Разработка методов и показателей оценки эффективности управления нематериальными активами предприятий предпринимательской сферы (28.09.2012)

Автор: Сарилова Ольга Александровна

Поскольку компании, которые могут применить данную факторную модель для оценки влияния нематериальных активов на стоимость их компании, могут иметь разное количество и разные виды бизнес-процессов, а т.ж. разнообразные ключевые факторы стоимости, в рамках данного диссертационного исследования совместно со специалистами в области физико-математических наук [3], была разработана программа расчета стоимости предприятия с учетом влияния нематериальных активов, для расчетов на ЭВМ. Программа предназначена для расчета стоимости предприятия на основе балансового метода при затратном подходе оценки стоимости предприятия с учетом влияния нематериальных активов. Программа позволяет рассчитать коэффициенты линейной множественной регрессии. А так же оценивать вклад материальных и нематериальных активов (в том числе и не балансовых нематериальных активов) в стоимость предприятия. Тип ЭВМ: IBM PC. Программа: MATHCAD 14. ОС: Microsoft Windows XP/Vista/Seven. Объем программы: 359 KБ.

В рамках данной программы факторная модель оценки влияния нематериальных активов на стоимость компании представлена в виде регрессионного линейного уравнения (3). В качестве переменных х1, х2,..., хm рассматриваются бизнес-процессы, а а0, а1,..., аm – влияние (значимость) того или иного бизнес-процесса на стоимость компании. В разделах 2.2 и 2.4 диссертационного исследования описано как по каждому бизнес-процессу выявляется набор ключевых факторов стоимости. В разработанной программе эти факторы в совокупности дают свой вклад в соответствующий бизнес-процесс. Для обеспечения учёта вклада отдельных факторов в процессе формирования результирующее значение своего бизнес-процесса (направления вида деятельности компании), как субинтегрального показателя, необходимо определить их весовые коэффициенты. Поэтому экспертами производится ранжирование факторов. Каждому из факторов присваивается соответствующий ранг. Весовой коэффициент соответствующего фактора определяется по формуле:

- весовой коэффициент i-го фактора;

- количество учитываемых факторов внутри бизнес-процесса;

i – порядковый номер фактора, установленный по результатам ранжирования.

По итогам расчета интегрального показателя и определения параметров модели (влияние того или иного бизнес-процесса на стоимость компании), зная весовой коэффициент соответствующего ключевого фактора, мы можем оценить влияние этого фактора на интегральный показатель, т.е. на стоимость компании.

Разработанная программа была апробирована на примере коммерческого предприятия розничной торговли ООО «Тори» и представителя электронных СМИ ООО «РТВ Групп».

На первом этапе анализа деятельности компаний были отобраны максимально большое количество факторов, влияющих на стоимость компаний. Для выявления и включения в факторную модель ключевых стоимостных показателей, в качестве участников экспертного опроса были приглашены эксперты, в составе которых специалисты в области оценки бизнеса, недвижимости и нематериальных активов (ООО «Дальневосточная палата оценки», ООО «Оплот»), а также преподаватели экономических дисциплин высшей школы (ФГБОУ ВПО КнАГТУ). В целях данного исследования перед экспертами ставилась задача отобрать и проранжировать некоторое количество наиболее значимых стоимостных факторов.

На втором этапе на основе рангов, присвоенных экспертами факторам, был произведен отбор ключевых факторов стоимости, которые в дальнейшем будут включены в разрабатываемую факторную модель. Такими ключевыми факторами управления стоимостью являются, как правило, те 20% факторов, которые, согласно хорошо известному «принципу Парето», определяют 80% стоимости компании. Но именно такие факторы играют решающую роль в создании стоимости компании.

В результате анализа деятельности ООО «РТВ Групп» было выделены следующие бизнес-процессы: бизнес-процесс «производство», бизнес-процесс «персонал», бизнес-процесс «технологическое обслуживание», бизнес-процесс «маркетинг».

Ниже, на рисунке 2 приведен пример декомпозиции одного из неколичественных ключевых факторов стоимости – «лояльность клиентов» на количественные показатели. Эти количественно измеряемые факторы разделены на две группы. Группа, помеченная знаком «>» способствует повышению стоимости компании. Группа, помеченная знаком «<» снижает стоимость компании.

Рисунок 2 – Декомпозиция неколичественного фактора «лояльность клиентов» на количественные показатели

Апробировав разработанную программу на примере ООО «РТВ Групп», уравнение множественной регрессии имеет вид:

Y= –0, 4570+3,822 X1– 2,671X2+0,849X3+0,163X4+0,378 X5–0,053 X6 (5)

где x1 — активы предприятия; x2 — пассивы предприятия; x3 — небалансовые показатели бизнес-процесса «производство»; x4 — небалансовые показатели бизнес-процесса «технологическое обслуживание»; x5 — небалансовые показатели бизнес-процесса «маркетинг»; x6 — небалансовые показатели бизнес-процесса «персонал».

Как видно из расчетов, стоимость компании более всего реагирует на изменение балансовых активов предприятия. Один процент их увеличения дает прирост стоимости компании на 3,8%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на стоимость компании оказывают активы компании. Что же касается небалансовых показателей, то наибольшее влияние на стоимость компании оказывает бизнес-процесс «Производство», а бизнес-процесс «Персонал» оказывает отрицательное влияние на стоимость. Это значение характеризует влияние ситуации в компании, а именно – постоянно меняющийся кадровый состав.

