Гражданская идентичность феминисток в России в начале ХХ в. (27.09.2012)

Автор: Крадецкая Сусанна Вячеславовна

Достижение данной цели реализуется путем решения следующих задач:

1. анализ средств культурной репрезентации движения, к которым относятся публичные мероприятия и периодическая печать. При этом особый акцент был сделан на значимости этих средств для формирования коммуникативного пространства российских феминисток.

2. изучение феминистского публицистического дискурса, формировавшегося в создаваемом ими коммуникативном пространстве, для выявления его специфических черт и ценностей.

3. сравнение сконструированной системы социальных ценностей с идеальной моделью гражданственности, для которой характерны социальная активность, сознательность, ответственность, солидарность и т.д. Определение на основе проведенного сопоставления особенностей гражданской идентичности как определенного типа сознания и модели поведения российских феминисток.

Новизна научного исследования определяется решением поставленных исследовательских задач в русле современных направлений исторической науки. Суть нового подхода заключается в рассмотрении феминистского движения как части модернизационных изменений, происходивших в России в начале ХХ в. Используемая при этом акторная модель позволяет представить предлагаемые феминистками пути развития женщины как стратегии выживания, разрабатываемые различными группами в условиях социальной трансформации. На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. В пореформенную эпоху в России в результате социальных и культурных трансформаций, вызванных процессом модернизации, возникали новые группы населения, новая культура и новые ценности. В городах, развивавшихся в ходе ускоренного процесса урбанизации, складывалась особая культурная среда, в рамках которой формировался человек нового типа, активный, инициативный, самостоятельный. Это был человек, готовый к переменам и даже провоцирующий их, свободный от культурных норм традиционного патриархального общества и воспринявший ценности новой культуры.

2. Важной частью формировавшейся городской культуры было возникновение различных теорий эмансипации и основанных на них общественно-политических движений. Человеческая личность освобождалась от норм традиционного общества, от власти патриархальной семьи, государства и социума. Одновременно, в рамках некоторых эмансипационных теорий человек становился свободным и от гендерных стереотипов, уничтожались гендерные различия, и ставился знак равенства между мужчинами и женщинами. Это привело к формированию в России второй половины XIX в. женского движения, боровшегося за право на равное образование и труд, а затем и феминизма, выступавшего за коренную перестройку российского общества на основе всеобщего равенства.

3. Феминистское движение зарождается в 1905 г., когда дарованием избирательных прав мужчинам было нарушено «бесправное равенство» российского общества. К этому времени в России уже существовала многолетняя традиция женской гражданской активности, проявлявшаяся в самых разных формах (благотворительность, просветительство, борьба за доступ женщин в высшие учебные заведения и т.д.). Однако окончательно идеология феминизма сложилась под влиянием западных идей, и в будущем феминистские организации всегда опирались в своей деятельности на теоретическое наследие и практический опыт своих западноевропейских и североамериканских коллег. В целом, российский феминизм организационно и идейно был тесно связан со своим западным прототипом.

4. В нестабильных условиях переходного периода, феминистки предлагали женщинам возможные пути развития в новом обществе. В центре их внимания были, прежде всего, представительницы средних городских слоев, т.к. именно из этой среды происходило большинство «новых» женщин, в том числе и сами феминистки. Этих женщин уже не устраивали нормы патриархального общества, они стремились получать равное мужскому образование, работать, быть самостоятельными. Подобная активная жизненная позиция естественно влекла за собой радикальные перемены в повседневности «новых» женщин. Именно для них активистки и лидеры феминистского движения создавали новые жизненные ориентиры, новую систему ценностей, которой они могли следовать в своей повседневной жизни.

5. В результате активной социальной и культурной работы феминисток в рамках движения складывалось особое пространство коммуникации или общения, где формулировались и пропагандировались новые ценности. Это пространство создавалось во время публичных мероприятий (лекций, митингов, собраний организаций, съездов) и на страницах периодических изданий (журналы «Женский Вестник», «Союз Женщин»), специально созданных на базе различных феминистских организаций. При этом периодические издания феминисток – важнейший элемент пространств коммуникации – принципиально отличались от всего корпуса существовавших изданий для женщин. Внешнее оформление, структура, язык и содержание статей – все должно было показать новое отношение к женщине, как к социальному субъекту.

