"Гуманитарная культура в формировании эстетических и этических идеалов личности" (28.09.2012)

Автор: Слуцкая Ирина Ильинична

В работах Цицерона, римского философа и оратора, писателя и государственного деятеля, развиваются идеи нравственно-социального значения художественного творчества, заложенных в нем возможностей «возделывания души», воспитания свободного, нравственного человека, стремящегося к мудрости, к преодолению пороков, к справедливости, к созданию «государства культуры», в котором воплощается идеал «человека культурного». Эти идеи будут в дальнейшем продолжены и развиты в творчестве Вергилия, Сенеки и Тацита.

Красота человеческого Духа – основная тема одного из крупнейших философов III века н. э. Плотина, чьи идеи, вновь и вновь обращающие к эстетическим и этическим идеалам античности, к воззрениям Платона, на протяжении веков продолжают жить в пространстве культуры. Так, в культуре античного мира уже «посеяны» зерна, которым суждено прорастать в философских и художественных творениях последующих веков. В работах одного из крупнейших философов раннего христианства Аврелия Августина эстетические и этические идеалы несет в себе град Божий, сообщество людей, устремленных к постижению Христа, верующих в него. Он дарует им Любовь и взаимопонимание, в этом сообществе царит взаимное уважение, в нем человек черпает силы и находит поддержку в своих деяниях.

К самопознанию призывает средневековый философ Абеляр, для которого нравственное совершенствование и есть путь к Богу. Совесть интерпретируется им как субъективная этическая норма, а в богословии он выделяет три важнейших составляющих – веру, милосердие и таинство. Выдающийся средневековый философ Фома Аквинский вновь обращается в своих трудах к этике Аристотеля, воззрениям Аврелия Августина, к неоплатонизму, утверждая, что человек разумен, он способен постигать мир, а человеческая душа – основа жизни тела, она несет в себе функции потенциального интеллекта.

Однако подлинное открытие человека происходит в эпоху Возрождения, когда художник, поэт, писатель, философ осознаются как творцы культуры, а гуманитарные науки (филология, риторика, история, этика) воспринимаются как ее фундамент. Возрождение начинает утверждать антропоцентристскую картину мира, в которой человек получает право самосозидания. Так воспринимают человека итальянские гуманисты Ф. Петрарка и Джаноццо Манетти, эта мысль звучит в высказываниях Пико делла Мирандолы в его знаменитой речи «О достоинстве человека». М. Монтень – французский философ-гуманист – в своих трудах жестко обрушивается на догмы и стереотипы, сложившиеся в европейской цивилизации, призывая человека вернуться к природе, жить в гармонии с ней.

В работах последнего крупного философа Возрождения, зачинателя философии Нового времени Ф. Бэкона соединились природа и человек, общество, история, политика, мораль, психология и поэзия. Наука должна служить поиску истины, при этом «практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за жизненных благ»1. В этом видит философ предназначение человека, его этический идеал. В работах младшего современника Бэкона Р. Декарта еще не применяется понятие «субъект» в нынешнем понимании этой категории, но уже продемонстрирован субъектно-объектный подход в философии, положивший начало изучению проблемы ценностей, чрезвычайно важной для осмысления сущности гуманистических ценностей, значимости этой проблемы в формировании эстетических и этических идеалов личности.

Это уже предвестие начинающейся эпохи Просвещения, которая провозгласит новые идеи, руководствуясь желанием найти пути, максимально эффективные как для развития человека, так и общества в целом. Для английского философа, предвестника Просвещения, Томаса Гоббса очевидно, что единение разума и совести являет собой этический идеал, а искусство выражает творческую сущность человека, его креативность, проявляющуюся во всех сферах бытия. Французский социальный философ-просветитель Шарль Луи Монтескье в поиске таких путей обращается к нравственности и морали, обосновывает необходимость терпимости (толерантности) по отношению к различным верованиям человека, утверждает идею свободы совести как этический идеал для государства, стремящегося к прогрессу. В работах итальянского философа, историка и филолога Джамбаттиста Вико высказано убеждение в том, что человеческий дух – это самый мощный двигатель истории. При этом особую роль Вико отводит искусству, которое, по его мнению, обладает огромными возможностями для постижения сути вещей. Высоко вознося человеческий разум, он не менее значимыми признает чувства, фантазию, воображение, волю, присущие творческой сущности человека.

