Теория правовой деятельности нотариата (28.06.2010)

Автор: Ралько Василий Васильевич

а) данная позиция стимулирует развитие и совершенствование, в свою очередь, отрасли нотариального законодательства и, соответственно, повышение ее роли в процессе обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

б) она будет способствовать развитию международного частного права и формированию отрасли международного нотариального права, ибо нотариальное законодательство априори формализовано, зависимо от национальных особенностей правовой системы, специфики правового регулирования статуса нотариата и т.п. Система же нотариального права, воплощаемая, в том числе, в нотариальных актах более приспособлена для развития межнациональных нотариальных контактов, более восприимчива к международным соглашениям в сфере нотариальной деятельности.

12. Оптимизация межнационального взаимодействия правовых систем должна представлять собой не совокупность фактически только лишь рекомендательных норм, как в настоящее время, а обладать интегративными свойствами, обеспечивать взаимодействие всех ее компонентов, одним из которых в перспективе станут и системы межнационального взаимодействия нотариата. Контакты нотариальных палат (комитетов, союзов и т.п.) различных государств и их объединений обусловливают возможность формирования таких систем не только на основе создания различного рода ассоциаций, например, Международного союза нотариата, активизации контактов нотариусов различных стран друг с другом, надлежащего взаимного исполнения поручений нотариусов и т.п., но также и путем подписания конкретных соглашений, обеспечивающих признание нотариальных действий и актов в другом государстве (объединении государств).

13. Формирование систем межнационального взаимодействия нотариата как наиболее перспективное направление развития и совершенствования правовой деятельности нотариата может, в том числе, базироваться на достижении консенсуса между объединением (блоком, союзом и т.п.) государств в части признания права нотариусов принимать от иностранных граждан (лиц без гражданства) протесты о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Одновременно в соответствующем международном документе должна быть предусмотрена обязанность нотариуса, как сведущего в вопросах национального и международного права лица, незамедлительно довести данный протест до компетентных правоохранительных органов, министерства иностранных дел и (или) представителя дипломатического учреждения.

14. Специфика нотариального акта состоит в том, что он позволяет в современных условиях, характеризующихся активным развитием международных контактов, минимизировать неизбежные недостатки национального законодательства, объективировать правовую позицию нотариуса на основе совокупного анализа не только национального закона, но и иных источников права (международный договор, акты Европейского Суда по правам человека и т.д.). Официальное признание имманентно присущей нотариальному акту характеристики юридической «достаточности» может найти свое воплощение путем закрепления в законодательстве положения о том, что наличие нотариального акта исключает необходимость признания того же «фактического состава» в судебном или административном порядке. Нотариальный акт имеет безусловный приоритет по отношению к акту простой письменной формы, который выражается в том, что обязательным его условием является соблюдение материального закона и юридических процедур. Нотариус ответствен за правомерность своих актов, предпринимает все меры для реального предупреждения споров и коллизий, связанных с нотариальным действием и нотариальным актом, приоритет которого подтверждается анализом содержанием норм национального (в частности, положений п. 2 ст. 160 и ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации) и международного законодательств. Так, Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., в качестве официальных документов рассматривает, в том числе, нотариальные акты.

15. Анализ регионального законодательства о нотариате подтверждает участие законодательных (представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в определении основополагающих признаков и свойств правовой деятельности нотариата, но не дает основания утверждать, что имеют место правовые системы субъектов российского федеративного государства, либо существует конкретное «разделение» полномочий между Федерацией и ее субъектами в соответствии со ст. 71-73 Конституции Российской Федерации. В этом случае можно лишь констатировать наличие предметов совместного (не «разделенного») ведения, в которых субъекты Российской Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование; в их числе, как известно, - нотариат. Однако какая – либо «детализация» в разграничении предметов ведения и полномочий в сфере правового регулирования нотариата будет носить «искусственный» характер и не может быть реализована на практике.

