Организационно–экономический механизм управления региональной системой сельскохозяйственного воспроизводства (на примере Республики Татарстан) (27.12.2010)

Автор: Сафиуллин Марат Адипович

- Po – величина закупочной цены единицы сельскохозяйственной продукции для перерабатывающих предприятий, рубли;

- Qf - соотношение фактических уровней оптовой и закупочной цены на единицу сельскохозяйственной продукции;

- Pw - фактический уровень оптовой цены за единицу сельскохозяйственной продукции, рубли;

- Qр - коэффициент соотношения оптовых и закупочных цен на продукцию сельского хозяйства.

Необходимо помнить, что для определения оптимального значения Qр необходимо учитывать уровни рентабельности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в условиях как простого, так и расширенного воспроизводства. При этом возможны три варианта моделирования перспективы развития сельскохозяйственных предприятий в зависимости от:

- нулевой рентабельность сельскохозяйственного производства, что соответствует в нынешних условиях стратегии выживания;

- рентабельности на уровне самоокупаемости, что соответствует условиям простого воспроизводства;

- рентабельности на уровне самофинансирования, что соответствует условиям расширенного воспроизводства.

В соответствии с проведенными расчетами в среднем по Республике Татарстан коэффициент паритета цен составлял в 2006 г. 1,215. В 2009 г. значение Qр возросло до 1,89, при этом убыточность сельскохозяйственного производства поднялась до 30%, а уровень рентабельности перерабатывающего производства за тот же период увеличился до 15%. Поэтому при определении оптимального уровня Qр необходимо учесть резервы самих хозяйств по снижению себестоимости сельскохозяйственного производства.

Таким образом, использование модели зависимости закупочных и оптовых цен на сельскохозяйственную продукцию приведет к повышению существующего уровня закупочных цен, что вполне оправдано и не приведет к нарушению режима самофинансирования для перерабатывающих предприятий. Если же использовать резервы самих перерабатывающих предприятий, то имеются реальные возможности для еще большего увеличения прибыли и уровня рентабельности производства.

Эти резервы с объективной необходимостью должны быть компенсированы за счет средств регионального бюджета. При определении объема дотаций необходимо исходить из того, что если сельскохозяйственные предприятия не получают требующейся для воспроизводства прибыли, то их потери должны быть возмещены за счет средств соответствующего бюджета.

Для расчета величины бюджетных дотаций при нулевом уровне рентабельности сельскохозяйственного производства можно использовать следующую зависимость:

Go = (Pi – Ea) x W , (3)

- Go - объем дотаций, обеспечивающий нулевой уровень рентабельности сельскохозяйственного производства или уровень выживания, рубли;

- Pi - планируемая закупочная цена единицы сельскохозяйственной продукции, руб.;

- Ea - себестоимость производства единицы сельскохозяйственной продукции, руб.;

- W - объем закупок сельскохозяйственного сырья, тонн.

Для расчета величины бюджетных дотаций, необходимых для обеспечения режима расширенного воспроизводства (Ge) можно использовать следующую зависимость:

Ge = (Pr - Pi) х W (4)

- Pr - закупочная цена единицы сельскохозяйственной продукции при планируемом снижении ее себестоимости, руб.;

- Pi - планируемая закупочная цена единицы сельскохозяйственной продукции, руб.;

- W - объем закупок сельскохозяйственного сырья, тонн.

Расчеты показывают, что выделяемые сегодня в регионе дотации из бюджета обеспечивают уровень рентабельности, достаточный даже для обеспечения режима самофинансирования сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, можно заключить, что несмотря на ряд противоречий и недостатков данная модель формирования обменных отношений между субъектами воспроизводственного процесса в аграрном секторе экономики достаточно привлекательна и не требует значительных затрат бюджетных средств.

Результат 12. Разработана методика оценки эффективности региональной бюджетной поддержки сельскохозяйственного воспроизводства, основанная на применении системы оценочных критериев.

