"Кризис личности на рубеже XX-XXI веков: социально-философский анализ" (28.09.2012)

Автор: Аль-Хуссаини Рустам Хакимович

Третья группа источников включает работы, посвященные анализу общества и человека в нем: К. Маркс, Г. Маркузе, Т. Парсонс, Т. Адорно, А. Тойнби, Э. Фромм, Н. Луман, П. Штомпка и др.

Четвертая группа публикаций представлена именами исследователей, обращавшихся к вопросу кризиса человека XX-XXI столетий: А. Вебер, А. Швейцер, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно, П.С. Гуревич, Р. Мертон, Н. Давыдов, М.К. Мамардашвили, Ф. Фукуяма, Т.А. Хагуров, Т.Ю. Сидорина, А.Ю. Шеманов и др.

В пятую, заключительную группу, входят публикации, в которых тема кризиса человека была затронута в связи с освещением иных тем и проблем. К ним относятся преимущественно работы публицистического плана, авторами которых являются: Е.И. Замятин, О. Хаксли, Х. Борхес, Дж. Оруэл, В. Я. Бахмутский, А.А. Зиновьев и др.

В трудах многих отечественных философов, социологов и культурологов разрабатывались идеи и проблемы, лежащие на стыке общества, культуры и человека и ставшие важным вкладом в русскую гуманитарную науку прошлого и этого столетий. В число этих авторов входят Г.А. Антипов, Р.Г. Апресян, Г.С. Арефьева, В.С. Барулин, В.С. Библер, А.П. Валицкая, В.Д. Губин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Г.Г. Зейналов, Н.И. Лапин, В.А. Лекторский, Г.В. Осипов, К.С. Пигров, Ю.И. Прохоренко Т.Ю. Сидорина, А.Н. Чумаков, и др.

Социально-психологический подход к личности и субъекту в отечественной мысли реализован в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ананьева, Б.Г. Ананьева, А.В. Бушлинского, Л.С. Выготского, А.И. Крупнова, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, С.А. Рубинштейна и др.

В связи с тем, что диссертационная работа обращена к кризисным явлениям, касающимся и личности, и социума и культуры, то необходимо обозначить разработанность вопросов, относящихся ко всем этим сферам.

Культурный кризис XX столетия рассматривали в своих сочинениях такие видные деятели европейской науки как: А. Бадью, Э. Ван ден Хааг, А. Вебер, П. Вирильо, Э. Гуссерль, Г. Зиммель, Т. Лессинг, А. Швейцер, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно, Ж. Делез и другие, а также русские ученые, работающие в эмиграции: П. Сорокин, А. Кожев.

Кризис человека в XX веке освещался в работах У. Джеймса, К.Г. Юнга, К. Ясперса, М. Бубера, Х. Ортега-и-Гассета, К. Хорни, Р. Гвардини, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, К. Манхейма, М. Хоркхаймера, В. Райха, Э. Юнгера, Г. Маркузе, Э. Фромма, Т. Адорно, Ж.-П. Сартра, Э. Мунье, Р. Мертона, Ж. Делеза, А. Бадью и др.

Осмысление феномена антропологического и социокультурного кризиса на западе было предпринято следующими видными русскими мыслителями: Н.А. Бердяев, М.О. Гершензон, С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, Н.В. Устрялов, А.В. Кожев, В.В. Розанов и др.

Объектом исследования выступает человек социальный

В качестве предмета исследования выступает духовный кризис современной личности, детерминированный социально-культурной средой.

Цель работы – выявить причины духовного кризиса личности, обусловленные состоянием современных культуры и социума и описать модель личности, формируемой в процессе интеграции социокультурных феноменов.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

выявить генезис и современное социально-культурологическое содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект», «субъектность» и их соотношение и взаимодействие;

проследить генезис и эволюцию представлений о человеке как о личности и социальном субъекте;

обосновать выбор методологических средств философского исследования личности;

рассмотреть феномен современного кризиса личности сквозь призму взаимодействия социальных и культурных факторов;

дать оценку состояния современной культуры и проследить её влияние на возникновение и развитие кризиса личности;

дать характеристику отечественного социума на рубеже тысячелетий и исследовать кризис личности как процесс воздействия социальной среды на индивида.

Теоретико-методологические основы работы. В качестве теоретической основы исследования выступают труды зарубежных и отечественных философов, социологов, культурологов, антропологов и психологов XX-XXI столетий, обращавшихся к проблеме кризиса человека.

Ядро теоретической базы составили работы представителей Франкфуртской школы социологии и философии: М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма. Однако воплощение исследовательского замысла невозможно без обращения к трудам иных видных западных исследователей XX-XXI века, разрабатывавших различные аспекты данной проблемы: Ж.-П. Сартра, Ф. Фукуямы, П. Тейара де Шардена, М. Шеллера, К.Г. Юнга.

