Трансформация чтения студенческой молодежи (конец 80-х гг. XX - начало XXI вв.) (27.09.2012)

Автор: Волкова Евгения Алексеевна

Предмет исследования: процесс трансформации чтения студенческой молодежи периода системных трансформаций российского общества (конец 80х гг ХХ – начало ХХIвв).

Цель исследования: теоретическое обоснование трансформации чтения студенческой молодежи и прогнозирование формирования ее читательской активности.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- изучить теоретико-методологические подходы к чтению студенческой молодежи вуза и опыт эмпирических исследований ее чтения;

- теоретически осмыслить и обосновать сущность трансформации чтения студенческой молодежи в исследуемый период;

- в подтверждение выдвинутой гипотезы исследования опытно-экспериментальным путем выявить состояние читательской культуры студенческой молодежи как показателя трансформационной активности студента-читателя;

- определить факторы влияния на трансформационную активность студента-читателя в вузе;

- прогнозировать условия формирования позитивной трансформационной активности студента-читателя;

- разработать прогностическую модель структуры читательской компетентности студента в контексте компетентностного подхода к высшему образованию.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

- концептупльные подходы к феномену чтения: теория социологии и психологии чтения (Р. Баркер, А.А. Гречихин, Ю.П. Мелентьева, С.Н. Плотников, Р. Эскарпи), концепция аксиологии чтения (В.А. Бородина), концепция обучения чтению как культурному феномену (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Н.Н. Светловская, Н.Н. Сметанникова);

- теория социокультурной трансформации (Т.И. Заславская, М.К. Горшиков, Н.И. Лапин, В.А. Ядов);

- научная интерпретация социокультурных преобразований в информационном обществе (Д.Белл, М. Кастельс, М. Мак-Люэн, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул);

- теория развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Г. Крайг, В.А. Ремизов);

- теоретические подходы к высшему образованию: трактовка миссии высшей школы (А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.И. Гессен, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Хюстен), обоснование компетентностной образовательной парадигмы (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков) и управления качеством образования (Л.И. Гурье, Э.М. Коротков, С.И. Плаксий), современная интерпретация социокультурной среды вуза, ее главных агентов организации и управления чтением – преподавателя и библиотеки (Т.М. Ковалева, Г.Ю. Кудряшова, О.Г. Старикова, А.А. Хагуров), научные положения о социализации и инкультурации молодежи в процессе профессиональной подготовки (Н.В. Бордовская, А.И. Ковалева, А.И. Мудрик, Б.Я. Суртаев).

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач применялся комплекс методов, обеспечивших взаимопроверяемость, сопоставляемость данных. Системный метод способствовал рассмотрению феномена чтения, как единства средств социализации и инкультурации студенческой молодежи в процессе профессионального образования, а также характеристике читательской компетентности целостной системе компетенций выпускника вуза. Источниковедческий и сравнительный методы использовались при изучении и анализе литературы по теме. Методы сравнения, обобщения, прогнозирования позволили выявить содержание трансформации чтения студенческой молодежи в разные временные отрезки. Проведенное в диссертации исследование трансформационной активности студента-читателя обусловило применение методов количественно-качественного анализа, анкетирования, сбора первичной информации, анализа и обработки данных. Метод моделирования применялся при построении прогностической модели структуры читательской компетентности студента вуза.

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств». Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2009 – 2010 гг.) – на основе анализа литературы по библиотековедению, по социологии и психологии чтения, книговедения, библиографоведения, педагогики высшей школы, культурологи определялась проблема, цель и задачи исследования, конкретизировалась гипотеза, обосновывались теоретические положения и концептуальные основы.

Второй этап (2010 – 2011 гг.) – осуществлялось изучение трансформационного процесса в чтении студенческой молодежи проводилась экспериментальная проверка гипотезы исследования методом анкетного опроса студентов-читателей; разрабатывалась прогностическая модель структуры читательской компетентности студента; систематизировались полученные материалы.

Третий этап (2011 – 2012 гг.) – обобщались результаты, уточнялись формулировки теоретических и практических выводов исследования; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования. Впервые:

- осмыслены, обобщены и сформированы представления о содержании, качественной направленности, закономерностях трансформации чтения студенческой молодежи в период конца 80х гг ХХ –ХХIвв;

- разработана идея исследования чтения студенческой молодежи в контексте системных трансформаций социальных институтов российского общества;

- систематизирована и охарактеризована видовая структура чтения студенческой молодежи, ранжированная в последовательности, соответствующей современной миссии высшей школы: общекультурное чтение; учебное чтение; научное чтение; гедонистическое чтение.