В творчестве мыслителей Нового времени (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Гердер и др.) разум рассматривается как мощный инструмент для совершенствования общества, они провозглашают необходимость единения красоты с пользой, что предполагает единение эстетического и этического начал как условие достижения совершенства и завершенности и в искусстве, и в жизни. В эстетике Д. Дидро очень ярко выражена попытка соединить новую картину мира, в которой царствует разум, с осмыслением природы прекрасного, с пониманием роли человека как творца прекрасного. В творчестве И. Канта разум человека только тогда продуктивен, если свободен и направлен на выполнение нравственного закона («категорического императива»), на становление человека как морального существа. Именно в этом он видит цель гуманитарной культуры, которая способствует как индивидуальному, так и общественному, общечеловеческому развитию, то есть способствует культурной эволюции человечества.

Переход к новой эпохе – эпохе Романтизма – являет собой следующую ступень в осмыслении роли эстетических и этических идеалов человечества. В эстетических идеях основателей «йенской школы», немецких романтиков (братья А. и Ф. Шлегели, Новалис, Л. Тик, В. Вакенродер и др.), философии И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Ф. Шлейермахера, в творчестве И. В. Гёте, Ф. Шиллера, в эстетических трудах французских романтиков – П. С. Бланша, Ф. Р. Шатобриана, Б. Констана, Ж. Жубера, А. де Виньи, в философско-эстетических воззрениях английских романтиков – С. Т. Кольриджа, В. Водсворта, Р. Саути, в эстетике американских романтиков – Ф. Френо, Ч. Брокден Брауна, В. К. Брайента, Дж. Ф. Купера, Э. А. По – декларируется идея кардинального перехода от человека разумного к человеку духовному, постоянно устремленному к Универсуму, к идеалу духовного постижения мира. Именно таким человеком, по мнению романтиков, является художник. Этим определяется культ искусства в пространстве романтической эпохи. Гуманитарная культура обретает в это время огромную значимость. В этой атмосфере рождаются и крепнут представления об эстетически-ценностном постижении мира.

Г. В. Ф. Гегелю очевидно, что необходимо найти пути для примирения духа и разума, в котором он видит саморазвивающуюся сущность человека, а в образовании – путь от частности ко всеобщности. Для Г. В. Ф. Гегеля разум и чувство не разделены столь жестко, как это декларируют мыслители эпохи Просвещения или Романтизма. Они слиты воедино, постигающий объективную реальность субъект поднимается от своей единичности ко всеобщности мышления, к «абсолютному разуму». Линия просветительского натурализма будет продолжена в философии этического позитивизма (И. Бентам, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, в России – П. Л. Лавров, В. В. Лесевич, Н. К. Михайловский, К. Д. Кавелин, Н. И. Кареев и др.), которому, по выражению В. М. Межуева, было присуще чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в «светлое будущее».

Однако на смену историческому оптимизму приходит эра исторического пессимизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.), связанная с осознаваемым кризисом гуманизма и требующая от философов переноса внимания на философию жизни, которая является высшей ценностью, сущностью бытия, наполненной духовной энергией, творческой активностью (В. Дильтей, Ж. П. Сартр и др.). ХХ век продолжает активный поиск эстетических и этических идеалов, способных открыть наиболее оптимальные пути для дальнейшего развития культуры.

