Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы (28.02.2012)

Автор: Ковальчук Ольга Владимировна

2. Принципы разработки и применения модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы, в том числе следующие: принцип междисциплинарности, обеспечивающий решение проблем качества образования и его оценки с позиции интегративной методологии, позволяющий создать целостное представление о качествах личности выпускника школы как важнейшего результата функционирования муниципальной образовательной системы; принцип гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий уважительное отношение к личности обучающихся и педагогов; формирующий восприятие и осознание оценки как важнейшего стимула образования, влияющего на жизнь и судьбы людей, как необходимости саморазвития, самоопределения, самореализации в процессе ее осуществления; принцип непрерывности, реализующий идеи интеграции общего и профессионального образования, осуществления постоянной оценки и самооценки всех участников образовательного процесса на всех этапах, уровнях, стадиях образования, построения такой критериальной системы оценки качества муниципальной образовательной системы, соответствие которой позволяет ей динамично развиваться в общем инновационном поле; принцип декомпозиции, разбиения инновационного процесса на отдельные взаимосвязанные и соподчиненные составляющие стадии, этапы, фазы, операции и отражения их в адекватной системе критериев, позволяющей планомерно отслеживать достижение гарантируемого результата; данный принцип технологично фиксирует баланс между нормативной жесткостью (стандартизацией) результата инновационной деятельности и вариативностью условий его достижения, между критериями оценки качества результата и критериями оценки процесса его достижения; принцип прогностичного предвидения возможных последствий и затрат, обусловленных выбором той или иной стратегии инновационного развития муниципальной образовательной системы, требующий моделирования «идеальной» (прогнозной) модели качества муниципальной образовательной системы, с которой будет сравниваться реальный уровень достижения ее результатов, осуществляться корректировка и преобразование педагогической действительности.

3. Педагогическая стратегия муниципального стандарта качества образования как нормативно-программно-методического документа, призванного в процессе применения модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы позволяет зафиксировать требования к уровню качества образования, создать систему гарантий и механизм обеспечения качества функционирования и развития системы образования, отразить характер инновационных процессов в муниципальной системе образования, служит ориентиром для разработки и внедрения в образовательную практику новых технологий, организационных форм, моделей и подходов. Данная стратегия:

базируется на принципах: взаимосвязи, взаимодополнения и преемственности системы стандартов; организации системы стандартов, исходя из требований положения о полном жизненном цикле или «петли качества»; гибкости и адаптивности системы стандартов; совместимости системы стандартов процессов, видов деятельности и стандартов результатов, качества функционирования образовательных систем, качества их развития; учета и баланса интересов потребностей системы образования, общества, государства, работодателей, граждан; ориентации стандарта на многоаспектность качества объектов, процессов, педагогических и социальных результатов образовательной деятельности; демократичности процедур оценки и экспертизы качества образования;

выполняет задачи: обеспечения единства подходов к обеспечению качества образования на всех уровнях муниципальной образовательной системы; установления ответственности и полномочий органов муниципального управления, администрации образовательных учреждений и организаций, педагогических работников, заказчиков и потребителей образовательных услуг в области обеспечения высокого уровня качества образования; повышения уровня эффективности инновационного развития образовательных систем.

реализует функции: нормативно-целеполагающую; обеспечения единства в разнообразии (упорядочивания и сокращения разнообразия); защиты прав потребителей; мотивации к непрерывному улучшению качества образования; основания и базы для оценки качества образования, нормативного обеспечения контрольно-оценочных процедур в системе государственно-общественного управления качеством образования (сертификация, лицензирование, аккредитация, надзор и контроль выполнения законодательства в сфере образования, др.); нормативного закрепления и фиксации муниципальной политики в области качества образования.

4. Комплекс организационных, педагогических и технологических нововведений в рамках реализации проектно-квалитативной парадигмы и в управлении инновационным развитием муниципальной образовательной системы, в том числе: процессный подход в управлении качеством инновационных педагогических процессов и объектов на муниципальном уровне; технология проектирования, внедрения и применения муниципальной системы оценки качества образования; технология системного многоуровневого анализа и оценки качества инновационного развития муниципальной образовательной системы; технологии проектирования управления и оценки качества основных образовательных программ, моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений при осуществлении профильного обучения на старшей ступени школы, здоровьесберегающей муниципальной образовательной среды.

