"Гуманитарная культура в формировании эстетических и этических идеалов личности" (28.09.2012)

Автор: Слуцкая Ирина Ильинична

Слуцкая Ирина Ильинична

Гуманитарная культура

в формировании эстетических

и этических идеалов личности

24.00.01 – Теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Краснодар 2012

Работа выполнена на кафедре социологии и философии культуры

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»

Научный руководитель:

Щербакова Анна Иосифовна – доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального

университета.

Официальные оппоненты:

Найденко Михаил Константинович – доктор культурологи, профессор кафедры режиссуры Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

Цыпин Геннадий Моисеевич – доктор педагогических наук, кандидат

искусствоведения, профессор кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета

Ведущая организация:

Московский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится «30» октября 2012 г. в «12.30» часов на заседании диссертационного совета Д. 210.007.02 по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу: 350072, Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Текст автореферата размещен:

на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ по адресу: http://vak. ed. gov. ru/ «28» сентября 2012 года.

на сайте Краснодарского государственного университета культуры и искусств: http//www. kguki. info «28» сентября 2012 г.

Автореферат разослан «28» сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор В. И. Лях

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная эпоха, которую принято определять как информационную цивилизацию, характеризующуюся множеством сложных процессов, неизбежных в пространстве культуры техногенного типа, постоянно обращает исследователей – культурологов, философов, социологов, психологов, педагогов – к проблеме формирования эстетических и этических идеалов личности, к роли гуманитарной культуры в осуществлении этого процесса. Свидетельством тому являются многочисленные исследования, конференции, дискуссии, посвященные роли гуманитарности в становлении и развитии культуры, той миссии, которую она выполняет на современном историческом этапе развития человечества.

В этих обсуждениях постоянно подчеркивается, что любой локальный конфликт в информационную эпоху грозит перерасти в глобальный, а при наличии того уровня вооружения, которого человечество достигло к ХХI веку, степень рисков многократно увеличивается. Воспитание личности, обладающей высоким уровнем духовной культуры, осознающей степень ответственности каждого человека за судьбы мира, стремящейся к реализации своего творческого потенциала, готовой воплотить в своей жизни и деятельности высокие эстетические и этические идеалы, является важнейшей проблемой, от решения которой зависит ход дальнейшего развития культуры.

Эта проблема, несомненно, относится к области культурологии как междисциплинарной науки, синтезирующей значительный объем научных знаний, теорий и концепций, связанных с исследованиями в области культуры. При всем многообразии таких исследований, раскрывающих различные аспекты культурологической мысли, – теоретические, исторические, мировоззренческие, ментальные, включающие в себя историю культурологических воззрений, понятий и представлений о сущности культуры, об исторической преемственности в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, о факторах развития культуры, – центральным «действующим лицом» в них всегда является человек как субъект социально-культурного творчества, творение и творец культуры (М. С. Каган).

Формирование эстетических и этических идеалов личности – это не только процесс ее собственного художественно-эстетического и духовно-нравственного становления, самоидентификации и самоопределения в окружающем мире, но и тот импульс, который она вносит в процесс саморазвития культуры, то Будущее, которое рождается в недрах Настоящего. Этим обусловлен выбор темы представленного исследования.

Степень изученности проблемы исследования.

У истоков цивилизации, в культуре античного мира, когда еще не существовало понятия «гуманитарная культура», проблема человека, его природы, его происхождения, осмысление его эстетических и этических идеалов, определяющих место в мире, смысл жизни и деятельности, находились в центре философской мысли. Современные исследователи связывают начало антропологической проблематики с самим процессом рождения античной философии. Предфилософские творения Гомера и Гесиода, антропология милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), философские представления ранней пифагорейской школы, размышления о космосе и «космической справедливости» Гераклита, «мир истины» Парменида свидетельствуют о явных антропологических интересах первых философов Греции.

В философских воззрениях Сократа внутренний мир человека, его способность постигать знание через личностное переживание и личностный опыт, его направленность не только на познание окружающего мира, но и на самопознание – основное направление развития идей. Человеческая душа и человеческий разум, согласно Сократу, – это источник и эстетического и этического начал. Несколько позже Протагор, продолжая эту традицию, выскажет мысль, которая будет цитироваться на протяжении всего развития гуманитарного знания: «Человек – мера всех вещей», а Платон обратится к дилемме души и тела, которая позже, в пространстве культуры Новейшего времени, преобразится в дилемму материальной и духовной культуры, культуры и цивилизации. Аристотель в рассуждениях о Красоте и Благе откроет новую страницу в постижении человека, возможностей его разума, его духовности и нравственности, в его учении религиозно-этическая и космологически-натуралистическая тенденции синтезируются, направляются на постижение целостности человеческой личности.


загрузка...