16. Вывод о том, что в содержании процедурной (процессуальной) составляющей правовой деятельности нотариата, способствующей упорядочиванию процесса разрешения юридических конфликтов и предупреждения правонарушений, можно выделить следующие формы:

а) нотариально – процедурную формальную форму, представляющую собой совокупность деяний, обеспечивающих внешнее (атрибутивное) упорядочивание нотариальной деятельности. Достижение конечного ее результата (совершение нотариальных действий и принятие нотариальных актов, которые соответствуют национальному нотариальному законодательству) в этом случае обеспечивается, в первую очередь, пресекательными санкциями, преследующими цели принудительного прекращения неправомерной нотариальной деятельности (отказ в принятии заявления, прекращение нотариального производства);

б) нотариально – процессуальную правовую форму, которая представляет собой уже не формальный, а творческий процесс, более высокий качественный уровень реализации возможностей нотариата. Она предполагает выбор нотариусом такой логической последовательности действий, которая может обеспечить совершение нотариальных действий, не противоречащих общим принципам национального права и имеющих потенциал реализации в интересах обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при условии совершения нотариусом активных целенаправленных действий, заключающихся:

- в разъяснении конкретной процедуры обращения в орган (к должностному лицу), компетентных в данном конкретном случае обеспечить необходимую правовую защиту;

- во взаимодействии нотариуса с органом нотариата (квазинотариальной структуры) или компетентным должностным лицом зарубежного государства в случае возможности совершения нотариальных действий исключительно на территории этого государства.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные соискателем концептуальные положения обогащают теорию правовой деятельности нотариата и, в целом, теорию права и государства. В своей совокупности они представляют собой решение проблемы оптимального функционирования нотариата Российской Федерации в сфере международного сотрудничества, способны содействовать повышению эффективности и качества работы анализируемого института, прежде всего, в области обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Теоретическое значение диссертационного исследования состоит также в обосновании целесообразности научного анализа нотариата как межнационального института, имеющего потенциал для совершенствования отдельных аспектов взаимодействия различных правовых систем на основе формирования систем межнационального взаимодействия нотариата.

Комплексное исследование института нотариата, предметное изучение специфики его функционирования, как в Российской Федерации, так и в ряде зарубежных стран, позволило автору диссертационного исследования сформулировать выводы и предложения, которые могут быть использованы в разработке актуальных проблем теории права и государства. Некоторые предложения соискателя уже используются в практической деятельности нотариусов г. Москвы.

Результаты представленной работы могут оказать существенную помощь в преподавании курсов теории государства и права, организации правоохранительной деятельности, международного права, других юридических дисциплин, а также в научно-исследовательской работе. Основные положения и выводы диссертационной работы также могут быть использованы при подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий для студентов, аспирантов, пособий для нотариусов, а также быть полезными некоторым категориям государственных служащих для повышения квалификации.

??????????

19 февраля 2009 г: «Обеспечение на финансовых рынках: практика и задачи совершенствования законодательства»; 27-28 мая 2009 г.: «Актуальные проблемы и особенности оформления наследственных прав в России и в странах ближнего зарубежья»; 21-22 октября 2008 г: «Законодательное обеспечение оборота недвижимости в Российской Федерации»; 3 по 6 октября 2007 г.: XXV Конгресс Международного союза нотариата и т.д.).

Основные результаты диссертации содержаться в монографиях и других научных публикациях автора.

Положения и выводы диссертационного исследования использованы автором при чтении лекций, проведении практических занятий с нотариусами по курсу «Правовая деятельность нотариата в Российской Федерации», «Межнациональное нотариальное сотрудничество», «Теория межнотариальных систем» в Российской академии адвокатуры и нотариата.

Структура диссертации обусловлена тематикой и логикой настоящего научного исследования, а также задачами и целями, поставленными для их достижения. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и научной литературы.

II. Основное содержание диссертационной работы

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется ее научная разработанность, определяются объект и предмет исследования, цель работы и комплекс решаемых задач, отмечаются теоретическая и методологическая основы исследуемой проблемы, раскрывается источниковедческая база, формулируются научная новизна диссертации, положения, выносимые на защиту и подтверждающие теоретическую и практическую значимость работы, излагаются результаты апробации проведенного исследования.