6. Свой идеальный образ «новой» женщины феминистки конструировали, отталкиваясь от традиционного идеала жены, матери и домашней хозяйки. Ценности «домашней» жизни уже не имели практического смысла в современном им обществе, поэтому на первом месте для них стояла общественно-политическая деятельность женщин. Их идеальная женщина активно занималась политикой и социальной деятельностью, она была свободна и самостоятельна, стремилась к получению образования и к труду, не забывая при этом о своих общественных обязанностях. Главное, что эта женщина была во всем равна мужчине. Принципы равенства и индивидуальной свободы распространялись и на частную жизнь, которая должна была быть реформирована с учетом новых обязанностей женщины.

", основанные на специфическом – гендерно окрашенном – варианте гражданской идентичности. В целом появление на общественной арене социально активных и самостоятельных женщин говорит о развитии модернизационных процессов в условиях пореформенной России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов для дальнейших исследований по истории феминизма и, в целом, по гендерной истории России, а также в процессе преподавания российской истории в высших учебных заведениях и при подготовке специальных курсов по истории общественных движений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в Московском Государственном Университете (2010 г.); III Международной научной конференции Российской Ассоциации исследователей женской истории «Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» в Череповецком Государственном университете (Череповец, 2010 г.); IV Международной научной конференции Российской Ассоциации исследователей женской истории «Частное и общественное: границы, наполнение, политики интерпретации в прошлом и настоящем» в Ярославском Государственном педагогическом университете (Ярославль, 2011 г.); XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Система образования в странах СНГ: развитие и перспективы» в Российском университете дружбы народов (2012 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект и предмет, хронологические рамки и методологическая основа, формулируются цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость. Рассматриваются основные направления историографического изучения темы и дается анализ основных источников.

Первая глава «Коммуникационные пространства российских феминисток» посвящена анализу различных средств культурной репрезентации движения и создаваемым пространствам общения, а именно публичным мероприятиям, проводимым феминистками, и феминистской периодической печати.

§1. Феминистская периодическая печать. При изучении процесса становления гражданского общества важное значение имеет рассмотрение т.н. пространств общения или коммуникации, т.к. именно в рамках этих пространств усилиями лидеров и активисток различных организаций формулируются ценности и идеалы, способствующие формированию гражданской идентичности членов этих объединений. Периодическая печать является важнейшей частью этих коммуникационных пространств, газеты и журналы представляют собой виртуальные публичные площадки, на которых каждый может высказаться и заявить о своих нуждах и интересах. Соответственно, при изучении системы ценностей феминисток, прежде всего, необходим анализ комплекса феминистской периодической печати. Журналы «Женский Вестник» и «Союз Женщин» принципиально отличались от всех существовавших в то время журналов для женщин. Они основывались на т.н. эгалитарном гендерном контракте, не ограничивающим женщину только домашней сферой и признающим ее полное равенство с мужчиной. Напротив, основной массив журналов «для дам», существовавших в России на всем протяжении XIX – начала ХХ вв., основывался на традиционном гендерном контракте, предполагавшим четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности с невозможностью пересмотра соответствующих норм поведения. Идеалом для традиционных женских журналов была женщина-жена, мать и «хранительница домашнего очага». При этом на всем протяжении рассматриваемого периода этот образ принципиально не менялся и в своих основных чертах оставался прежним. Только во второй половине XIX в. начинают появляться первые журналы, в которых подвергались сомнению традиционные роли женщин в семье и обществе. Именно эту традицию «сомнения» и продолжили феминистские журналы, появившиеся в начале ХХ в. Отличие журналов «Женский Вестник» и «Союз Женщин» от изданий, определяемых как традиционные, видно не только в содержании, но и во внешнем оформлении. Отсутствие иллюстраций, обязательных для каждого «дамского» издания, и рекламы подчеркивало серьезный «идейный» характер этих журналов и показывало, что авторы и редакторы принципиально иначе относились к женщине-читательнице. Внутренняя структура журналов, постоянные рубрики (такие как «Хроника женского движения в России и заграницей», «Отдел для читательниц», «Вопросы и ответы редакции» и т.д.), а также сама история изданий были тесно связаны с общим ходом развития феминистского движения в России и отразили на себе его основные идеи и противоречия. Редакции и «Женского Вестника» и «Союза женщин» постоянно сталкивались с финансовыми трудностями, с непониманием со стороны большинства читательской аудитории и коллег-журналистов, из-за чего им приходилось объяснять необходимость существования их изданий. Однако благодаря ярким лидерам – М.И. Покровской и М.А. Чеховой – журналы продолжали выходить. На страницах самих изданий часто сталкивались противоречивые позиции, различные взгляды на положение женщины в семье, обществе и государстве. В частности, именно «идейные» столкновения стали одной из причин недолговечности «Союза Женщин» (1907 – 1909 гг.). Однако в основе деятельности редакторских и авторских коллективов обоих журналов лежал взгляд на женщину, как на социального субъекта, обладающего своими собственными интересами и нуждающегося в площадке для заявления этих интересов. Именно такой площадкой и должны были стать феминистские журналы, они предоставляли женщинам возможность публично и самостоятельно высказаться, что было крайне важно для феминистского движения в целом.

