Методология статистического исследования качества подготовки специалистов в вузах (28.06.2010)

Автор: Донецкая Светлана Сергеевна

Таблица 1

Основные характеристики управленческого подхода к оценке качества

вузовского образования (внешняя оценка)

Уровень Объект Субъект Методы и подходы

Институциональный Система образования как отрасль экономики Министерство экономического развития РФ

Федеральная служба государственной статистики

Научно-исследова-тельские институты РАН Оценка экономичности и эффективности использования ресурсов в отраслях экономики за счет внедрения научно-технических разработок, созданных в сфере образования

Оценка прироста ВВП за счет повышения образовательного уровня работников, занятых во всех отраслях

Оценка социальной эффективности (результативности) образования

Организационный Образовательное учреждение Минобрнауки РФ

Аккредитационные центры

Рейтинговые аген- тства

Работодатели

Выпускники

Студенты 1. Государственная аккредитация

2. Общественная аккредитация

3. Рейтингование вузов

4. Субъективная оценка потребителей

Индивидуальный Студент

Выпускник Работодатели

Субъективная оценка удовлетворенности работодателя уровнем образования, полученным работником

Проводимая в настоящее время работа на федеральном уровне по совершенствованию мониторинга и статистики образования не лишена, по мнению автора, следующих недостатков: 1) применяются в основном качественные оценки образования; 2) программы наблюдения громоздки; 3) собранная информация необъективна; 4) российские и зарубежные показатели, используемые для статистического исследования рынка образовательных услуг, несопоставимы. С целью устранения недостатков и разработки основ статистического подхода к исследованию качества высшего образования автором:

проведен анализ существующих определений понятия «качество образования», который выявил их общие характеристики: многоаспектность, многокритериальность, многосубъектность, многоуровневость, системность и статичность. В то же время качество образования – это динамическое понятие, отражающее соответствие результата образовательной деятельности долгосрочным целям личности и общества. Понимание этого позволило автору уточнить статистическое определение качества образования. Под качеством образования следует понимать количественную характеристику совокупности показателей условий обучения и результатов образовательной деятельности, состоящих в привитии обучаемым необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих современным требованиям науки и экономики, а также формирующих у обучаемых способность учиться всю жизнь;

определены принципы исследования. Прежде всего, общенаучные принципы: объективность, причинность, истинность, воспроизводимость, теоретичность, системность и критичность, а также частные, в основе которых Берлинские принципы ранжирования учебных заведений: альтернативность, ясность, многовариантность, валидность, достоверность, сопоставимость, стабильность. В соответствии с гипотезой и в силу целесообразности применения индуктивного подхода к исследованию к частным принципам, по мнению автора, также отнесены: информативность, доступность, надежность и адекватность;

сформулированы методологические положения, лежащие в основе формирования системы статистических показателей качества высшего образования: 1) заимствование показателей, используемых нестатистическими подходами, прежде всего управленческого подхода к оценке качества образования на организационном уровне; 2) использование нетрадиционных для статистической науки организационных форм наблюдения; 3) включение в систему показателей условий и результатов образовательной деятельности.

Все это позволило автору сформировать концепцию исследования, которая состоит в обосновании возможности использования для статистического наблюдения за качеством высшего образования показателей управленческого подхода, удовлетворяющих вышеуказанным принципам, основанным на информации, обеспечивающей независимость оценки и соответствие международным требованиям.

2. Обоснование наиболее значимых показателей оценки качества

вузовского образования

В соответствии с системным подходом, предполагающим, что качество образования состоит из качества условий, процесса и конечного результата, автором проведена группировка показателей и критериев, используемых на организационном уровне для оценки качества вузовского образования, фрагмент которой представлен в таблице 2.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что наиболее часто в зарубежных национальных рейтингах встречаются показатели и критерии, оценивающие качество квалификации преподавателей и конечных результатов деятельности вузов. В рейтингах ведущих университетов мира их совокупный удельный вес составляет: в британском (QS-THES) – 70 %, российском («РейтОР») – 40, шанхайском (ARWU) – 90, тайваньском – 100 %. В отличие от зарубежных в российских национальных рейтингах и аккредитационных системах этим группам показателей уделяется не столь значительное внимание. В то же время практически во всех вузовских рейтингах суммарный удельный вес показателей кадрового и научного потенциала составляет более 50 %.

Таблица 2

Значимость показателей и критериев российских

и некоторых зарубежных подходов,

используемых для оценки качества образования, %

Вид аккредитации, рейтингов Группы показателей качества образования

Качество условий Качестсво про-цесса Качество конечного результата

Всего В том числе квалификации преподавателей

Всего В том числе деятельности

научной образова-тельной

Российские рейтинги и критерии государственной аккредитации


загрузка...