АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ НА ПОЗДНЕМ ПЕРИОДЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ (28.09.2012)

Автор: Ковязина Галина Викторовна

К таким научно-теоретическим причинам можно отнести следующие: 1) отсутствие непрерывных занятий физическими упражнениями в

реабилитационном центре, поликлиниках по месту жительства и в домашних условиях;

2) недостаточный уровень знаний у постинсультных пациентов о методике организации и проведения занятий физическими упражнениями;

4) отсутствие дифференциации постинсультных пациентов для занятий физическими упражнениями, в зависимости от типа их отношения к болезни;

5) недостаточное количество методических рекомендаций по организации занятий физическими упражнениями, особенно в домашних условиях.

Установлено, что до настоящего времени в теории и методике адаптивной физической реабилитации не получили должного теоретико-методологического и методического обоснования вопросы построения модели непрерывной адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на всех периодах заболевания. Особенно это относиться к позднему периоду восстановления, на котором методика организации и проведения занятий по адаптивной физической реабилитации и ее совершенствование в условиях реабилитационного центра, в поликлиниках по месту жительства и в домашних условиях фактически остаются без должного внимания исследователей. Требуют уточнения содержание общих и специальных методических принципов физической культуры и адаптивной физической культуры, а также требования по их реализации; необходима конкретизация, систематизация и дифференциация содержательного наполнения различных форм занятий с постинсультными пациентами средствами и методами адаптивной физической реабилитации.

В этих условиях поиск новых методических подходов к организации процесса адаптивной физической реабилитации как непрерывного процесса занятий с постинсультными пациентами на позднем периоде восстановления является актуальной задачей.

Во второй главе диссертации «Методология научного исследования и его организация» определяется объект, предмет, формулируется цель, рабочая гипотеза и задачи исследования, раскрываются методы и организация исследования.

В третьей главе диссертации «Результаты констатирующего педагогического эксперимента и их обсуждение» на основании анализа историй болезни, определенного клинического состояния постинсультных пациентов, их психо-эмоционального состояния и выявленного уровня их мотивационной направленности к деятельности подтверждается и доказывается необходимость непрерывных педагогических воздействий на теоретических и организационно-методических занятиях, направленных на повышение уровня знаний о методике организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями как в поликлиниках по месту жительства, так и в домашних условиях; целесообразность объединения постинсультных пациентов в отдельные подгруппы с учетом типа их отношения к болезни для занятий физическими упражнениями; обосновываются методические подходы к разработке методики дифференцированного использования средств и методов адаптивной физической реабилитации на различных формах занятий.

Проведенный анкетный опрос постинсультных пациентов показал, что 31% опрошенных пациентов не могут назвать причины, которые приводят к инсульту, 64% респондентов имеют общее представление о своем заболевании только со слов лечащего врача, а 72% опрошенных ничего не знают о средствах и методах адаптивной физической реабилитации, используемых для восстановления двигательной активности и функциональной работоспособности после перенесенного инсульта, но при этом оценивают свой уровень знаний как средний, а состояние здоровья как удовлетворительное. Такие же данные получены в работах Т.В.Новиковой (2004), Ю.В.Гольдблат (2006), В.В.Ковальчука (2008), Л.Г.Тарасовой (2009).

Постинсультные пациенты экспериментальной и контрольной групп были объединены в подгруппы с учетом типа их отношения к болезни: гармоничные (ЭП-1 и КП-1) и дисгармоничные (ЭП-2, КП-2 и ЭП-3 и КП-3).

Анализ показателей мотивационной направленности личности к деятельности на начало педагогического эксперимента во всех выделенных подгруппах показал, что они находятся на низком уровне. Причем самые низкие уровни этих показателей выявлены во вторых подгруппах экспериментальной и контрольной групп (ЭП-2 и КП-2), в которых находились постинсультные пациенты с дисгармоничным типом отношения к болезни, характеризующимся нарушением социальной адаптации пациентов в виде дезадаптивного поведения с реакцией по типу «раздражительной слабости», подавленным, угнетенным состоянием, «уходом в болезнь» или даже отказом от борьбы с заболеванием.

Результаты тестирования показателей уровня функционального состояния, адаптационного потенциала, показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания (пробы Штанге и Генчи) показали, что они также находятся на низком уровне во всех выделенных подгруппах контрольной и экспериментальной групп, что свидетельствует о недостаточном уровне их развития до заболевания (Б.Х.Ланда, 2006) или пониженной функциональной деятельности в результате перенесенного инсульта (Т.В.Новикова, 2004; Ф.В.Тахавиева, 2004; Ю.В.Нивина, 2005).

В то же время функциональное состояние организма постинсультных пациентов с гармоничным типом отношения к болезни (ЭП-1 и КП-1) имеет лучшие показатели в сравнении с такими же показателями в подгруппах с дисгармоничным типом отношения к болезни, что согласуется с результатами ранее проведенных исследований С.Partrigde, M. Johston (1989), И.В.Романенко, В.Л.Голубевой (1994), А.Н.Беловой (2002).

Принципиально важным для определения содержания экспериментальной методики адаптивной физической реабилитации и планирования физических нагрузок на занятиях с постинсультными пациентами является определение на момент начала реабилитационного процесса исходного состояния качества их движений, определяемого по состоянию развития или сохранности их кондиционных и координационных способностей.