В первой главе «Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в современных правовых системах и семьях» - аргументирована авторская позиция в отношении ее понятия, форм, роли в механизме правового регулирования. Здесь исследован процесс трансформации и универсализации правовых систем, семей и потенциал их межнационального взаимодействия, а также выявлены особенности правовой деятельности нотариата в Российской Федерации. Также в данной главе обоснован выбор методологии соответствующих научных исследований и сформирован необходимый понятийный аппарат.

В первом параграфе – «Правовая деятельность нотариата: понятие, формы, роль в механизме правового регулирования» - сущность и содержание правовой деятельности нотариата охарактеризованы на основе предварительного анализа проблем понимания права, правового государства, правовой деятельности. Только будучи «связанным правом», государство может действовать адекватно потребностям общества, а, значит, соответствовать своему историческому предназначению и в этом случае может имеет место становление правовой государственности. Вопрос о сущности и содержании правовой деятельности в правовом государстве как применительно к институту нотариата, так и в юридической науке, в целом, имеет весьма дискуссионный характер. Тем не менее, автором выявлены устойчивые тенденции в понимании этого института, одна из которых состоит в осознании приоритета человеческих целей и ценностей, что является одним из характерных признаков юридических форм государственной деятельности. С позиций целесообразности переосмысления взаимоотношений государства и личности, изменения их вектора в сторону обеспечения прав и свобод человека и гражданина осуществлено исследование сущности и содержания правовой деятельности нотариата, что позволило охарактеризовать ее как форму проявления субстанции правореализации, составную часть механизма правового регулирования, осуществляемую в правоприменительной (правозащитной), правоохранительной и правоустанавливающей юридических формах.

Так, правореализационная (правозащитная) функция нотариата отражает его место в системе осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей. Участие нотариуса в этой деятельности осуществляется различными путями и, прежде всего, на основе обеспечения условий правомерного поведения участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие. Кроме того, сам нотариус исполняет, использует и соблюдает требования правовых норм (материального и процедурного характера) в связи с предоставленными ему полномочиями.

В данном разделе диссертационного исследования обосновывается целесообразность такого научного подхода к правоохранительной деятельности, при котором к числу ее субъектов относится максимально широкий круг органов, структур и институтов, участвующих в охране права, а, точнее, в охране высшей ценности любого государства – человека и гражданина, его прав и свобод. В этом плане правоохранительная форма правовой деятельности нотариата обусловлена его статусом как публично-правового института, обеспечивающего правомерность юридических действий участников гражданского оборота и снижающего уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений.

Охарактеризована правоустанавливающая составляющая в анализируемой деятельности нотариата, которая представляет собой специфический вид правотворчества, результатом которого является принятие нотариального акта, устанавливающего права и обязанности в отношении, как правило, ограниченного круга лиц. Суть нотариального правотворчества состоит в том, что нотариус формирует свою правовую позицию на основе совокупного анализа не только национального закона, но и иных источников права (международный договор, акты Европейского Суда по права человека и т.д.), объективируемую в нотариальном акте и подлежащую применению лишь в условиях конкретного юридического казуса. Однако эти правовые позиции могут иметь обязательную силу и в отношении неопределенного круга лиц в том случае, если они выражены в актах Федеральной нотариальной палаты и в актах нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Обосновывается целесообразность официального признания имманентно присущей нотариальному акту характеристики юридической «достаточности»; это может найти свое воплощение в закреплении в действующем законодательстве положения о том, что наличие нотариального акта исключает необходимость признания того же фактического состава в судебном или административном порядке. Совершение акта нотариусом, который призван охранять интересы обращающихся лиц, отличает такой акт от обычного письменного акта, ибо нотариус ответствен за правомерность своих актов, а также за то, чтобы реально предупредить споры и коллизии, связанные с нотариальным действием и соответствующим документом. Приоритет нотариального акта подтверждается анализом содержания норм национального (в частности, положений п. 2 ст. 160 и ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации) и международного законодательства (так, Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., в качестве официальных документов рассматривает, в том числе, нотариальные акты).