Так, в гуманитарной мысли России ХХ века духовным поискам смысла бытия придается огромная роль. В историософском труде «Роза мира» Д. Л. Андреева – поэта и писателя, историка и философа культуры, представлены эстетические и этические идеалы грядущего мира, в котором общество обеспечит воспитание нового человека, человека «облагороженного образа». Идеалы Красоты и Добра, по мнению Д. Л. Андреева, позволят человечеству создать единое духовное пространство, всемирное Братство. В этом видел русский поэт и мыслитель смысл и главное направление развития культуры. Теоретик русского символизма, А.  Белый (А. Н. Бугаев) считал, что высшая миссия культуры заключается в «пересоздании человечества» в новое качество, в новую реальность, где царят высокие эстетические и этические идеалы. Искусство как область эстетического и мораль как область этического должны были создать для культуры те ценностные ориентиры, которые позволили бы ей творить новый, более совершенный мир.

Для М. М. Бахтина воплощением его эстетических и этических идеалов является идея художественно-эстетического и духовно-нравственного диалога, который он рассматривает не только как форму общения личностей, но и как взаимодействие культур, многоголосие и полифонию художественных направлений и стилей, равноправие субъектов духовного общения, в котором личность обретает новое знание мира и человека, новые возможности творения Красоты и Добра. Самоопределение личности в пространстве культуры происходит, по мнению Бахтина, в процессе ценностного взаимодействия между «Я» и «Другим» в определенном социально-историческом контексте, который он называет «интонационно-ценностным» фоном. Процесс самоопределения личности в пространстве культуры, по мнению Бахтина, возможен только в диалоге, который он интерпретирует как всеобщую основу человеческого взаимопонимания.

В центр внимания философской мысли ХХ века также вошла деятельностная интерпретация культурного творчества, получившая значительное распространение в отечественной философии (А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, Г. С. Батищев, Ю. Н. Давыдов, Н. Г. Денисов, Э. В. Ильенков, Л. С. Зорилова, Н. С. Злобин, В. И. Лях, Р. В. Садов и др.). Н. С. Злобин на протяжении всей своей жизни отстаивал идею, согласно которой культура – это то пространство, в котором происходит развитие личности как субъекта деятельности, субъекта социально-культурного творчества, реализующего в этом процессе весь свой творческий потенциал.

Исследованиям структуры и содержания гуманитарной культуры посвящены работы многих современных ученых (А. И. Арнольдов, П. С. Волкова, И. И. Горлова, В. П. Гриценко, Е. Н. Шиянов, А. С. Запесоцкий, Т. Н. Полякова, Ю. М. Шор, Е. И. Шулев, Н. Н. Савельева, Н. И. Элиасберг и др.). А. И. Арнольдов интерпретирует структуру гуманитарной культуры как целостную информационную систему, А. С. Запесоцкий в этой целостности усматривает системное единство различных пластов: аксиологического, заключающего в себе систему философских, моральных, религиозных, художественных ценностей; онтологического, заключающего в себе систему базовых культурных ценностей, проявляющихся в языке, в сложившихся нормах, традициях, преданиях, а также в соответствующей этим нормам эстетическим и этическим идеалам. Ю. М. Шор интерпретирует гуманитарную культуру как культуру переживания, «очеловечивающую» окружающий мир, позволяющий обретать знание через глубокое чувство.

Много работ современных российских исследователей посвящено созданию гуманитарно-образовательной социокультурной среды как условию гуманизации образования (Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельский, А. В. Бездухов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Б. С. Братусь, С. Л. Братченко, К. Н. Вентцель, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, Н. С. Дежникова, Е. Г. Евдокимова, В. И. Жуков, В. И. Загвязинский, Л. М. Зельманова, В. А. Кан-Калик, В. А. Козырев, Ю. Н. Кулюткин, К. М. Левковский, В. П. Лежников, А. М. Лобок, В. А. Мейдер, А. А. Мелик-Пашаев, Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева, Н. Д. Никандров, Ю. И. Турчанинова, М. И. Петросян, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Н. Л. Уварова, В. Д. Чарушников и др.).

