Управление производством и потреблением туристских услуг (28.06.2010)

Автор: Шамликашвили Виктория Автандиловна

В рамках регионального туристского кластера складываются условия для развития инноваций. Это обусловлено способностью кластера к быстрому реагированию на изменение рынка (адаптации), что составляет особенность и ключевое преимущество рыночной формы хозяйствования. В сфере туризма при решении столь крупных задач, как рационализация туристского потребления, сохранение и восстановление историко-культурного наследия, формирования приоритетных направлений региональной экономики и т.п., необходим стратегический подход, реальным проявлением которого является достижение стратегической адаптивности реально функционирующих субъектов туристского рынка. В кластере создается среда, которая способствует незамедлительному внедрению инноваций в экономический оборот и создает дополнительные условия для формирования инновационной восприимчивости туристской дестинации.

В ходе исследования нами были предложены подходы к описанию структуры регионального туристского кластера, способного повысить инновационную восприимчивость дестинации. В этой структуре были выделены организации, непосредственно формирующие турпродукт: туристские организации - туроператоры, организации гостиничного хозяйства, организации сферы питания, транспортные организации; специализированные организации, представляющие дополнительные услуги (например, экскурсионные бюро, спортивные и оздоровительные комплексы, образовательные организации); общественные (некоммерческие) организации, объединяющие туристские организации как представителей единой профессиональной среды; субъекты инновационной инфраструктуры, прямо или косвенно относящиеся к туризму. В общем случае в число субъектов регионального туристского кластера должны войти: туроператоры, турагенты, организации гостиничного хозяйства, организации сферы питания, транспортные организации, специализированные организации (различных типов), общественные профессиональные организации, образовательные и научные учреждения, организации венчурного бизнеса, консалтинговые и юридические организации, организации информационной сферы. Предлагаемая нами принципиальная трехуровневая модель регионального туристского кластера представлена на рис. 3.

. Структурная укрупненная модель регионального туристского кластера

В ряде российских регионов, в частности, в Санкт-Петербурге - крупнейшем региональном культурно-историческом центре, обладающем наиболее мощным в Российской Федерации туристским потенциалом, уже проводится целенаправленная кластерная политика. Сфера туризма в ней пока не нашла адекватного отражения. Представляется, что в этом направлении наличествуют ресурсы, масштабы которых трудно переоценить. Для их полного и эффективного использования предлагается разработать и последовательно реализовать региональную целевую программу, нацеленную на формирование регионального туристского кластера.

При разработке такой программы следует провести ревизию всех существующих программ, в которых содержатся мероприятия, касающиеся проблем развития туризма, и исключить дублирование мероприятий. Такие меры позволят, во-первых, конструктивно использовать инновационные механизмы в развитии туризма; во-вторых, достичь сбалансированности в развитии въездного и выездного туризма и целостной социально-экономической политики в регионе, а в-третьих, осуществить меры по рационализации регионального бюджета, что столь актуально в условиях кризиса. Использование кластерной модели развития регионального туристского комплекса создает базу для повышения инновационной восприимчивости всего региона в целом и формирует условия для ускорения его социально-экономического развития.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Монографии:

1. Шамликашвили В.А. Потребительское поведение населения в условиях инновационного развития региона: Монография. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 10,5 п.л.

2. Шамликашвили В.А. Элитное потребление в туризме: социальные и региональные аспекты управления: Монография. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 7,3 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России:

3. Шамликашвили В.А. Формирование и использование мотивационных механизмов в рамках социальной политики государства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. – 2008. - № 2. – 1,0 п.л.

4. Шамликашвили В.А. Модернизация потребления: актуальные задачи исследования и управления // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2008. - № 4. – 0,5 п.л.

5. Шамликашвили В.А. Потребительское поведение в системе социально-экономических отношений // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. - № 4 (66). - 0,5 п.л.

6. Шамликашвили В.А. Использование социально-воспроизводственного подхода к управлению регионом // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. - № 18 (111). - 0,6 п.л.

7. Шамликашвили В.А. Формирование инновационной восприимчивости региона как социально-воспроизводственной системы // Креативная экономика. - 2009. - № 8. - 0,5 п.л.

8. Шамликашвили В.А. Массовое и элитное потребление в постиндустриальном обществе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. – 2009. - № 3. – 0,6 п.л.

9. Шамликашвили В.А. Социальный потенциал элитного потребления // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - № 1. – 0,9 п.л.

10. Шамликашвили В.А. Инновационная восприимчивость региона // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3. - 0,5 п.л.

Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках

11. Шамликашвили В.А. Практические задачи исследования элиты // Социальная сфера: реструктуризация, модернизация, реформирование: Сб. научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ. - СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. - 0,2 п.л.

12. Шамликашвили В.А. Маркетинговые подходы к потреблению элитных услуг // Социальная сфера: реструктуризация, модернизация, реформирование: Сб. научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ. - СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. - 0,2 п.л.

13. Шамликашвили В.А. Событийность в элитном туризме // Культурный туризм в Санкт-Петербурге: настоящее и будущее: Сб. научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ. - СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2003. - 0,2 п.л.

14. Шамликашвили В.А. Элитное потребление: понятие, социальные функции и уровни // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 0,2 п.л.

15. Шамликашвили В.А. Управление сферой туризма на региональном уровне // Проблемы экономики, транспорта, коммерции: Материалы международной научной конференции 17 - 19 апреля 2007 г. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 0,2 п.л.

16. Шамликашвили В.А. Формирование мультипликативного эффекта туризма в регионе // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2007 года: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2007. – 0,1 п.л.

17. Шамликашвили В.А., Гордин В.Э., Чернова Е.В. Особенности потребительского поведения в сфере образовательных услуг // Двухуровневая система высшего образования и конкурентоспособность предпринимательских структуру. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,5 п.л. (авторских – 0,15 п.л.)

18. Шамликашвили В.А. Анализ современных черт потребления туристских услуг // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных статей. Выпуск. V. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,4 п.л.

19. Шамликашвили В.А., Песоцкая Е.В. Принципы реализации сетевого подхода в сфере туризма // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных статей. Выпуск V. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 0,4 п.л. (авторских – 0,2 п.л.).

20. Шамликашвили В.А. Особенности потребительского поведения различных демографических групп населения // Проблемы управления развитием социально-экономических систем: Межвузовский сборник научных трудов. СПб. Вып. 24. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2007. – 0,4 п.л.

21. Шамликашвили В.А., Песоцкая Е.В. Клубные форм потребления в качестве инструмента формирования приверженности элитных потребителей // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VI / под ред. А.Б.Титова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,4 п.л. (авторских – 0,2 п.л.).

22. Шамликашвили В.А. Потребительское поведение в постиндустриальном обществе // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VI / под ред. А.Б.Титова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,4 п.л.

23. Шамликашвили В.А. Роль социального образца в реализации социально-экономических задач // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2006 года. Апрель – май 2007 г. Факультет экономики и управления: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,4 п.л.

24. Шамликашвили В.А., Гордин В.Э., Хорева Л.В. Постиндустриальное развитие мегаполиса // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России: Сборник докладов второй межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Л.П. Совершаевой. - СПб.: Ин-т «Северо-Запад», 2008. - 0,3 п.л. (авторских - 0,1 п.л.).

25. Шамликашвили В.А., Гордин В.Э. Значение сферы образования в формировании рационального потребительского поведения // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2006 года. Факультет экономики и управления: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 0,2 п.л. (авторских - 0,1 п.л.).

26. Шамликашвили В.А. Новая парадигма развития потребительского поведения // Теория хозяйственных систем: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию профессора И.М. Сыроежина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,4 п.л.

27. Шамликашвили В.А. Место культурного туризма в развитии дестинации регионального уровня // Санкт-Петербург: Многомерность культурного пространства: Материалы Научно-практического Форума, 29-30 октября 2008 г. – СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009. - 0,4 п.л.

28. Шаликашвили В.А. Мультипликативный эффект от туризма на региональном уровне // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VII / под ред. А.Б.Титова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,2 п.л.

29. Шамликашвили В.А. Использование стратегии инновационной восприимчивости региона в борьбе с экономическим кризисом // Перспективы развития регионов в условиях глобального кризиса – проблемы, инструменты, ресурсы (российско-германский опыт): Сборник докладов международной научно-практической конференции / Под. ред Л.П. Совершаевой. – СПб.: Ин-т «Северо-Запад», 2009. – 0,4 п.л.

30. Шамликашвили В.А. Управление формированием инновационной восприимчивости региона на основе социально-воспроизводственного подхода // Перспективные направления развития сферы услуг в мегаполисе // Развитие российского и регионального бизнеса в условиях мирового финансового кризиса: Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Часть 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,4 п.л.

31. Шамликашвили В.А., Песоцкая Е.В. Государственно-частное партнерство в сфере туризма: концептуально-методологические предпосылки // Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 10-11 апреля 2009 г. – СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2009. - 0,5 п.л. (авторских – 0,25 п.л.).


загрузка...