Во втором параграфе - «Трансформация и универсализация правовых систем, семей и потенциал их межнационального взаимодействия» - охарактеризована правовая деятельность нотариата в условиях конкретной правовой системы (правовой семьи). Гносеологическая ценность понятия «правовая система» связывается автором с проблемами бытия права; так как формами последнего выступают пространство, время, движение, системность, то в этом плане, понятие «правовая система» должно представлять собой динамический, пространственно-временной, системно-организационный аспекты существования права в их единстве. Оно также имеет значение для практики и позволяет устанавливать реальные правовые механизмы решения конкретных жизненных проблем, стимулирует поиск механизмов самоорганизации системы, ее приспособления к окружающей среде, путей формирования способности системы самостоятельно решать проблемные ситуации. К числу таких механизмов следует отнести и нотариат, ибо именно он обеспечивает баланс частных интересов участников гражданского оборота и публичных интересов, прежде всего, используя источники права конкретного государства и в этом плане его научный анализ вне конкретной правовой системы не целесообразен.

В целях формирования предложений по оптимизации правовой деятельности нотариата в современных правовых системах осуществлен научный анализ тех изменений, которые произошли в отношении понимания права в целом, истории его возникновения и развития и источников права, лежащих в их основе. Исследован фактор интеграции правовых систем, который обусловливает взаимодействие на международном уровне правоприменительных, в том числе, нотариальных (квазинотариальных) структур. В настоящее время отсутствует реальное и систематичное взаимодействия нотариальных органов, что в современных условиях активизации процессов универсализации и глобализации правовых систем не только обедняет нотариальную практику, но и, главное, препятствует выполнению нотариусом любого государства своей основной миссии - оказанию квалифицированной нотариальной помощи, что требует совершения таких нотариальных действий и составления нотариальных актов, признаваемых большинством современных правовых демократических государств.

Также обосновывается суждение о том, что формирование межнациональной правовой системы, безусловно, может стать идеальным фактором для координации правовой деятельности нотариата всех государств. Однако реальные попытки создания такой системы не увенчались успехом, ибо удалось сформировать, по - сути, лишь рекомендательные нормы в отдельных сферах общественных отношений. Реалистичный характер имеют менее глобальные проекты и, прежде всего, формирование систем межнационального взаимодействия нотариата на основе создания таких структур как, например, Международный союз нотариата, активизации контактов нотариальных палат (аналогичных структур) и нотариусов различных стран друг с другом, а также подписания соглашений, обеспечивающих признание нотариальных действий за рубежом и взаимное исполнение поручений нотариусов.

Аргументировано суждение о том, что системы межнационального взаимодействия нотариата представляют собой наиболее перспективное направление развития и совершенствования правовой деятельности нотариата на международном уровне. В таких системах может быть, к примеру, достигнут консенсус между группой (блоком, союзом и т.п.) государств в части признания права нотариусов принимать от иностранных граждан (лиц без гражданства) протесты о нарушении их прав, свобод и законных интересов; в соответствующем международном документе следует предусмотреть обязанность нотариуса, как сведущего в вопросах национального и международного права лица, незамедлительно довести данный протест до компетентных правоохранительных органов, министерства иностранных дел и (или) представителя дипломатического учреждения государства, ратифицировавшего этот документ.