Результаты тестирования показывают, что состояние мышечного тонуса в подгруппах контрольной и экспериментальной групп на начало педагогического эксперимента практически не отличаются: у пациентов наблюдается небольшое увеличение мышечного сопротивления пассивным движениям при их выполнении с полной амплитудой - гипертонус 1 степени (В.К.Добровольский,1986). Показатели кистевой динамометрии на здоровой и пораженной конечности, силы мышц нижних конечностей (тест с приседанием) в подгруппах контрольной и экспериментальной групп на начало педагогического эксперимента имеют также низкий уровень (С.Ф.Курдыбайло, 2004; Ю.С.Мясников, А.П.Спицин, В.А.Оборин, 2010). Такие же результаты тестирования получены в исследованиях А.Н.Беловой (2002),Т.В.Новиковой (2004), В.А.Епифанова (2006), Е.Р. Файзулина (2009). Причем если сравнивать уровни развития этих показателей по подгруппам, то показатели в ЭП-1 и КП-1 выше в сравнении с показателями в ЭП-2,КП-2 и в ЭП-3 и КП-3 (дисгармоничный тип отношения к болезни, характеризующийся дезадаптивным поведением: использованием заболевания для достижения своих целей, агрессивными тенденциями, обвинением окружающих в своем недуге). Самые низкие показатели уровня развития всех кондиционных способностей выявлены в ЭП-2 и КП-2.

Результаты тестирования координационных способностей выявили точно такую же тенденцию. Подгруппы пациентов с гармоничным типом (ЭП-1 и КП-1) имеет лучшие показатели в сравнении с такими же показателями в подгруппах с дисгармоничным типом отношения к болезни (ЭП-2, КП-2, ЭП-3, КП-3).

Полученные на начало педагогического эксперимента исходные данные по всем тестируемым показателям свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мотивационной направленности личности к деятельности, низком уровне работоспособности функциональных систем организма постинсультных пациентов и качества кондиционных и координационных способностей, что особенно выражено в подгруппах с дисгармоничным типом отношения к болезни (ЭП-2, ЭП-3 и КП-2, КП-3).

Самые низкие показатели тестирования в подгруппах с дисгармоничными типами отношения к болезни по всей вероятности обусловлены тем, что отношение к болезни – «установка на болезнь» значительно снижает уровень восстановления их функционально-соматических нарушений, в то время как установка на «выздоровление» (гармоничный тип отношения к болезни) стимулирует восстановление работоспособности физиологических механизмов и повышает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий. Полученные данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований Л.С. Шапиро (1982), С.Partrigde, M. Johston (1989), И.В. Романенко, В.Л. Голубевой (1994), Ю.Г. Михайловой (2001), А.Н. Беловой (2002).

Анализ результатов ранее проведенных исследований и результаты собственного констатирующего педагогического эксперимента позволяют сформулировать методические подходы к совершенствованию действующей системы адаптивной физической реабилитации, что на наш взгляд позволит повысить ее эффективность

К таким методическим подходам совершенствования действующей системы адаптивной физической реабилитации относим следующие:

1) процесс адаптивной физической реабилитации должен быть

непрерывным на протяжении всех периодов и этапов восстановления (Ф.М.Соколова, 2009; Л.Г.Тарасова, 2009; Чжан Хай Цзяо, 2010);

??$?????i

???????????i

?????????i

????$???????i

?????????i

?????o ???????i

????i?определение содержание различных форм занятий по адаптивной

физической реабилитации должно проводиться по принципу дифференциации и индивидуализации средств и методов адаптивной физической реабилитации с учетом типа отношения пациентов к болезни (И.В.Романенко, В.Л.Голубева,1994; А.Н.Белова, 2002; В.А. Епифанов, 2006);

3) для повышения уровня теоретических знаний, которые позволят

повысить уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями и будут способствовать формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями в содержание программы необходимо включить теоретические и организационно-методические занятия (В.Г.Григоренко, 1991; Л.В.Шапкова, 1997; В.П.Жиленкова, 2001; Е.П.Евсеев, 2003);

4) существует потребность в разработке новых методических рекомендации по организации занятий адаптивной физической реабилитацией в условиях реабилитационных центров, поликлиник по месту жительства и, особенно в домашних условиях, учитывающих особенности разных типов отношения пациентов к болезни.

В четвертой главе «Содержание экспериментальной Программы и методики непрерывной адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления» представлено ее содержание в экспериментальных подгруппах и материалы исследований по оценке ее эффективности.

С целью теоретического обоснования и разработки экспериментальной модели непрерывной адаптивной физической реабилитации постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления были определены ее концептуальные основы, к которым отнесены цель, задачи и принципы адаптивной физической культуры (рис.2).

Общая цель непрерывной адаптивной физической реабилитации - восстановление качества двигательной активности, функциональной работоспособности и оптимизация психо-эмоционального состояния постинсультных пациентов на позднем периоде восстановления как условий для их социализации в общество. Реализация общей цели непрерывной адаптивной физической реабилитации обеспечивалось решением поставленных общих и частных задач на всех этапах позднего периода реабилитации и на различных формах занятий при соблюдении и использовании разработанных ранее, но содержательно дополненных и конкретизированных общих и специальных методических принципов.

Общие методические принципы физической культуры:

1. Принцип непрерывного и комплексного воздействия на постинсультных пациентов.

2. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.


загрузка...