"Толерантность как принцип культурной политики: региональный аспект" (28.09.2012)

Автор: Рыбалко Екатерина Евгеньевна

– уровень человеческих взаимоотношений, предполагающий межличностное общение, работу в группах, совместное принятие решений;

– уровень культурного самосознания, базирующийся на осмыслении понятий: «культура», «человек – носитель определенной культуры», «разнообразие культур»;

– уровень поликультурного сознания, включающий преодоление предрассудков и стереотипов, ознакомление с историей и культурой различных этнических сообществ, уважение к людям независимо от их национальности, расы или пола, способность оценивать современные и исторические события с позиций различных культурных групп;

– уровень межкультурного опыта, предполагающий личный контакт с представителями различных сообществ, опыт адаптации к непривычной культурной среде;

– уровень общественных действий, реализующийся через распространение идей поликультурализма.

Если достижение задач поликультурного образования успешно осуществляется на всех пяти уровнях, личность получает возможность гармоничного функционирования и в качестве гражданина многонационального государства, и в качестве члена своего этнического сообщества.

На современном этапе сложилось несколько разных подходов включения в учебный материал информации об этнических, религиозных и культурных группах. Один из наиболее распространенных – подход, основанный на включении изолированных фактов из жизни и творческой биографии известных деятелей – героев этнических и культурных групп. При дополняющем подходе добавляются специальные часы для занятий, посвященных изучению особенностей этнических и культурных общностей. В свою очередь, трансформационный подход переносит содержательную информацию об этнических и культурных группах с границ в центр учебных программ. Он помогает учащимся понять, каким образом конструируется знание и как оно влияет на опыт, ценности и намерения того, кто это знание конструирует.

В связи с современными тенденциями, обусловленными социокультурной ситуацией, подобно другим регионам РФ, в Краснодарском крае начинает осуществляться интенсивная работа по включению национально-регионального компонента в школьные программы различных учебных курсов, в том числе предметов эстетического цикла. Данное обстоятельство определяет перспективы развития региональной системы художественного образования.

В параграфе 2.3 «Теоретико-методологические основы формирования толерантности школьников в системе регионального художественно-эстетического образования» рассматриваются особенности регионально-этнической культуры как фактора, способствующего формированию толерантных ценностей в обществе (И. А. Арабов, С. А. Арутюнов). Регионально-этническая культура являет собой сплав разнообразных форм и проявлений культуры различных этнических групп, существующих в локальном социальном пространстве. Еще раз подчеркнем, что особенностью Краснодарского края является исторически сложившийся многонациональный состав населения; «на Кубани реально существуют многие элементы традиционных культур черноморских и линейных кубанских, донских, терских казаков, адыгов, амшенских армян, понтийских греков, болгар, ассирийцев, цыган и др. Здесь соседствуют конфессии христиан и мусульман. Взаимодействие и взаимовлияние культур народов, народностей, этнических групп нашло отражение в произведениях искусств, в формировании особенностей диалекта, в самобытности регионального искусства», – пишет в своей статье И. И. Горлова.

Освоение регионально-этнической культуры как способа формирования культурной толерантности возможно в рамках национально-регионального компонента. Его содержание разрабатывается посредством следующих принципов: 1) региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем учебно-воспитательном процессе); 2) гуманизации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности); 3) историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов); 4) комплексности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое, формирование новой целостности).

В качестве особого рассмотрения соискатель выбирает область музыкально-эстетического образования с целью изучить его возможности в формировании толерантного сознания согласно требованиям региональной культурной политики. Аргументацией представленной позиции служит тот факт, что музыкальное искусство оказывает большое идейно-эмоциональное, идейно-психологическое воздействие на окружающих, обладая «универсальным», понятным каждому человеку (вне зависимости от языковой, этнической и конфессиональной принадлежности) языком выражения.

Более того, отталкиваясь от мнения исследователей, изучающих воздействие музыки на психику человека (Т. Абрамова, Р. Блаво, Л. Дворецкий, В. Мозгот, М. Флетчер, В. Шестаков), можно утверждать, что в данном виде искусства заложен колоссальный потенциал вызывать высокую степень эмоциональных реакций в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Также исследователи отмечают, что музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека, ее развитие, мир и гармонию, является истинно народная музыка.

Помимо этого музыкальная интонация предстает своеобразным зеркалом характерных особенностей нации. Уникальные интонационные сочетания песенного и инструментального фольклорного наследия определенного этноса, прошедшие многовековую «шлифовку», обладают высочайшими духовно-эстетическими качествами. Следовательно, музыкальная культура может выступать и в качестве базисного фактора идентификации личности.

Реализация задач духовного развития подрастающего поколения в русле гуманизма и толерантности предполагает необходимость проведения исследований в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания, в том числе и на материале регионального народного творчества. Разностороннее изучение учащимися лучших образцов многовекового музыкального наследия родного края должно привести их к постижению глубоких взаимосвязей музыкальной культуры с его историей и бытом. Традиционное многонациональное музыкальное искусство региона, сложившееся под влиянием исторических процессов, обладает большим образовательным и воспитательным эффектом и способно, на наш взгляд, формировать такое качество личности учащихся, как культурная толерантность.

