. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012- 0,5 п.л.

5. Жидко А.В. Особенности рыночного саморегулирования торговых организаций // Научные записки кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова. Выпуск3. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 0,5 п.л.


загрузка...