§2. Публичные мероприятия феминисток. Наряду с журналами, важной частью коммуникационного пространства российских феминисток были публичные лекции, съезды, митинги, устраивавшиеся не только в крупных столичных городах, но и в провинции. Именно в ходе таких мероприятий ценности, формулировавшиеся на страницах периодической печати, проходили свою практическую апробацию, представлялись на суд общественности. Каждая из таких акций преследовала несколько целей. Прежде всего, агитация, пропаганда феминистских ценностей и привлечение возможно большего количества сторонниц и сторонников. В этом отношении лидеры организаций ориентировались на деятельность активисток западноевропейского и североамериканского движения, активно проводивших пропаганду своих идей. Не менее важным, однако, было и предоставление женщинам возможности высказаться уже не виртуально, на страницах журнала, но перед реальной аудиторией. Многие женские клубы и общества ставили перед собой задачу научить женщин публичным выступлениям, чтобы они могли самостоятельно и аргументировано выступать на публике. Особое внимание уделялось именно публичности таких мероприятий, т.к. они должны были способствовать общению между женщинами, налаживать коммуникационные связи и отношения и, в итоге, объединять всех женщин на основе совместно выработанных и проговоренных ценностей. В соответствии с этими задачами все феминистские организации (Женская Прогрессивная партия, Русское Женское Взаимно-Благотворительное общество, Лига Равноправия женщин) старались подходить к организации подобных акций весьма тщательно и продуманно. На специальных собраниях, в «рефератных комиссиях» разрабатывались темы выступлений, их примерные планы с возможной аргументацией, проводились репетиции и т.д. Важнейшей и крупнейшей публичной площадкой для выступлений феминисток были, без сомнения, съезды, устраивавшиеся различными организациями. Однако вершиной их деятельности в этом отношении была организация собственных съездов. Три подобных съезда (1908 г., 1910 г., 1912 г.) продемонстрировали организаторские способности лидеров движения и подтвердили тот факт, что российские женщины начинали привыкать не только мыслить самостоятельно, но и публично высказывать свои мысли. Подобное активное речевое поведение было частью образа «новой» женщины, пропагандировавшегося феминистками. В ходе своей издательской, публицистической, пропагандистской, организаторской деятельности лидеры и активистки движения создавали пространство для женского взаимодействия, где каждая женщина могла познакомиться с новыми ценностями, новыми образами и моделями поведения, разрабатываемыми феминистками на страницах их периодических изданий.