Национально-региональный компонент в содержании музыкального образования реализуется на базовых положениях культурной парадигмы образования, а именно: содержание и формы ориентированы не столько на традиционные знания, информацию и фактический материал (их усвоение), сколько на базовые культурные ценности; культурная идентификация (или культурно-педагогическое обеспечение становления идентичности) каждого ребенка, являющаяся основным наполнением образования (его содержания и форм), включает становление и проявление культурной идентичности учащегося. Речь в данном случае идет о таких особенностях личностной культуры ребенка, как осознание и принятие им своей индивидуальности в качестве носителя и субъекта культуры в ее определенных формах. Подобное положение дел предполагает постоянное соотнесение саморазвития школьника с существующими культурными традициями и реальной поликультурной средой в условиях постоянной аккультурации (изменения культур в их взаимовлиянии)21.

Одним из важных аспектов развития культурной толерантности в сфере образования выступает деятельностная концепция поликультурного образования, авторы которой (Е. Ф. Тарасов и Ю. А. Сорокин) считают, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности. По мнению соискателя, таким способом практического освоения является музыкально-творческая деятельность, базирующаяся на интерпретации и творческом преломлении музыкального наследия региона. Посредством музыкальной композиции наиболее эффективно происходит оценка и приобщение школьника к различным культурам, осознание их ценности. Творчество не только расширяет эрудицию, углубляет миропонимание, оно способно вытеснять отрицательные эмоции и замещать их эмоциями положительными, созидательными, стать источником удовольствия и удовлетворения. Музыкально-творческая деятельность, в основе которой находятся музыкальные традиции народов края, выступает одним из самых действенных способов формирования такого качества, как культурная толерантность не столько на уровне безразличного принятия этикетных норм, сколько на уровне жизненно-актуального принципа взаимодействия в поликультурном обществе.

Подводя итоги, резюмируем следующее: культурная политика в условиях современности является важнейшим стратегическим фактором в формировании толерантных установок современного российского общества. В качестве инструментария, используемого для выполнения основных идей толерантности, выделяется в числе приоритетных образовательная сфера. Школа, реализующая основные цели и задачи поликультурного образования, ориентированная на национально-региональные особенности каждого субъекта Российской Федерации, позволяет реализовать огромный потенциал образовательной сферы в формировании культурной толерантности учащихся в качестве неотъемлемой составляющей личности гражданина поликультурного общества.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы, связанные с вопросом толерантности как феномена культуры в современном социуме.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

В изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ:

1. Рыбалко, Е.Е. Становление индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды региона [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. – № 4 (33). – С.122–123.

2. Рыбалко, Е.Е. К вопросу о толерантности в культурологии образования // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс].– 2012. – № 2. Шифр Информрегистра: 0421200093\0122. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-2-2012/culture/rybalko.pdf.

3. Рыбалко, Е.Е. Толерантность как феномен культуры: к истории вопроса // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс].– 2012.– № 3. Шифр Информрегистра: 0421200093\0214. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-3-2012/culture/rybalko.pdf.

Монографии:

4. Рыбалко, Е.Е. Толерантность как принцип культурной политики: научное издание [Текст] / Е.Е. Рыбалко.– Краснодар, 2012.– 148 с.

Статьи:

5. Рыбалко, Е.Е. Проблема становления личности школьника в поликультурной образовательной среде региона: концептуальные основы [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Историко-культурные и религиозные связи славянских народов: традиции и современность: матер. межд. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2006. – С. 55–60.

6. Рыбалко, Е.Е. Воспитание социальной толерантности школьников как средство формирования личности [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования: матер. Юж.-росс. науч.-практ. конф.– Краснодар, 2007. – С. 113–118.

7. Рыбалко, Е.Е. Этнопедагогика как национальный и общечеловеческий феномен [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: матер. межд. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2007.– С. 241–244.

8. Рыбалко, Е.Е. Толерантность как феномен культуры: опыт осмысления [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. научн. трудов. – Краснодар, 2011. – Вып. 7. – С. 277–283.

9. Рыбалко, Е.Е. Поликультурное образование как условие формирования толерантности [Текст] / Е.Е. Рыбалко // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. научн. трудов. – Краснодар, 2012. – Вып. 8. – С. 257– 269.

Общий объем публикаций по теме исследования составляет 11.35 п.л.

Типография

Краснодарского государственного

университета культуры и искусств

Краснодар, 350072, ул. 40 лет Победы, 33

Формат бумаги 60х84 1/16.

Заказ № 251. Тираж 110 экз.

Флиер, А.Я. О новой культурной политике России [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность, 1994. – № 5. – С. 14–15.

Шалин, В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость [Текст] / В.В. Шалин. – Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – С. 350


загрузка...