Для проверки надежности результатов дисперсионного и корреляционного анализа применяются следующие статистические показатели модели:

1. Множественный коэффициент корреляции R (равен 0, 9128). Такое высокое значение множественного коэффициента корреляции говорит о достаточно тесной связи между функцией и всеми включенными в модель факторами-аргументами.

2. Коэффициент детерминации R2 (равен 0,833204). По величине коэффициента детерминации можно судить о совокупной доле влияния факторов, включенных в модель, на стоимость компаний. Коэффициент детерминации свидетельствует о достаточно полном охвате полученной моделью всех существенно влияющих на функцию факторов. На остальные факторы приходится 16,6 %.

3. F-критерий Р. Фишера. Для доверительной вероятности 95 % и степеней свободы, соответственно, 11 и 6 табличное значение F-критерия равняется 3,09. Наблюдаемое F-значение равно 9,158127. По этому критерию множественные коэффициенты корреляции всех моделей значимы, так как Fрасч. > Fтабл.

Апробация модели на примере реальной компании показала высокую точность и достоверность отображения реального процесса функционирования организации с учетом влияния нематериальных активов на ее стоимость на всём протяжении ретроспективного периода. Погрешности основных эндогенных параметров модели колеблются в большей своей части около значения 6 – 8%, что свидетельствует о хорошей согласованности определенных на этапе формирования модели причинно - следственных связей.

Для полноты оценки разработанной факторной модели аналогичные расчеты были проведены для типичного представителя розничных фирм на рынке г. Комсомольска-на-Амуре ООО «Тори», которая занимается реализацией пищевых продуктов, табачных изделий, торговлей алкогольными и другими напитками.

Для ООО «Тори» был выявлен следующий набор бизнес-процессов: бизнес-процесс «логистика», бизнес-процесс «закупка и снабжение», бизнес-процесс «маркетинг и сбыт», бизнес-процесс «персонал».

При апробации программы расчета стоимости предприятия с учетом влияния нематериальных активов на примере ООО «Тори», уравнение множественной регрессии имеет вид:

Y= –0, 0374+2,927 X1– 1,581X2+0,133X3+0,528X4+0,709X5+0,094 X6 (6)

Где x1 — активы предприятия; x2 — пассивы предприятия; x3 — небалансовые показатели бизнес-процесса «логистика»; x4 — небалансовые показатели бизнес-процесса «закупка и снабжение»; x5 — небалансовые показатели бизнес-процесса «маркетинг и сбыт»; x6 — небалансовые показатели бизнес-процесса «персонал».

Как видно из расчетов, стоимость компании более всего реагирует на изменение балансовых активов предприятия. Один процент их увеличения дает прирост стоимости компании почти на 3 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на стоимость компании оказывают активы компании. Что же касается небалансовых показателей, то наибольшее влияние на стоимость компании оказывает бизнес-процесс «маркетинг и сбыт», а меньше всего на стоимость оказывает воздействие бизнес-процесс «персонал». Проанализировав результаты вычислений можно сделать вывод о том, что в оптовой торговле в меньшей степени значим профессионализм персонала, но большое значение на деятельность компании оказывают финансы и устойчивое положение компании на рынке.

При проверке надежности результатов дисперсионного и корреляционного анализа статистические показатели модели имели следующие значения:

1. Множественный коэффициент корреляции R=0,92628.

2. Коэффициент детерминации R2 =0,857995

3. F-критерий Р. Фишера. F=3,09.

При верификации модели погрешности основных эндогенных параметров колеблются в пределах 5 – 8%, что свидетельствует о хорошей согласованности определенных на этапе формирования модели причинно - следственных связей.

Следующим этапом работы с разработанной факторной моделью оценки влияния нематериальных активов на стоимость компании является оценка изменения влияния ключевых факторов стоимости с течением времени и изменением условий, в которых действует компания.

При управлении компанией с целью повышения эффективности ее деятельности на рынке необходимо оценить риски при возможном нежелательном развитии событий в совокупности с их последствиями и возможным ущербом, при управлении компанией, используя метод сценарного планирования.

Реализация сценарного метода планирования, на основе разработанной факторной модели и программы расчета стоимости предприятия с учетом влияния нематериальных активов, была апробирована на примере коммерческого предприятия – ООО «РТВ-Групп», имеющего в своих активах большее число нематериальных активов (в том числе и небалансовых), чем предприятие розничной торговли. Имитация ситуаций производилась по трем сценариям: инвестирование средств в производство, инвестирование средств в маркетинг и инвестирование средств в персонал. Результаты имитации по трем сценариям дают представление о сравнительной эффективности управленческих решений руководства компании.

По результатам расчетов инвестирование средств в производство дает существенное повышение темпов роста стоимости, но уже после четвертого года эти темпы начинают снижаться. В результате износа оборудования, развития новых технологий, возникнет необходимость новых затрат на более современное оборудование.

Имитация второго сценария инвестиций в маркетинг характеризует рост стоимости фирмы, который первоначально является заметным, но затем темпы роста снижаются, однако продолжают оставаться стабильными.

Поскольку апробация разработанной факторной модели для ООО «РТВ Групп» показала, что небалансовые показатели бизнес-процесса «персонал» снижают стоимость компании, была проведена имитация третьего варианта инвестирования средств – в персонал. Имитация модели по данному сценарию показала, что при инвестировании компанией средств в персонал стоимость незначительно увеличивается и незначительно растет во времени, однако этот прогноз является хотя и оптимистическим, но здесь с течением времени могут воздействовать разные обстоятельства, поскольку человеческий фактор это самая нестабильная переменная в рассматриваемой модели.


загрузка...