Вторая глава «Публичная сфера деятельности женщин» посвящена непосредственному анализу дискурса журналов «Женский Вестник» и «Союз Женщин», а именно той его части, в которой так или иначе затрагивалась публичная сфера жизни женщин, как наиболее важная для феминистского дискурса. Рассмотрение данной темы проводилось на основе данных количественного анализа.

§1. Женщины и государство. Темы государственной политики в отношении женщин, а также женской политической активности были одними из важнейших в феминистском дискурсе. Это подтверждает и количественный анализ сгруппированного по трем тематическим блокам массива информации. Данный блок занимает 32% от общего объема текста в журнале «Женский Вестник» и 38% в «Союзе Женщин» за весь исследованный период. Проводимая государством политика, несправедливые по отношению к женщинам законы, недоверие к любым проявлениям инициативы снизу – все это подталкивало угнетенных, в терминологии феминисток, женщин к борьбе за отстаивание своих прав и интересов и, прежде всего, к совместной борьбе за завоевание избирательного права, как активного, так и пассивного. Эту борьбу женщины должны были вести самостоятельно, объединяясь для этого в женские организации на основе идеологии феминизма. В среде активисток движения даже разрабатывалась особая модель такого объединения, которую условно можно назвать «сестринством». Суть этой идеи сводилась к тому, что все женщины равны в своем угнетении, независимо от своего социального положения. Соответственно, более образованные, «сознательные» женщины должны были отстаивать права всех своих «сестер». При этом допуск женщин в сферу публичной политики путем завоевания ими права голоса означал для феминисток только первый шаг на пути к полному освобождению. Далее следовало исправить недостатки «мужского» способа управления, основанного на физической силе, угнетении и подчинении более «слабых», т.е. женщин.

§2. Женщины и общество. К данному тематическому блоку относятся вопросы положения женщин в обществе и их общественной деятельности, проблемы женского образования и труда. Статьи, так или иначе посвященные обозначенным вопросам, занимают 51% и 54% от общего объема текста за весь исследованный период в «Женском Вестнике» и «Союзе Женщин» соответственно. В целом положение женщин в обществе феминистки оценивали как неравноправное и угнетенное. Для подкрепления этого тезиса ими использовались взаимосвязанные понятия матриархата и патриархата. Согласно концепции феминисток, первой формой общественного устройства был матриархат, для которого были характерны такие созидающие и конструктивные качества, как гуманизм, демократизм, взаимопонимание и «материнская любовь». Пришедший же ему на смену патриархат основывался на противоположных, деструктивных, характеристиках: грубой физической силе и насилии, угнетении и подчинении. В подобном обществе правами «сильного» обладали только мужчины, «слабые» женщины были их лишены. Соответственно, на плечах современных женщин, желавших изменить ситуацию, лежала задача «оздоровления» общества, возвращения в него созидающих начал культуры матриархата. Это достигалось путем активной общественной работы на самых разных поприщах (благотворительность, просветительство, санитарное дело и т.д.). В целом феминистки предлагали женщинам те сферы общественной деятельности, которые больше всего игнорировались государством. При этом каждая женщина, занимающаяся социальной работой, должна была быть самостоятельна, активна, образованна. Это в свою очередь было возможно только при полном доступе женщин к равному образованию и трудоустройству, что также было одним из главных требований феминисток.

