Человек экономический как идеальная модель личности: становление и развитие в идеологическом пространстве западно-европейского общества (27.09.2012)

Автор: Шаов Асфар Аскерович

Шаов Асфар Аскерович

Человек экономический как идеальная модель личности: становление и развитие в идеологическом пространстве западно-европейского общества

09.00.11. - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону – 2012

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант:

Волков Юрий Григорьевич

Заслуженный деятель науки РФ

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Нечипуренко Виктор Николаевич

доктор философских наук, профессор

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Батайске

профессор кафедры социальной работы и экономики

Пшегусова Галина Султановна

доктор философских наук, профессор

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный

университет»

заведующий кафедрой английского языка гуманитарных факультетов

Тахтамышев Владимир Григорьевич

доктор философских наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

заведующий кафедрой философии и истории Отечества

Ведущая

организация: ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»

Защита состоится «28» декабря 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «__» ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.В. Верещагина Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Важность социально-философского исследования становления и развития человека экономического в идеологическом пространстве западно-европейского общества обусловлено социокультурным контекстом современности. Специфика данного контекста определяется такими характерологическими чертами, как динамичность происходящих изменений в общественном развитии, их нелинейность и неоднозначность. Особенно это касается российского общества, в котором все более усугубляющийся системный кризис требует многопланового анализа его особенностей, а нахождение способа выхода из него зависит не только от качественного анализа проблем российского, но и западно-европейского общества. Эта зависимость объясняется рядом факторов. Во-первых, в основу культурной политики в России положен тезис о единстве русской и западно-европейской культур. Во-вторых, исторически между Россией и Западной Европой сложились тесные связи в области экономики, искусства, права и их творческое переосмысление может предстать как один из способов создания единого европейского сообщества. В-третьих, многие общественные западно-европейские достижения были восприняты и интегрированы в российское общество. Таким образом, социально-философский анализ становления и развития человека экономического в идеологическом пространстве западно-европейского общества «…должен быть для нас побуждением и средством к сознательному уяснению наших собственных духовных инстинктов. Мы отстоим себя, а если отстоим, то, значит, и зацветем новой жизнью».

Собственно, акцент на исследовании именно человека экономического обусловлен тем, что дает возможность адекватно определить духовное содержание каждого народа, правильно оценить его культурное своеобразие и перспективы дальнейшего общественного развития. Поэтому во многом данная проблематика затрагивает непосредственно Россию, где на первый план выдвигается проблема формирования национальной идеи, исторического самосознания российского народа и сохранения его идентичности с опорой на собственную социо-антропологическую модель в контексте взаимодействия универсального и национального начал в культуре. Кроме того, корреляция идей глобализма и доктрин Просвещения, говорит о том, что оба эти явления находят продолжение друг в друге, имеют общую, более глубокую связь и причину, а именно - зарождение нового экономического архетипа, которому в качестве генетически родственных по своей сути элементов соответствовали основные черты просвещенческого мышления, связанного с величайшим достижением человеческой мысли, «слишком человеческой». В итоге это привело к процессу духовного раскрепощения, когда энтропийность смысла, морали, логики и эстетики теряет связь как с трансцендентными ценностями, так и с общими социальными явлениями.

Изучение человека экономического как идеальной модели личности в триаде экономика-искусство-право предопределяется тем, что идеология «человека экономического», прославляющая утилитарные потребности с его культом полезности, устраняет стремление индивидов к общей социальной цели, ибо каждый человек претендует на то, что его интересы и потребности наиболее верны, по той простой причине, что полезны ему. Как результат, в Западной Европе сформировалась специфическая, множественная действительность, исключившая из идеологического пространства европейской культуры историю духовных исканий человечества как единого в своем самодвижении. В этой связи становится значимой направленность социально-философского анализа на актуализацию задач переоценки и переосмысления принципов конструирования идеологического пространства европейской культуры в триаде экономика-искусство-право. Данные сферы жизнедеятельности выбраны диссертантом как наиболее чувствительные к ценностным ориентациям той или иной эпохи с их этическим отношением к человеку, что не просто задает вектор научного поиска, но и наполняет его новым смыслом.

Таким образом, при социально-философском исследовании становления и развития человека экономического в идеологическом пространстве западно-европейского общества возникает возможность создания социо-антропологической модели «человека экономического». Данная модель может трактоваться как идеальная модель личности в силу того, что обладает, в отличие от свободной от каких-либо этических конвенций модели человека, лежащей в основе экономических теорий, аксиологическим измерением. Кроме того, наличие аксиологического измерения дает возможность объяснять мировоззренческие установки людей в идеологическом контексте определенной эпохи.

Соответственно, социально-философское осмысление человека экономического в идеологическом пространстве западно-европейского общества, приобретает в этом контексте архиважное значение, поскольку позволит не только создать новую идеальную модель личности, но и, вскрыв закономерности ее становления и развития, применять в контексте новых исторических условий.

Степень научной разработанности темы. Современная наука располагает значительным объемом эмпирических и теоретических знаний по разным аспектам проблемы, выбранной автором для диссертационного исследования.

Так, в ростовской научной школе был выполнен ряд исследований по смежным проблемам, а именно: анализ базового и нормативного типов личности, социальная природа личности и смысл ее существования, проблемы национальной идентичности в современном обществе . Анализ роли идеологии в современном обществе с гуманистической позиции дан в монографии В.С. Малицкого. Впервые в отечественной научной мысли в монографии Ю.Г. Волкова определено влияние идеологии на формирование сущности российской идентичности. Также были рассмотрены такие вопросы как проблемы и специфика современного общества в контексте процессов взаимодействия социальных структур и институтов, типы взаимоотношения личности и общества и идеологическая идентичность в современном российском обществе.

Отдельные составляющие обозначенной автором проблемы – исследование человека экономического как идеальной модели личности в идеологическом пространстве западно-европейского общества достаточно подробно разрабатывались в рамках научной мысли: личность и идеальная модель личности; человек экономический; идеология; общество и анализ специфики западно-европейского общества.


загрузка...