Результаты экономического анализа факторов процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, его стадий и ресурсной составляющей со всей убедительностью свидетельствуют о том, что воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве невозможен без существенной финансовой поддержки со стороны государства. Однако реализация мер государственной поддержки требует объективной оценки их эффективности в целях повышения результативности и оптимальности ее объемов и приоритетов.

Так, по данным экспертных оценок, в 2008 г. с в 2007 г. ым экспертов ссе сельскохозяйственного воспроизводства как в России, так и в ведущих зарубежных странах.орая играет овокупный объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в России составлял 15% от стоимости валовой сельскохозяйственной продукции. Аналогичный показатель совокупной поддержки сельского хозяйства наблюдается в США и Канаде. В пределах от 4 до 13% или существенно ниже, чем в России, этот показатель установлен в Австралии, Бразилии, Китае и Мексике. В европейских странах этот показатель составляет 25%, в Японии – 32%, а в Норвегии – 67%.

При этом между специалистами нет единого мнения в вопросе об использовании методов подсчета сравнительных показателей уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства. Помимо общепринятой методики оценки мер совокупной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), использующей показатель поддержки на единицу стоимости товарной продукции и учитывающей как непосредственно бюджетную поддержку, так и косвенные методы поддержки в виде импортных пошлин и квот, ряд авторов использует собственные методы, основанные на расчетах показателя поддержки на 1 га сельскохозяйственных угодий.

Вместе с тем почти все специалисты единодушны в одном – механизм распределения государственной поддержки между различными категориями и группами хозяйств крайне несовершенен и требует радикального изменения. По данным экспертов, в 2008 г. для поддержки сельского хозяйства и рыболовства было выделено федеральных бюджетных средств в объеме 110,8 млрд. рублей. Однако только 42 млрд. рублей или 37% от выделенных средств получили непосредственно сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе только 2 млрд. рублей или менее 2% досталось фермерским (крестьянским) хозяйствам и другим малым формам организации сельскохозяйственного производства. Свыше 60% выделенных государственным бюджетом средств в результате действующего распределительного механизма получили посредники, подрядчики и поставщики или организации, непосредственно не участвующие в сельскохозяйственном производстве. При этом каждая четвертая сельскохозяйственная организация вообще не получила средств государственной поддержки, а 35% всех субсидий консолидированного бюджета Федерации получили 346 крупнейших сельскохозяйственных организаций, использующих свой административный ресурс для давления на правительство.

Анализ финансовых результатов основной деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан за 2008 г. показал, что дотации и компенсации из бюджета республики составляют более половины всех доходов сельскохозяйственных предприятий. Так, прибыль в размере 1,9 млрд. руб. была получена при бюджетной поддержке в размере 2,4 млрд. руб., а животноводстве 360 млн. руб. прибыли были получены при бюджетной поддержке в размере двое ее превышающей – 753 млн. руб.

Анализ рентабельности продукции, реализованной хозяйствами всех категорий, свидетельствует о существенной доле государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей практически по всем видам производимой ими продукции. Так, если в растениеводстве рентабельность после реализации зерновых культур без учета дотаций и компенсаций из бюджета в 2008 г. составляла 22,8%, свеклы – 1,2%, картофеля – 35,7%, овощей – 15,1%, то с учетом дотаций и компенсаций из бюджета рентабельность этих культур в 2008 г. составила, соответственно, зерна – 43,1%, свеклы – 5,7%, картофеля – 44,7%, овощей – 26,4%. Хроническая убыточность животноводческого комплекса республики также была существенная снижена за счет дотаций и компенсационных выплат из бюджета республики. Так, если уровень убыточности реализации животноводческими предприятиями республики крупного рогатого скота в 2008 г. составлял 14,1%, свиней – 15,0%, то с учетом дотаций и компенсаций из бюджета убыточность этих видов продукции составляла уже 6,8% и 9,9%, соответственно.

Таблица 12

Динамика совокупной поддержки сельскохозяйственного производства Республики Татарстан за счет консолидированных средств бюджета

2005 2006 2007 2008 2009

Балансовая прибыль,

млн. рублей

Сумма дотаций и компенсаций затрат из бюджета, млн. руб.

163,9

1274,5

1456,5

1211,0


загрузка...