§3. Проституция и сексуальная угроза / сексуальные домогательства. В статьях, посвященных данной проблеме переплелись многие важные для феминисток темы (государственная политика в отношении женщин, их бесправное положение в обществе, двойная сексуальная мораль и т.д.). Можно сказать, что эта тема занимает своеобразное промежуточное положение в феминистском дискурсе. Данная рубрика занимает 4 – 13 % от общего объема текста «Женского Вестника» и 3 – 7 % «Союза Женщин». В целом в оценке феномена проституции феминистки примыкали к т.н. социологической школе, делавшей акцент на социально-экономических причинах вовлечения женщин в проституцию. Их идейные противники – представители антропологической школы – считали, что проститутки это «вырождающиеся особи», генетически приспособленные к своей профессии. Соответственно, они выступали за необходимость организации контроля над проститутками со стороны государства. Представительницы же феминистского движения, в соответствии с позицией социологической школы, выступали против государственной регламентации проституции и врачебно-полицейского надзора, существовавших в России с 1840-х гг. Одновременно с этим феминистки рассуждали о проституции более широко, в связи с их общей концепцией угнетенного и бесправного положения женщин в обществе. Система государственного контроля за проституцией оценивалась ими как еще один элемент дискриминационной политики, в результате проведения которой каждая женщина, решившаяся на самостоятельную публичную деятельность, на выход из-под опеки мужчины, сталкивалась с угрозой сексуальных домогательств, а в перспективе с угрозой официально быть записанной в проститутки. К подобным выводам участниц движения подталкивал, в том числе, и личный опыт. Активистки и лидеры движения, как и обычные женщины, подвергались сексуальным домогательства на улицах российских городов, о чем впоследствии они рассказывали на страницах своих журналов.

Третья глава «Частная сфера жизни женщин» посвящена рассмотрению, на основе результатов проведенного количественного анализа, частной жизни женщин, представленной в дискурсе феминистских журналов.

§1. Семейно-брачные отношения. Вопросы семьи и брака являлись крайне важными для феминистского дискурса. В рамках блока, посвященного частной жизни женщин, эти темы характеризуются наибольшими показателями: от 7 – 15% для «Женского Вестника» до 2 – 5% для «Союза Женщин». Интерес феминисток к данной проблеме был вызван изменениями, происходившими в традиционной большой семье. Эти «кризисные» явления и движение к «малой демократической семье» были особенно заметны в городской мещанской среде, из которой происходило большинство представительниц феминистского движения. Традиционные нормы жизни патриархальной семьи, где жена была полностью подчинена главе семьи в экономическом, правовом, сексуальном и психологическом отношении, уже не удовлетворяли их, и феминистки предложили свою модель идеальной семьи, основанную на равенстве и «товарищеских» отношениях. «Жена-рабыня» должна была уступить место «жене-товарищу». Замужняя женщина должна была быть не менее свободна и самостоятельна, чем ее незамужняя «сестра». Важным было и возвращение матримониальных отношений под юрисдикцию государства, что должно было значительно облегчить практику как заключения браков, так и их расторжения.

§2. Материнство и воспитание детей. Активная общественная деятельность женщин предполагала реформирование ее частной жизни, в том числе и отношения к деторождению. В 2 – 9 % статей «Женского Вестника» и 1 – 3% «Союза Женщин» феминистки попытались представить новые подходы к материнству. Прежде всего, женщина имела право на свободное материнство, подразумевавшее освобождение от правовых и культурных ограничений. Одновременно это предполагало и более ответственное отношение женщины к процессу деторождения и последующего воспитания детей, как будущих равноправных граждан своей страны. Особый акцент феминистки делали на теме совместного воспитания мальчиков и девочек, что должно было со временем привести к исчезновению неравенства полов. В целом в дискурсе феминисток представление о материнстве расширялось за счет акцента на его социальных функциях. При этом активистки и лидеры движения признавали деторождение одной из важнейших социальных функций женщины, а сам статус матери оценивали довольно высоко, что в целом было характерно для русской культуры.

§3. Домашнее хозяйство. Одной из важнейших составляющих традиционного идеала женщины было представление о ней как о домашней хозяйке, «хранительнице домашнего очага». Соответственно, феминистки, рассуждая о частной жизни женщины, не могли игнорировать этого вопроса, хотя он и занимает наименьший процент от общего объема текста в обоих журналах: 1 – 2 % для «Женского Вестника» и «Союза Женщин». Не отрицая того факта, что женщина должна заниматься домашними делами, феминистки выводили эту деятельность из частной сферы, настаивая на необходимости профессиональной подготовки и соответствующей оплаты домашнего труда. Таким образом женский домашний труд из сферы приложения женских «природных» способностей переводился в систему общественного производства. Кроме того, феминистки предлагали организовывать коллективные хозяйства для облегчения трудовой нагрузки в этой сфере деятельности.