Достоверность основных положений, выводов и полученных результатов исследования обеспечивается исходным выбором непротиворечивых методологических позиций и опорой на фундаментальные исследования в области педагогики, квалитологии, системогенетики, теории управления, образованиеведения; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его целям, задачам, гипотезе; сочетанием количественных и качественных критериев и показателей оценки отдельных составляющих качества муниципальной образовательной системы; позитивными результатами педагогических экспериментов; собственным многолетним опытом работы автора в должности председателя Комитета по образованию Всеволожского района Ленинградской области и непосредственным личным участием в разработке и реализации концептуальных положений проектирования системы качества инновационного развития муниципальной образовательной системы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на экспериментальной базе кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого и Центра мониторинга качества реализации Приоритетного национального проекта «Образование» ГАОУ ДПО Ленинградской области «Ленинградский областной институт развития образования», муниципальных образовательных систем Всеволожского и Тосненского районов Ленинградской области, Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа, гг. Пенза, Тверь, Вологда, Новоуральск (Свердловская область).

Основные положения по проблеме исследования представлены в следующих публикациях: 5 монографиях; 2 учебно-методических пособиях, 15 публикациях в журналах, включенных в реестр ВАК, докладывались и были обсуждены на 9 научно-методических и научно-практических конференциях, в том числе международной: «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития (проблемы качества непрерывного образования для устойчивого развития)» (Санкт-Петербург, 2008), всероссийской: «Проектирование и применение систем оценки качества образования в сфере непрерывного образования: лучшие практики, проблемы и решения» (Санкт-Петербург, 2009), 5 межрегиональных и региональных конференциях и симпозиумах, в т.ч.: «Проблемы качества повышения квалификации и профессионального развития работников образования» (Воронеж, 2009), «Мониторинг качества образования: опыт, модели и проблемы» (Санкт-Петербург, 2005), «Управление инновациями в образовании»» (Санкт-Петербург, 2006), Общее количество публикаций – 46, их объем – более 30 п.л.

Материалы исследования на различных этапах представлялись и обсуждались на заседаниях Ученого совета Ленинградского областного института развития образования, кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого при рассмотрении вопросов и проблем развития муниципальных образовательных систем.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 328 наименований, из них 7 на иностранных языках, 4 приложения, содержит 24 таблицы, 1 рисунок. Объем основного текста диссертации 312 страниц компьютерного текста.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту и данные об апробации и внедрении.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования инновационного развития муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы» обосновывается значимость инновационного развития муниципальных образовательных систем для решения задач принципиального обновления российского образования, раскрывается суть муниципальной образовательной системы как системы входящей в систему более высокого уровня (региональная образовательная система) и как системы, включающей в свой состав образовательные системы учреждений дошкольного, основного, профессионального и дополнительного образования; анализируются и фиксируются современные общие тенденции и противоречия инновационного развития муниципальных образовательных систем, связанные с их миссией в системе отношений территориального сообщества, внедрением современных подходов к оценке их эффективности, внедрением государственно-общественных механизмов в управление, использованием современных информационных ресурсов.

Значительное внимание в этой главе отведено анализу влияния процессов модернизации в экономике и социально-культурной сфере на инновационное развитие образования; направленности и сущности инновационно-квалитативных процессов в муниципальном образовании как реакции на изменения во внешней среде; изменения характера управления инновационными муниципальными образовательными системами (включая перестройку организационно-управленческих структур); особенностям дуального управления, соотношения процессов унификации и диверсификации в процессе функционирования и развития муниципальных образовательных систем.

В данной главе обосновывается необходимость и определяются базовые основания разработки концептуальных основ модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы. В рамках реализации данной цели проанализированы результаты инновационных поисков в направлении создания систем и моделей управления качеством образования на муниципальном уровне, применения различных подходов и механизмов его обеспечения. Исследуется понятие «качество муниципальной образовательной системы» в его различных проявлениях как феномен социального управления; соотношение понятий «качество» и «эффективность» применительно к образованию и образовательным системам; инновационные направления совершенствования качественных параметров муниципальной образовательной системы; возможности использования аппарата и достижений теории качества, теории управления качеством и теории оценки качества (квалиметрии) как исходных предпосылок для разработки и реализации модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем; модели систем менеджмента качества, разработанные и реализуемые в муниципальных образовательных системах; потенциальная типология муниципальных систем обеспечения качества образования с учетом вводимых оснований для их классификации.

Муниципальная образовательная система трактуется как открытая, большая, сложная, развивающаяся система, где системообразующим фактором, обеспечивающим ее функционирование и развитие, выступает управление, представляющее собой целенаправленную деятельность, в рамках которой субъекты посредством реализации управленческих функций обеспечивают эффективное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение значимых для них результатов и удовлетворение интересов всех участников образовательного процесса.

Проведенный автором анализ современных тенденций, противоречий и задач инновационного развития муниципальных образовательных систем лег в основу их миссии в системе отношений территориального сообщества, как полноправного социального партнера, инициатора кооперации и активизации всех социальных институтов по решению задач социального развития населения, повышению доступности качественного образования на основе общих глобальных изменений в экономике, обществе и образовании, внедрения современных подходов к оценке их эффективности, государственно-общественных механизмов в управлении, использования современных информационных ресурсов.