В них освещаются проблемы обретения культуры знания, формирующейся в процессе постижения гуманитарной культуры; культуры отношения к себе, к жизни в социуме, к окружающему миру, к смыслам и ценностям, транслируемым гуманитарной культурой; культуры общения и социального взаимодействия, определяющей социальный «климат» в стране; культуры творческой деятельности, направленной на обретение социокультурного опыта, ценностное осмысление его и созидание на основании этого опыта нового социокультурного пространства.

Значительное количество исследований, посвященных изучению роли гуманитарной культуры в осуществлении процесса становления личности, обретения ею высоких эстетических и этических идеалов, обусловлено острыми противоречиями, характерными для современной информационной цивилизации, которые заключаются в противостоянии между: гуманистической и технократической парадигмами в развитии современной культуры; общепринятыми установками на дальнейшее развитие духовной сокровищницы отечественной культуры и одновременно активно навязываемыми обществом потребления представлениями, направляющими человека в сторону непрерывного обогащения как основного критерия достижения успеха в жизни и деятельности; движением в сторону гуманизации образования и упорно сохраняющей свои позиции знаниевой парадигмой. Поиск путей преодоления этих противоречий составляет основную проблему исследования.

Объект исследования. Формирование эстетических и этических идеалов как процесс духовного самоопределения личности в пространстве культуры.

Предмет исследования. Сущность, содержание и механизмы влияния гуманитарной культуры на процесс формирования эстетических и этических идеалов личности.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование необходимости и условий создания гуманитарной социокультурной среды в современной системе высшего образования; разработка и анализ эффективности модели осуществления процесса формирования эстетических и этических идеалов личности в гуманитарной социокультурной среде современного вуза.

Задачи исследования:

· уточнить интерпретацию понятий «эстетические и этические идеалы» в контексте исследуемой проблемы;

· выявить сущность, содержание и механизмы влияния гуманитарной культуры на процесс формирования эстетических и этических идеалов личности;

· определить основные методологические подходы, позволяющие раскрыть в полном объеме проблему исследования;

· проанализировать и обобщить опыт функционирования гуманитарной социокультурной среды в современной системе высшего образования;

· на основании проведенного анализа обосновать необходимость и выявить условия создания и функционирования гуманитарной социокультурной среды в современной системе высшего образования;

· разработать модель поэтапного и целенаправленного процесса формирования эстетических и этических идеалов личности в гуманитарной социокультурной среде;

· проанализировать эффективность представленной модели.

Гипотеза исследования: осуществление процесса формирования эстетических и этических идеалов личности будет максимально эффективным, если:

- этот процесс будет признан одним из важнейших компонентов духовного самоопределения личности в пространстве культуры;

- будет выявлена роль гуманитарной культуры в его осуществлении;

- будут сформулированы сущность, содержание и механизмы влияния гуманитарной культуры на процесс формирования эстетических и этических идеалов личности;

- будут определены условия создания и функционирования гуманитарной социокультурной среды в современной системе высшего образования;