В третьем параграфе – «Национальные особенности правовой деятельности нотариата (на примере Российской Федерации)» - охарактеризована ее специфика в контексте актуальности формирования практических предложений по оптимизации взаимодействия нотариусов различных стран друг с другом. Суждение о том, что индивидуальность и «самобытность» российской правовой системы многими исследователями несколько преувеличивается, подтверждается на основе изучения потенциальной опасности ее самоизоляции. Выявлены и охарактеризованы признаки и свойства отечественной правовой системы, которые могут способствовать активизации межнационального сотрудничества и созданию межнотариальных систем. Процесс совершенствования правовой деятельности нотариата, во – многом, обусловлен влиянием на российскую правовую систему международно - правовой среды. Так, например, ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации не определен статус судебного прецедента, который все более активно начинает использоваться в странах романно – германской правовой системы, что, в первую очередь, подтверждает анализ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Анализ некоторых его правовых позиций позволил обосновать утверждение о том, что официальное признание прецедента как источника права будет иметь важное значение для совершенствования правозащитной формы правовой деятельности нотариата, обеспечит возможности использования нотариусом нормативного правового акта с учетом правовой позиции, выраженной в судебном прецеденте; применительно к конкретным общественным отношениям это создаст максимальные гарантии эффективной защиты нотариатом прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Также в данном разделе диссертационного исследования предпринята попытка охарактеризовать сущность и основные признаки национальной концепции правовой деятельности нотариата, выявить перспективы ее развития. В юридической литературе можно обнаружить утверждение о том, что в настоящее время имеет место этап государственной политики «контрреформирования» российского нотариата и его «регрессивной эволюции». На основе обобщения соответствующего эмпирического материала обосновывается суждение о том, что критические замечания относительно общего вектора развития отечественного нотариата и, тем более, утверждения о формировании «антинотариальной идеологии» носят несколько гипертрофированный характер. Вместе с тем, идеология правовой деятельности нотариата должна быть в большем объеме ориентирована на конституционные идеи и ценности. Так, в ст. 1 Конституции Российской Федерации государство провозглашается демократическим федеративным и правовым, закрепляется естественно-правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». В п. 1 ст. 17 Конституции закрепляется положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права. На социальный характер российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, указано в ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это дает основания разделить мнение о том, что опираясь на идеологическую программу, изложенную в Конституции Российской Федерации, нужно развивать и совершенствовать концептуальные идеи о праве в целях активной пропаганды государством правовой идеологии, содержащей нравственный потенциал, подразумевающей приоритет прав и свобод личности; это обусловливает необходимость повышение, в том числе, и роли нотариата в обществе и государстве.

Во второй главе диссертационного исследования – «Нотариальное и международное нотариальное право: роль и значение в правовой деятельности нотариата и формировании межнотариальных систем» - исследованы теоретические и практические аспекты соотношения права и закона в деятельности нотариата, охарактеризовано отраслевое деление международного права и его влияние на правовую деятельность нотариата, а также выявлен потенциал развития правотворческих начал нотариальной деятельности в сфере применения норм национального и зарубежного законодательства. Система нотариального права охарактеризована здесь как комплексная отрасль права, имеющая объективный характер, отражающий реально существующую систему общественных отношений в сфере правовой деятельности нотариата как совокупности волеизъявлений их участников, которая, в отличие от системы нотариального законодательства, находит свое воплощение также и в этических нормах (кодексы профессиональной этики нотариусов), судебных и нотариальных актах и других источниках права.

В первом параграфе – «Нотариальное право: теоретические и практические аспекты соотношения права и закона в деятельности нотариата» - акцентируется внимание на том обстоятельстве, что анализ научных позиций в отношении целесообразности характеристики нотариального права в качестве самостоятельной отрасли права позволяет выделить несколько теоретических подходов. Первый из них предполагает существование отрасли законодательства без отрасли нотариального права, другой – признает наличие нотариального права, но в качестве подотрасли конституционного права, либо рассматривает его как комплексную отрасль права. Обосновывается утверждение о том, что развитию комплексных отраслей права способствует специализация законодательства, поскольку оно все чаще регулирует по сугубо рациональным признакам отдельный круг правовых вопросов, объединяя в едином нормативном акте (их взаимосвязанной системе) нормы различной отраслевой принадлежности. Нотариальное право относится к числу комплексных отраслей права, объединяющих в себе нормы различной отраслевой принадлежности, как материально - правовые, так и организационные и процедурно - процессуальные. Оно сформировалось как комплексная отрасль с обособленным предметом регулирования, который образуют общественные отношения, возникающие в связи с совершением нотариальных действий; данные общественные отношения возникают в сфере взаимодействия различных отраслей права в связи с необходимостью регулирования нотариальной деятельности.

