Пестречинский гончарный промысел в контексте истории художественной керамики Казанского края (вторая половина XIX- начало XX веков). (28.09.2012)

Автор: Махинин Андрей Юрьевич

Махинин Андрей Юрьевич

ПЕСТРЕЧИНСКИЙ ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ КАЗАНСКОГО КРАЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

24.00.01– теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Диссертация выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства ФГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Руденко Константин Александрович

доктор исторических наук, профессор

кафедры музееведения и искусствоведения факультета художественной культуры и дизайна Казанского государственного университета культуры и искусств

Научный консультант: Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна

доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории АН РТ им. Ш. Марджани

Официальные оппоненты: Давлетшин Гамирзян Миргазянович

доктор исторических наук, профессор

кафедры истории и культуры тюркских народов института истории Казанского (Приволжского) федерального университета

Донина Лариса Николаевна

кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела этнологии

Института истории АН РТ им. Ш. Марджани

Ведущая организация: Факультет дизайна и визуальных искусств Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А. Шолохова

Защита состоится «30» октября 2012 г. в 14 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук Д 210.005.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 3, ауд. 302.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного университета культуры и искусств.

и на сайте Министерства образования и науки РФ « » сентября 2012 г., а разослан « » сентября 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук,

доцент Р.К. Бажанова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется следующими причинами.

В период глобализации, характеризующей современную эпоху, проблема сохранения национального культурного наследия является особенно важной. Это порождает необходимость глубокого изучения культурных явлений прошлого, связанных с развитием того или иного вида искусства.

Другой причиной, определяющей необходимость такого изучения, является распространение массовой культуры, в сфере которой размываются критерии определения эстетической ценности того или иного явления искусства. В связи с этим остро встает вопрос и о бытовании народного искусства, которое в ряде своих характеристик сближается с массовой культурой, что дает возможность широкой эксплуатации псевдонародного стиля.

Третья причина ? открытие новых возможностей изучения народного искусства, утверждение новых подходов в его исследовании как особого типа художественного творчества в современную эпоху.

Четвертая причина ? наметившиеся тенденции возрождения народных промыслов в разных регионах страны, что определяет практическую ценность изучения народных промыслов в историческом и культурологическом аспектах.

Одним из достаточно значимых культурных явлений стал пестречинский гончарный промысел, возникший на территории современной Республики Татарстан в XIX веке. По своему уровню он во многом приближался к ведущим российским керамическим производствам того времени, например Скопинскому (в Липецкой области), и оказался одним из немногих в Казанской губернии, перешагнувшим рубеж мелкого ремесленного производства и деревенского ремесла и ставшим в конце XIX – начале XX вв. своеобразным художественным центром с оригинальной изобразительной традицией.

Учитывая, что в настоящее время этой области российской культуры в целом и Татарстана в частности уделяется особенное внимание, и прилагаются весьма значительные усилия для возрождения и развития традиционных для нашей республики ремесел и промыслов, изучение такого наследия представляет значительный практический интерес и является, без сомнения, актуальным.

Степень научной разработанности темы определяется наличием работ археологического, историко-этнографического, искусствоведческого характера, посвященных вопросам развития керамики края в целом и специфике интересующего нас промысла.

Значимыми для нашего исследования являются работы, посвященные изучению керамического производства в целом как древнего, так и современного. В ряде работ керамика изучается в археологическом аспекте. Это работы А. А. Бобринского, Ю. Б. Цетлина и др., посвященные теории и методике изучения древней и этнографической керамики; исследования А. А. Бобринского, В. В. Гришакова, Н. А. Кокориной, В. В. Никитина, Т. Б. Никитиной, Ю. Б. Цетлина и др. по археологической керамике Волго-Камья; Т. Н. Макаровой, М. В. Малевской-Малевич и др. ? по русской керамике X?XVIII веков; обзорные публикации Т. А. Хлебниковой, Н. А. Кокориной по булгаро-татарской керамике археологических памятников XV?XVI веков.

Важными для нас оказались и исследования, в которых керамика рассматривается как художественное явление. Это работы О. С. Поповой, К. Н. Пруслиной, С. А. Разумовского, З. С. Федоровой, Е. Н. Хохловой. В их трудах делаются попытки проследить художественную эволюцию отечественной керамики, выявить ее специфику. Можно назвать и работы А. Н. Осадчего, Л. А. Ткаченко, посвященные изучению керамики отдельных регионов. Определенным итогом стала докторская диссертация Р. Р. Мусиной, в которой рассматривается развитие отечественной керамики с 1920-х по 1980-е годы.

Исследования керамики позволяют сформировать представление о контексте, в котором складывается такое культурное явление, как гончарный или керамический промысел.

Изучение промысла как культурно-исторического явления велось в работах В. А. Гуляева, З. М. Куренковой, Л. Г. Оршанского, О. С. Поповой и Н. И. Каплан, В. Я. Рафаенко, П. И. Уткина и Н. С. Королева и др. Деятельность отдельных промыслов рассматривалась в диссертационных исследованиях В. Ф. Пак «Ростовская финифть: История промысла, проблемы и художественные особенности» (2002), В. Б. Ключиковой «Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры» (2004), М. М. Федоровой «Ростовская иконопись на эмали. XVIII?XIX вв.» (2009). Общие проблемы развития народных промыслов освещаются в докторской диссертации Е. И. Григорьевой «Культурно-исторические судьбы народных промыслов Центральной России, XVIII–XX вв.». Целенаправленное монографическое изучение промыслов Казанского края было осуществлено в работе Н. И. Воробьева и Е. П. Бусыгина первой половины XX века. Разработка этой темы была продолжена в работах Н. А. Халикова 1980-х гг.

Стремление рассмотреть развитие керамического промысла в рамках историко-культурного контекста заставило нас обратиться к историко-этнографическим исследованиям Е. В. Михайличенко, А. А. Столярова и др. по Среднему Поволжью и Казанской губернии. Во многом опорными для нашего исследования стали идеи, связанные с направлением художественного развития керамики Татарстана, высказанные в искусствоведческих трудах Ф. Х. Валеева, Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой.


загрузка...