В заключении подводятся основные итоги исследования, сделаны обобщающие выводы. Анализ дискурса журналов «Женский Вестник» и «Союз Женщин» позволил выделить основные темы, значимые для редакций и авторов этих изданий. Преобладание среди этих тем вопросов, так или иначе связанные с публичной жизнью женщины говорит о том, что в системе ценностей первое место занимали такие ценности как самостоятельность, социальная активность, ответственность, инициативность. Принцип свободы и равноправия распространялся и на частную жизнь, которая должна была быть реформирована в соответствии с новой общественной ролью женщин.

Этот идеальный образ женщины говорит, прежде всего, о восприятии авторами статей идеологии феминизма. В дискурсе обоих журналов содержится критика существующей гендерной системы, тех гендерных норм, которые контролировали и ограничивали жизнь женщин. Одновременно актуализируемые в журналах ценности носят ярко выраженный гражданский характер. Способ их формулировки и пропаганды способствовал формированию коллективной идентичности участниц движения, созданию особой женской общности или «сестринства», основанного на гендерно окрашенном варианте гражданской идентичности. Благодаря активной деятельности феминисток постепенно изменялись общественные нормы и стереотипы восприятия круга образованных женщин. Несмотря на трудности, связанные со спецификой переходного периода, сам факт появления женщин как самостоятельных и активных субъектов общественной жизни свидетельствует о формировании элементов гражданского общества в России.

По теме диссертации опубликованы следующие работы

Крадецкая С.В. Не стать сентиментальным плющом. Взгляд российских феминисток начала ХХ века. // Родина. – 2011. - №5. – С. 143 – 144 (0,4 п.л.).

Крадецкая С.В. «Наградивши девушку желтым билетом …». Сексуальные домогательства в интерпретации российских феминисток начала ХХ века. // Родина. – 2012. - №7. – С.155 – 157 (0,4 п.л.).

Крадецкая С.В. Феминистская периодическая печать и формирование гражданской идентичности в России в начале ХХ в. // Ежегодник историко-антропологических исследований: Опыты историко-антропологических исследований: Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых / Отв. ред. В.М. Козьменко, В.В. Керов, М.Ф. Румянцева – М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2010. – С.69 – 77 (0,6 п.л.).

Крадецкая С.В. Особенности феминистской периодической печати в России в начале ХХ века // Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы III Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 1 – 3 ноября 2010 г., Череповец – М.: ИЭА РАН, 2010. – Т.2. – С.34 – 39 (0,2 п.л.).

Крадецкая С.В. «Женщины XIX века не нуждаются в призывах …»: Е.Н. Щепкина и история женщин в России [электронный ресурс] / Материалы Международного молодежного научного форума Ломоносов – 2010. – М., 2010. – 1 CD-ROM. (0,1 п.л.).

Крадецкая С.В. Женщина и семья в дискурсе российских феминисток начала ХХ века // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Под ред. Л.П. Репиной. – №19. М.: ИВИ РАН, 2011. – С.293 – 307 (0,6 п.л.).

Крадецкая С.В. Неомальтузианство и российские феминистки начала ХХ века // Частное и общественное: гендерный аспект: Материалы IV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 20 – 22 октября, 2011 г., Ярославль – М.: ИЭА РАН, 2011. – Т. 1. – С.159 – 163 (0,2 п.л.).

Крадецкая С.В. Проблема совместного воспитания и образования в дискурсе российских феминисток начала ХХ века // Система образования в странах СНГ: развитие и перспективы: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 13 апреля 2012 г., Москва. – М.: РУДН, 2012. – С.27 – 32 (0,2 п.л.).

В работе в качестве базового было принято следующее определение феминизма: феминизм – это идеология феминистского движения, в основе которой лежит критика существующей гендерной системы (см. Юкина И.И. Идеология российского феминизма первой волны // Социальная история. Ежегодник 2003. Женская и Гендерная история. М., 2003).


загрузка...