Государственная политика регулирования миграционных процессов в постсоветской России. (28.09.2012)

Автор: Хафизова Ильсияр Флюровна

5. Совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан, что приведет к сокращению эмиграции: усовершенствованная законодательная база будет способствовать возвращению в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам.

6. Принятие нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральными законами «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», иных законов, касающихся свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, защиты и обеспечения законных прав мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, ищущих убежища.

7. Создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта, которая приведет к сокращению эмиграции этих групп населения.

Государственная миграционная политика Российской Федерации, проводимая с учетом решения всех вышеозначенных задач, будет содействовать устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защите национальных и геополитических интересов Российской Федерации.

Сегодня миграционная привлекательность Российской Федерации для граждан стран СНГ остается высокой, миграционная ситуация продолжает оставаться сложной, хотя довольно прогнозируемой. Общая численность ежегодно прибывающих на территорию Российской Федерации преимущественно из сопредельных государств иностранных граждан составляет более 20 млн. чел. Увеличивается доля иностранных работников в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и других отраслях. Экономическая выгода государства растет вследствие увеличения налоговых поступлений в результате легальной трудовой деятельности мигрантов, активизации процесса легализации иностранных работников и снижения доли их занятости в теневом секторе экономики. Количество иностранных граждан, законно осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, по сравнению с началом 2000-х гг. выросло, но оно могло быть и больше, если бы механизм квотирования был отрегулирован и количество квот было бы реальным.

В этих условиях весьма актуально определение стратегического вектора миграционной политики государства. В связи с этим автор считает, что в процессе реализации миграционной политики необходимо осуществление следующих основных принципов:

- защиты прав, свобод и интересов граждан России, ограничения прав и свобод человека и гражданина только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

- согласования государственных интересов России, интересов субъектов федерации и граждан страны;

- обеспечения прямого действия Конституции Российской Федерации и применения федеральных законов для защиты законных прав всех мигрантов на территории Российской Федерации;

- единообразного применения в субъектах федерации федеральных стандартов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, защиты законных прав мигрантов;

- недопустимости дискриминации мигрантов по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;

- дифференцированного подхода к регулированию различных видов миграций (добровольных / вынужденных, внешних / внутренних, законных / нелегальных, на постоянное проживание / временное проживание / транзитных, российских граждан / иностранцев и апатридов и др.);

- стимулирования рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;

- квотирования приема беженцев и предоставления временного убежища;

- обеспечения национальной безопасности и защиты интересов РФ;

- взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями и средствами массовой информации с целью формирования толерантных отношений между мигрантами и принимающим населением.

Таким образом, первоочередной задачей сегодня становится концептуальное осмысление целей, задач и приоритетов миграционной политики с учетом долгосрочных вызовов, стоящих перед Россией.

Во втором параграфе второй главы «Система органов государственного регулирования миграционной политики и их функции» рассматривается система органов государственного регулирования миграционной политики в России, произведен анализ деятельности органов.

Регулирование миграционной политики – это сложный процесс, в котором участвует большое количество организаций различных уровней. Миграционная политика внутри государства предполагает наличие системы органов, обеспечивающих направляющее воздействие на отношения в сфере миграции. Органы власти не только осуществляют нормативное правовое регулирование этих отношений, но и реализуют исполнительные полномочия, связанные с контролем и надзором над процессами перемещения людей, над предоставлением им различных государственных услуг.

Разграничение полномочий в Российской Федерации осуществляется как по «горизонтали», так и по «вертикали». Полномочия всех без исключения федеральных и региональных органов государственной власти и по предметам ведения Российской Федерации, и по предметам совместного ведения, полномочия органов местного самоуправления должны устанавливаться первично только федеральными законами, за исключением прямо указанных в Конституции РФ полномочий конкретных органов государственной власти.

На федеральном уровне законотворческую функцию в области регулирования миграционных отношений осуществляет Федеральное Собрание РФ, непосредственное участие в регулировании миграционных процессов принимают Президент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Исполнительные органы своей деятельностью непосредственно реализуют механизм государственного управления. Исполнительная власть благодаря своим особенностям, например, таким как возможность срочного и оперативного принятия решений, играет наиболее активную роль в реализации задач, стоящих перед государством в области миграции населения.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет за Правительством РФ полномочия по обеспечению единой государственной миграционной политики. Правительством Российской Федерации в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики в 2009 году образована Правительственная комиссия по миграционной политике.

На сегодняшний день для обеспечения миграционной политики Российской Федерации привлечены федеральные органы исполнительной власти. Для одних из них (Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная миграционная служба) это их прямая задача, включенная в их функциональные обязанности; для других (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная таможенная служба, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральное агентство морского и речного транспорта) – она тесно связана с их основными полномочиями.

Кроме вышеуказанных органов, в решении задач государственной миграционной политики принимают участие органы социальной защиты населения, социальные службы помощи семье и детям, службы занятости населения, пенсионные фонды, банки и другие структуры. В связи с этим мигранты попадают под пристальное внимание не только сотрудников Федеральной миграционной службы России, государственных служб, но и социальных работников.

Органы местного самоуправления имеют возможности осуществления полномочий в рамках существующих вопросов местного значения, направленных на реализацию миграционной политики на территории муниципального образования.

Вместе с вышеназванными структурами помощь мигрантам оказывают негосударственные организации в виде некоммерческих организаций – фондов, общественных благотворительных объединений.

Таким образом, в регулирование миграционной политики вовлечены не только государственные структуры различных уровней, но и местные органы власти и негосударственные организации. Только при полном взаимодействии всех указанных структур представляется возможным наладить эффективное регулирование миграционной политики в стране.

В третьем параграфе второй главы «Правовые основы миграционной политики Российской Федерации и пути совершенствования законодательства» диссертант анализирует основные нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные процессы в стране, вносит предложения по совершенствованию законодательной базы.

К числу регулирующих процессы миграции относятся международные договоры, соглашения между государствами, Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты. Основным законом на территории России является Конституция РФ от 1993 г. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Развитие новых социально-экономических отношений на территории Российской Федерации требует изменений в законодательстве России. Действующая в настоящее время правовая база не позволяет успешно осуществить системный подход к проблеме миграции.

Дальнейшая разработка законов, регулирующих проблемы миграции, по мнению автора, должна быть направлена на достижение следующих целей:

- управление миграционными процессами в Российской Федерации, включая регулирование въезда и выезда мигрантов путем осуществления четкого иммиграционного контроля, стабилизации миграционных потоков;

- защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания, в том числе трудящихся-мигрантов;

- содействие в социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации.

В целях совершенствования законодательства в сфере противодействия нелегальной миграции следует:

- законодательно закрепить понятия «незаконно находящийся на территории Российской Федерации», «иностранный гражданин» и другие понятия, относящиеся к миграционной политике;

- законодательно уточнить и конкретизировать механизмы административного выдворения и депортации незаконных мигрантов, в том числе путем уточнения оснований для депортации в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и расширения полномочий Федеральной миграционной службы России по применению механизма депортации без решения суда;

- проводить публичные обсуждения проектов федеральных законов, направленных на борьбу с незаконной миграцией с участием представителей Правительства РФ, органов прокуратуры, судебных органов, Общественной палаты, общественных этнических объединений, религиозных конфессий, представителей научного сообщества и других заинтересованных сторон;

- кодифицировать имеющиеся законодательные акты в сфере миграции, для упорядоченного и осмысленного регулирования миграции;

- обеспечить регулирование трудовой миграции, социальную защиту трудящихся мигрантов, создание завершенной законодательной модели привлечения мигрантов к трудовой деятельности;


загрузка...