Также охарактеризованы основные научные подходы к соотношению нотариального права и нотариального закона, основные теоретические аспекты в их понимании. Так, аспект принуждения (волевой аспект) в правовой деятельности нотариата находит свое воплощение, прежде всего, в том, что участники гражданского оборота вынуждаются соблюдать правовые нормы, учитывать не только свой личный, но и общественный интерес. Анализ аспекта формального содержания позволил сформировать утверждение о том, что формализм права, как имманентно присущая его характеристика, не может в одинаковой мере проявляться в различных отраслях права (например, в уголовном и гражданском праве); в этом плане нотариальное право может быть отнесено к числу тех отраслей, где юридический формализм выражен в наименьшей степени. Это означает, что законодатель должен стремиться к отказу от использования излишне казуистичных и «неповоротливых» правовых конструкций в национальном законодательстве, которые могли бы препятствовать межнациональному нотариальному сотрудничеству.

Сформулирована авторская позиция в отношении основных задач нотариального права, которые обусловлены не только потребностями урегулирования гражданского оборота в отдельно взятой стране, но и необходимостью обеспечения «глобального интереса» всех государств взаимодействовать в этой сфере наиболее эффективным образом. Конкретным направлением в достижении этой цели может стать максимальное сближение национального нотариального комплексного материального и процессуального законодательства и нотариального (в перспективе – международного нотариального) права на основе формирования систем межнационального взаимодействия нотариата.

Осуществлена попытка разрешить теоретический вопрос о том, как диалектическое единство «права» и «закона» может обусловливать формирование нотариального законодательства, создающего препятствия для попыток умаления прав человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий, отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т.д.) требованиям права в конкретных сферах общественных отношений и, прежде всего, в сфере обеспечения человека и гражданина квалифицированной, в том числе, нотариальной помощью.

Во втором параграфе – «Отраслевое деление международного права и его влияние на правовую деятельность нотариата» - охарактеризованы роль и значение международного права для развития и взаимодействия правовых систем и сформулирован вывод о том, что оно должно представлять собой не просто систему особых норм, а обладать интегративными свойствами, создавая условия для согласованной деятельности правовых систем различных государств. В этом плане констатировать наличие сформировавшейся отрасли международного нотариального права в настоящее время преждевременно, ибо отсутствуют международные документы, обеспечивающие именно межнотариальное сотрудничество. Тем не менее, можно наблюдать взаимодействие в данной сфере как государств, в целом, так и нотариальных структур (палат, комитетов, союзов и т.п.), что будет способствовать формированию систем межнационального взаимодействия нотариата. Для совершенствования нотариальной практики не является принципиальным то обстоятельство, образуют ли международное и внутригосударственное право единую правовую систему или же являются двумя самостоятельными правовыми системами. Более актуальной является возможность нотариуса для обоснования своего нотариального акта (действия) сослаться непосредственно на нормы международного права и, главное, обосновать их приоритет по отношению к тому или иному положению внутригосударственного права в случае коллизии между ними. С этих позиций роль и значение международного права для организации взаимодействия правовых систем не следует идеализировать, поскольку оно существенным образом влияет на правоприменительную практику, в определенной мере обусловливает процесс трансформации правовых систем, но не может обеспечить регулирования всего комплекса общественных отношений. Только его конкретные отрасли выполняют эту функцию и в этом плане наиболее объективный критерий целесообразности выделения таковых предопределен ролью, которое может иметь, к примеру, международное нотариальное право в процессе обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в рамках всего международного сообщества.

Данное суждение обосновывается на основе анализа межгосударственных отношений, связанных с освоением и использованием пространств и природных ресурсов Мирового океана, которые регулируются международным морским правом. Исследование его норм позволило аргументировать вывод диссертанта о том, что необходимо создание системы межнационального взаимодействия нотариусов как между собой, так и с другими органами и структурами; в частности, только в этом случае можно создать надлежащий механизм для расследования морских аварий и, следовательно, создать условия для их предотвращения в будущем.


загрузка...