В круг отечественных авторов, чьи публикации оказали заметное воздействие на ход исследования, вошли Н. Бердяев, Ю. Давыдов, Т. Заславская, Л. Левицкий, М. Мамардашвили, Т. Хагуров, А. Шеманов.

В основу диссертационной работы положен принцип системности, позволяющий рассматривать проблему человека как часть сложного комплекса кризисных явлений в культурном и социальном пространстве.

Критический метод направлен на выявление и обличение внутренних кризисных процессов в личности и обуславливающих их негативных сторон социальной жизни.

В качестве дополнительного методического инструментария использованы: социокультурный подход, позволяющий показать единство культурных и социальных пластов в рамках общества и их взаимодействие с личностью; принцип диалектического детерминизма, позволяющий рассмотреть личность, социум и культуру в их взаимосвязи и взаимообусловленности; общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, обобщение и абстрагирование.

Новизна данного исследования заключается в том, что:

проведен комплексный системный анализ кризисного состояния человека, основанный на широком охвате изучаемого феномена в отличие от относительно узких и специализированных публикаций. Кризис личности рассматривается как результат взаимодействия трех систем: культурной, социальной и личностной, а также как динамика «внутреннего» содержания личности и «внешнего» содержания социокультурной среды.

обоснована целесообразность введения в научный оборот понятия «субъектная невыявленность», характеризующего особое состояние личности, не способной к полноценному автономному существованию и полной самоактуализации;

анализ кризиса личности проходит сквозь призму субъектности как основного способа проявления внутренней потенции индивида во внешней реальности. Субъектность выступает основным условием сознательной деятельности, которая должна регулироваться гуманистическими нормами;

описана формируемая под воздействием интеграции в индивиде социокультурных феноменов модель личности как носителя симптомов кризиса.

Положения, выносимые на защиту:

Человек – сложное образование, соотношение составных компонентов которого гуманитарными науками до конца не выявлено. С точки зрения представления себя автономной частью реальности субъектность индивида занимает ведущую позицию. Присущее субъектности свойство отражать воплощенность индивида в действительности в качестве мыслящей и действующей единицы обуславливает важность использования данного понятия в качестве критерия оценки личности: оно диалектически связывает внутриличностные потенции с внешней социально-культурной реальностью, что позволяет избежать одностороннего взгляда на человека.

Протекание современного кризиса личности носит системный характер, это обусловлено тем, что её становление и функционирование происходит во взаимодействии со всеми подсистемами. Это позволяет исследовать кризис личности с точки зрения воздействия на неё культурной и социальной подсистем.

Одним из проявлений кризиса личности является феномен её субъектной невыявленности. Возникающая в результате интеграции внешних социально-культурных факторов с внутренними характеристиками личности, субъектная невыявленность способствует возникновению пассивной, бездеятельной, дезориентированной, утратившей автономность личности.

По мере ослабления традиционных социальных институтов общество принимает на себя их функции, тем самым увеличивая свое присутствие в личном пространстве индивида. Подобное превалирование общественного над индивидуальным ведет к чрезмерному культивированию адаптивно-конформистских качеств в ущерб волевым. Субъектность может стать действенным инструментом поддержания индивидуального и общественного, препятствующего растворению личности в социуме.

Протекающий кризис личности обуславливает необходимость создания новой универсальной, максимально приближенной к реальной жизни и отражающей сложность и противоречивость действительности модели человека. На её основании может быть осуществлен перевод теоретических знаний в область практического приложения, с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для преодоления кризиса и конструктивных преобразований общества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы расширяют и дополняют сложившиеся к данному моменту представления о человеке как социальном субъекте и причинах кризиса личности посредством её исследования как части общественной системы, тесно взаимосвязанной культурной и социальной подсистемами.

Выявление наиболее типичных кризисных характеристик личности начала XXI века, полученных в ходе анализа её взаимодействий с социальными институтами, позволяет создать на их основе модель современного представителя отечественного социума, способную прояснить тенденции его дальнейшей социальной эволюции. Концептуализация данной модели, произведенная на основе её сравнения с другими моделями, возникшими на рубеже тысячелетий, позволяет вскрыть сущность современной личности, её сильные и слабые стороны и определить возможное воздействие человеческого фактора на развитие отечественного социума в будущем.

И, наконец, осознание глубинных причин кризиса человека позволяет выработать меры для изменения текущей ситуации и предотвращения подобных кризисов впоследствии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов представителями различных областей гуманитарного знания, в том числе при разработке курсов лекций на факультетах социо-гуманитарного направления, специальных курсов гуманитарного профиля, различного рода программ, посвященных проблемам человека и общества. Результаты исследования также могут быть использованы специалистами по связям с общественностью, управляющим составом государственного аппарата различного уровня, широким кругом специалистов, чьи интересы соприкасаются с затронутыми в исследовании вопросами.


загрузка...