- проведено локальное исследование читательской культуры, ее психологической, деятельностной, коммуникативной составляющих как критериев оценки читательской активности студенческой молодежи; определен характер трансформационной активности ( реакции на изменение условий читательской деятельности, ведущей к качественным позитивным или негативным изменениям института чтения) путем сравнительного анализа данных о чтении студенческой молодежи в исследуемый и предшествующий период ( 60е – 80е годы ХХ века); выделены факторы влияния на трансформационную активность студента-читателя (социокультурная среда вуза, ее составляющие: информационная образовательная среда, преподаватель и библиотека как агенты организации, управления, обеспечения чтения);

-обоснована перспективность развития позитивной трансформационной активности студента-читателя в процессе обучения правильному чтению через формирование читательской компетентности;

-построена прогностическая модель структуры читательской компетентности с содержательным блоком компетенций и их дескрипторными характеристиками для использования в процессе обучения правильному чтению студентов вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- расширении теоретико-методологической базы исследований чтения посредством применения теории социокультурной трансформации: рассмотрении трансформационной активности студента-читателя в обосновании трансформации его читательской культуры;

- выдвижении, развертывании и подтверждении гипотезы о неоднозначности трансформационной активности (позитивной и негативной) студента-читателя в условиях трансформаций института высшего образования, социокультурного пространства, субъектности молодежи, глобальной информатизации общества;

- экстраполяции идеи обучения чтению на студенческое чтение и развитие ее в направлении обучения правильному чтению в социокультурной среде вуза через формирование читательской компетентности;

- авторском определении понятия читательской компетентности, базового качества, необходимого для общекультурного и профессионального развития личности, как сложной системы, компоненты которой развиваются в зависимости от традиционных и новых средств и способов передачи знаковой информации, от культурного процесса в целом.

- обосновании структуры читательской компетентности (ее компонентов, дескрипторных характеристик), ее научно-методологической базы, педагогических и научно-организационных условий внедрения в образование студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования определяется ролью чтения как безальтернативной, незаменимой технологии высшего образования. Проведенное исследование читательской культуры студенческой молодежи перспективно для поисков методов повышения качества обучения, совершенствования личности средствами правильного чтения. Результаты исследования могут быть использованы: в совместной деятельности по организации, управлению, обеспечению чтения преподавателями и библиотекой в социокультурной среде вуза, повышении их квалификации по проблемам поддержки чтения; в информационном обеспечении преподавания учебной дисциплины. Созданный по результатам исследования библиографический указатель дает информацию об инновационных подходах к стратегии развития правильного чтения студенчества. Разработанная модель структуры читательской компетентности практически значима для проектирования программы обучения чтению, создания учебного курса правильного чтения, целевых установок студентам в процессе формирования читательских компетенций. Материалы исследования пополняют теоретико-методологическую базу научной интерпретации феномена чтения, создают предпосылки для мониторинга трансформационных процессов чтения студенчества и других социально-демографических групп.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической и фактологической обоснованностью авторских позиций адекватно концептуальным положениям социологии и психологии чтения, теории социальной трансформации, компетентностной парадигме; подтверждается применением комплексной методики обеспечившей взаимопроверяемость, сапоставляемость, взаимодополняемость данных, полученных методами библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих, педагогических, социологических исследований; репрезентативностью полученных диссертантом социологических данных, их статистической достоверностью; целенаправленным анализом трансформации чтения студенческой молодежи в разные временные периоды; широкой источниковой базой первичных и вторичных документов.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась посредством преподавательской деятельности соискателя в Южном института менеджмента и в рамках эксперимента по исследованию трансформации чтения студентов данного вуза и Краснодарского университета культуры и искусств. Материалы диссертации изложены в публикациях автора и выступлениях на научных конференциях.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Чтение студенческой молодежи в условиях системной трансформации конца 80х гг. ХХ – начала XXI веков находится в состоянии неоднозначной трансформации (позитивной и негативной), управляемой такими факторами как:

- институт высшей школы, реформирование которой обусловлено поисками новой образовательной парадигмы;


загрузка...