Качественные сдвиги в современном обществе, высокие темпы обновления которого обеспечиваются интеллектоемкими, наукоемкими, образовательноемкими и информационноемкими системами, характеризуют нынешний этап развития российской системы образования разворачиванием инновационно-квалитативных процессов, ориентированных на поиск актуальных и перспективных форм ее функционирования.

В исследовании установлено, что появление новых организационно-управленческих структур будет способствовать созданию благоприятной инновационной среды, имеющей своими атрибутами ресурсы и условия для осуществления качественно новых подходов в образовательной деятельности. Доказано, что управление развивающейся муниципальной системой образования - динамический процесс, реализующий новое содержание функций управления образованием, с целью обеспечения условий более полного удовлетворения разнообразных потребностей личности на основе максимального использования образовательного потенциала муниципальной системы.

Проведенный анализ различных подходов, механизмов, результатов инновационных поисков в направлении создания систем и моделей управления качеством образования на муниципальном уровне позволяет утверждать, что на муниципальном уровне проектируются и апробируются нововведения, связанные с совершенствованием административных процедур управления сетью образовательных учреждений, развитием новых форм их сетевого взаимодействия, внедрением в практику современных высокотехнологичных средств контроля, диагностики, мониторинга, оценивания результатов освоения основных образовательных программ и программ дополнительного образования детей, повышением профессионализма и мотивации управленческих и педагогических кадров. Все это вместе связано единой идеей, ориентировано на ключевой результат муниципальной образовательной системы – качество образовательных услуг населению.

В диссертации предложено внедрение на уровне муниципальной образовательной системы новых механизмов управления качеством образования, характеризующихся двумя сущностными особенностями: ярко выраженный стимулирующий характер, опора на экономическую заинтересованность субъектов управления, с одной стороны, отказ, либо значительный отход от командно-запретительных методов, с другой стороны; переход на целевое управление; приоритетность контроля за результатами образовательного процесса при сокращении контроля за его ходом, однако с оставлением функции мониторинга за развитием, динамикой ресурсной базы образовательной деятельности.

Качество муниципальной образовательной системы в диссертации определяется как социальное качество, т.е. адекватность соответствия потребностям территориального сообщества и личности по отношению к сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. В данной логике можно говорить, анализировать и оценивать качество следующих объектов: качество морфологических и качество функциональных компонентов муниципальной образовательной системы; качество основных видов деятельности, процессов, педагогических и социальных результатов, содержания образования, участников образовательного процесса, образовательной инфраструктуры, управления; внутреннее и внешнее системно-социальное качество, обеспечиваемое муниципальной образовательной системой; качество по уровням организационного построения муниципальной образовательной системы; качество по ступеням непрерывного образования; качество текущего функционирования, качество развития муниципальной образовательной системы.

Применительно к образованию и образовательным системам определено соотношение понятий «качество» и «эффективность». В диссертации подчеркивается, что эффективность должна пониматься как «обобщенная мера качества» образовательной системы, или качества совместной деятельности обучаемых, обучающих и управленцев, обеспечивающих вместе управление функционированием и развитием любой образовательной системы.

Результаты теоретических исследований позволили предложить идеи и положения дальнейшего исследования и шаги по обоснованию концептуального подхода к всесторонней диагностике качества муниципальной системы образования: применение аппарата и достижений квалитологии как теоретической базы проектирования системы качества, управления качеством и оценки качества инновационного развития муниципальной образовательной системы; реализация мониторинговых процедур в отношении компонентов муниципальной образовательной системы с использованием целевых индикаторов; разработка и применение методики анализа и оценки качества муниципальной образовательной системы на базе экспертной и вероятностно-статистической квалиметрии; использование процедур общественной, независимой экспертизы качества муниципальной образовательной системы; использование разнообразных норм и стандартов для оценки и анализа качества муниципальной образовательной системы в целом и ее отдельных компонентов; создание и использование статистической базы, современных информационно-коммуникационных технологий.

В диссертационном исследовании предложена принципиально новая типология муниципальных систем обеспечения качества образования с учетом вводимых общих и частных признаков классификации: перечень и объем, приоритетность ключевых целей, выдвигаемых перед системой обеспечения качества образования; набор основных инструментов обеспечения качества образования в виде методов и технологий, пассивного слежения за параметрами качества, активного воздействия на них и факторы, воздействующие на качество; состав и объем всех видов ресурсов, привлекаемых для обеспечения качества образования; пространство регулирования системой обеспечения качества образования объектов, процессов, связей, отслеживаемых параметров, характеристик, свойств качества в цикловом измерении. Для определения конфигурации систем обеспечения качества образования предложена матрица, включающая вышеназванные и ряд дополняющих признаков их классификации.

