П. И. ЧАЙКОВСКИЙ КАК МАСТЕР ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ (К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ) (28.09.2012)

Автор: Пак Ги Хван

УДК 786

пак ги хван

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ КАК МАСТЕР ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ (К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ)

Специальность: 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

СМИРНОВА МАРИНА ВЕНИАМИНОВНА

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор, профессор, заведующий кафедрой инновационных музыкальных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

СРАДЖЕВ ВИКТОР ПУЛАТОВИЧ

кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского»

ГРОХОТОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Защита состоится « » 2012 года в часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан « » 2012 года

Ученый секретарь Совета,

кандидат педагогических наук,

профессор И.С. Аврамкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одной из актуальных задач современной науки является пополнение знаний о тех областях исполнительского и педагогического репертуара, которые поныне не нашли в теории и практике достаточного освещения. Это должно способствовать обогащению наших представлений как о творчестве того или иного композитора, так и о культурном своеобразии исторической эпохи в контексте современного видения.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, творчество которого необычайно широко и многогранно. Музыка его исключительно популярна. Фортепианные произведения Чайковского занимают достойное место в концертном и педагогическом репертуаре пианистов разных стран, в том числе и Республики Корея. Корейские пианисты, получившие музыкальное образование в России (а таких с каждым годом становится все больше и больше), привлекают внимание своих учеников к миниатюрам русских композиторов, и фортепианные пьесы Чайковского среди этих сочинений являются наиболее популярными и любимыми. Немалый вклад в привлечении внимания пианистов к фортепианному наследию композитора сыграли фортепианные конкурсы имени Чайковского, в которых исполнение его фортепианных сочинений, в том числе и миниатюр, является обязательным.

Нельзя не заметить, однако, что среди большого числа фортепианных сочинений Чайковского одни обладают широкой популярностью, другие недостаточно хорошо известны широкому кругу музыкантов и любителей музыки. Между тем, эти менее известные сочинения, особенно циклы фортепианных миниатюр, исключительно богаты как в содержательном, так и в художественном аспектах. Встречаются среди них и подлинные шедевры.

Таким образом, представляется несомненной необходимость методического и исполнительского анализа всех фортепианных миниатюр Чайковского в их совокупности с позиций современного видения. В контекст анализа целесообразно включение сравнительного анализа исполнительских интерпретаций произведений композитора, в том числе и менее распространенных в исполнительской практике, пианистами прошлого и современности.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Фортепианное наследие Чайковского получило в музыковедческой литературе достаточно основательное, но неравномерное освещение. Немалый интерес в этом плане представляют положения, изложенные в исследованиях Б. Асафьева, А. Альшванга и др. В основополагающем труде А. Николаева «Фортепианные произведения П. И. Чайковского» акцент делается, главным образом, на рассмотрении произведений крупной формы – сонат и концертов. Фортепианные циклы анализируются здесь лишь в основных чертах. В книге К. Зенкина «Фортепианная миниатюра и пути романтизма» фортепианные циклы композитора также рассматриваются достаточно обобщенно, главным образом, в ракурсе становления миниатюры как жанра романтической музыки в целом. Средства исполнительской выразительности и проблемы исполнительской интерпретации Зенкиным специально не рассматриваются. В труде В. Цуккермана «Выразительные средства лирики Чайковского» особенности музыкального языка композитора раскрываются в контексте целостного анализа его произведений, фортепианные миниатюры не становятся здесь предметом специального рассмотрения.

Из фортепианных циклов Чайковского наиболее подробно проанализирован в музыковедческой литературе «Детский альбом». Этому произведению посвящены методические разработки и учебные пособия С. Айзенштадта, Н. Корыхаловой, И. Малининой, Л. Поляковой, М Смирновой, а также ряд статей, из которых выделяется оригинальностью постановки проблем статья М. Месроповой и А. Кандинского-Рыбникова. В работах Поляковой и Малинной с методических позиций освещен также фортепианный цикл «Времена года».

По вопросам истолкования фортепианной музыки Чайковского высказывались многие исследователи, исполнители и педагоги – А. Гольденвейзер, М. Гринберг, К. Игумнов, В. Ландовская Я. Мильштейн, Г. Нейгауз, Г. Коган, Д. Рабинович, С. Рихтер, В. Софроницкий, Я. Флиер, М. Смирнов, Л. Наумов, М. Плетнев и др. Подробно проанализировал интерпретацию цикла «Времена года» К. Игумновым В. Эпштейн.

При всей ценности перечисленных выше трудов, нельзя не отметить, что они не решают проблемы исследования фортепианных миниатюр композитора в комплексе. Отсутствуют обобщающие труды, в которых как популярные, так и менее распространенные в исполнительском и педагогическом процессах фортепианные циклы композитора рассматриваются всесторонне. Не проанализированы и особенности исполнительской интерпретации миниатюр Чайковского с позиций современности. Что касается корейского музыкознания, то в нем проблемы исполнения фортепианной музыки Чайковского, в том числе и миниатюр, до настоящего времени практически не затрагивалась.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются фортепианные миниатюры Чайковского в их совокупности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составляет проблема истолкования фортепианных пьес композитора в исполнительском и педагогическом процессах.


загрузка...