- будет разработана и реализована универсальная модель формирования эстетических и этических идеалов личности в гуманитарной социокультурной среде современного вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные идеи, концепции, теории, раскрывающие сущность выдвинутой проблемы с позиции философии, культурологии, антропологии, аксиологии, социологии, эстетики, этики, герменевтики, философии искусства и образования, психологии развития личности, психологии художественного творчества. Особое внимание было уделено работам отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих ряд аспектов выдвинутой проблемы, связанных с сохранением и трансляцией культурных ценностей и смыслов (Г. Г. Анпеткова-Шарова, В. Е. Баглай, М. Вебер, Г. Д. Гачев, И. И. Горлова, В. П. Гриценко, П. С. Гуревич, П. С. Волкова, Н. Г. Денисов, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, В. И. Лях, В. Г. Распутин, Р. А. Ханаху, Д. С. Шабалин и др.); с ролью гуманистических ценностей, эстетических и этических идеалов в духовном самоопределении личности в социокультурном пространстве (А. И. Арнольдов, Р. Г. Апресян, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Б. П. Борисов, С. В. Бородавкин, В. О. Виндельбанд, О. Г. Дробницкий, Л. С. Зорилова, Н. И. Киященко, Н. С. Розов, В. Г. Торосян, М. Хайдеггер, В. Б. Храмов, Ю. М. Шор и др.); с взаимодействием личности, общества, культуры (П. Н. Воге, Ю. Г. Волков, Л. А. Зеленов, В. Ж. Келле, Н. Б. Крылова, Л. М. Куракина, В. А. Кутырев, Д. С. Лихачев, В. М. Межуев, В. Н. Сагатовский, Н. Л. Сергиенко, В. Г. Сидоров, Ч. Сноу, В. Д. Шадриков и др.); с перспективами развития гуманитарного знания (И. А. Бирич, Л. С. Братченко, В. И. Жуков, С. В. Иванова, И. А. Колесникова, Л. И. Коханович, В. Л. Кургузов, Дж. Я. Коул, Д. А. Леусенко, Л. А. Микешина, А. В. Миронов, А. Михайлов, В. Е. Осипов, О. Г. Панченко, В. Т. Пуляев, В. Д. Стельмах, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, Л. В. Хазова и др.); с осмыслением процесса рождения и трансформации социокультурных ценностей в пространстве Новейшего времени (Е. Н. Гнатик, А. Н. Еремеева, Н. С. Злобин, Л. С. Зорин, А. З. Инкина-Ерицпохова, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, Э. С. Маркарян, С. А. Морозов, Л. Н. Столович, А. А. Хагуров и др.); с обращением к художественному тексту как феномену культуры (П. С. Волкова, Е. Ю. Гениева, В. А. Левидов, Д. С. Лихачев, А. Н. Малюков, М. К. Найденко, Э. Неизвестный, Б. М. Неменский, Л. Н. Толстой, М. Л. Соснова, И. Е. Фадеева, А. И. Щербакова и др.); с проблемой коммуникации – преодолением межэтнических конфликтов, осуществлением межкультурного диалога, обращением к искусству как способу духовного общения (Д. Л. Андреев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Е. Ю. Гениева, Н. С. Ефимова, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, Ю. М. Лотман, В. Н. Панферов, И. А. Саяпина, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, А. И. Щербакова и др.); с самореализацией и самоактуализацией творческого потенциала личности в пространстве культуры (Ш. А. Амонашвили, И. А. Бирич, О. С. Газман, Л. А. Зеленов, В. П. Зинченко, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Малюков, М. Мид, Н. Н. Павелко, Г. Риккерт, А. Г. Спиркин, А. Дж. Тойнби, В. Э. Франкл, Э. Фромм, Р. Хирау, М. А. Холодная, К. Штарке и др.).

На основании проведенного анализа были определены основные методологические подходы к проблеме исследования, включающие в себя: философско-антропологический, определяющий центральное место становящейся личности в представленном исследовании; системно-аксиологический, позволяющий осмысливать сущность гуманистических ценностей, их неразрывную связь с эстетическими и этическими идеалами эпохи в контексте становления и развития культуры как саморазвивающейся системы; личностно-интерпретационный, способствующий пониманию и толкованию текстов постигаемой гуманитарной культуры; эстетически-ценностный, выражающий личностное отношение к постигаемым смыслам и ценностям; интегративно-междисциплинарный, позволяющий выявлять взаимодействия, взаимовлияния, взаимосвязи между различными областями культуры; художественно-эстетический, позволяющий постигать воплощение эстетических и этических идеалов в творениях художников прошлого и настоящего; художественно-деятельностный, вовлекающий становящуюся личность в атмосферу художественного творчества и позволяющий ей осознавать себя субъектом художественно-творческой деятельности.

Методы исследования:

· изучение и анализ научных источников по теме исследования;

· наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, дискуссии, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы;

· анализ и статистическая обработка полученных результатов.


загрузка...