Во второй главе «Концепция проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы» рассмотрены особенности проектно-квалитативного управления, определены базовые и частные принципы модели такого управления применительно к трем составляющим инновационного развития муниципальной образовательной системы, представлены сущностные и структурно-функциональные характеристики модели и педагогической стратегии муниципального стандарта качества образования на основе теоретического анализа общих квалитативных тенденций в экономике, обществе, их влиянии на сферу образования, эволюции подходов в мировой науке и практике к обеспечению качества продукции и услуг; достижений и потенциала науки управления качеством, которые во многом отражает идеология современного поколения международных стандартов качества ISO серии 9000; возможностей проектирования и применения систем управления качеством в сфере образования, включая муниципальный уровень.

Задача также состояла в том, чтобы на политеоретической платформе с учетом ряда научных подходов и глобальных квалитативных тенденций, разработать целостную концепцию проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы, включая ее целевые установки, педагогические идеи, общие и специфические принципы, закономерности, движущие силы, организационное построение, критериальную базу и функциональный механизм; отдельная задача – отбор признаков и структурирование проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем с тем, чтобы имелась возможность более конкретного их изучения в условиях многообразия подходов, сложившихся в управленческой и педагогической практике. Отдельной большой задачей в рамках проектирования модели квалитативно-ориентированного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы явилось рассмотрение комплекса вопросов, связанных с обоснованием концептуальных и методических подходов к разработке и применению педагогической стратегии муниципального стандарта качества.

Проведенный теоретический анализ общих квалитативных тенденций в экономической, социальной и образовательной деятельности позволил определить направления использования опыта и потенциала квалитологии применительно к разработке концепции модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы.

Автором в диссертации определено, что использование опыта и потенциала квалитологии применительно к проблематике построения модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы может осуществляться по следующим направлениям: по линии взаимодействия методологии, технологии и типологии управления качеством; по линии взаимодействия основных теоретических компонентов общей теории управления качеством (понятийно-категориального аппарата, принципов и законов управления качеством продукции и работ, методов и видов управления качеством, функций управления, теории механизма управления качеством, теории проектирования организационных структур систем управления качеством, квалиметрии управления).

В этой логике выдвинута концепция модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы, понимаемой как многоэлементный объект, интегрирующий усилия многочисленных участников управленческого процесса, создающий своеобразное инновационное поле формирования качества образования во всех его аспектах (качество процессов, качество результатов, качество текущего функционирования образовательной системы, качество инновационного развития и т.д.).

Основанием разработки концепции модели проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы (МПК УИР МОС) являются ведущие положения педагогики и образованиеведения (теория внутришкольного управления, теория педагогического проектирования, педагогическая инноватика и др.), квалитологии, как триединой науки о качестве (теория качества, теория оценки качества или квалиметрия, теория управления качеством), системологии, теории организации, теории управления, концепции Всеобщего управления качеством (TQM), международных стандартов качества ISO серии 9000:2008 и т.д.

Авторский подход к определению методологических основ концептуального построения МПК УИР МОС основан на системе взаимосвязанных идей, теорий, концепций, принципов, отражающих уникальность и сложность исследуемого феномена. Поэтому МПК УИР МОС нельзя понимать узко, только лишь как инструмент управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем. Она должна рассматриваться с позиций глобальных квалитативных тенденций, развивающихся в современном обществе и образовании.

Модель проектно-квалитативного управления инновационным развитием муниципальной образовательной системы представляет собой структурированную целостность организационной, функциональной и параметрической составляющих, объединенных единой методологической основой управления и оценки качества инновационной деятельности в рамках муниципальной образовательной системы и регулируемых путем установления муниципального стандарта качества.

Концепция построения МПК УИР МОС, опираясь на системный, комплексный, квалиметрический, кибернетический и ситуационный подходы, включает следующие основные идеи: всеобщность категории качества в любых образовательных системах; сочетание синергетического и программно-целевого подхода к управлению муниципальными образовательными системами; междисциплинарность; стандартизация и нормативизация; прогностичность и опережение; технологичность и адаптивность; формализация; дуальностт организации и управления и др.

В процессе исследования разработаны и обоснованы основные методологические требования к построению и применению концептуальной модели проектно-квалитативного управления развитием муниципальной образовательной системы, представленной на рис.1.

Рис. 1.

Концептуальная модель проектно-квалитативного управления

инновационным развитием муниципальной образовательной системы


загрузка...