ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (27.09.2012)

Автор: Тарасова Анна Владимировна

КГ 87% (74 чел.) 13% (11 чел.) 0

ЭГ 33% (28 чел.) 42% (36 чел.) 25 % (21 чел.)

Таким образом, мы наблюдаем появление студентов с устойчивой мотивацией в ЭГ, увеличение числа студентов в группе с неуверенной мотивацией и, соответственно, уменьшение количества студентов, у которых мотивация к изучению физики отсутствует.

После выполнения лабораторных работ студентам ЭГ было предложено ответить на вопрос: «Какая из выполненных работ вызвала у Вас наибольший интерес?» В экспериментальной группе 77% студентов выбрали работы предлагаемого практикума. Таким образом, содержательная часть предложенных лабораторных работ и методика их проведения влияют на познавательные интересы студентов.

Также успешность выполнения предлагаемых заданий на контрольном этапе свидетельствуют о косвенном влиянии методики практикума на мотивацию студентов, а именно, на повышение мотивации.

Для проверки вклада в профессиональные компетенции мы проверяли знания по физике, профессиональные знания и умения, которые можно сформировать у студента медицинского вуза на лабораторных работах по физике. Если студент справлялся успешно с заданиями, то мы судили о формировании профессиональных компетенций в целом.

Студентам ЭГ и КГ предлагались задания I и II типов. Задания I типа – это задания по проверке знаний по физике и соответствующего вклада в формирование профессиональных компетенций.

Задания II типа – это задания по проверке знаний в профессиональной сфере, получаемые при выполнении лабораторных работ практикума по физике.

В каждом типе заданий были сформулированы 10 вопросов и за каждый правильный ответ студент получал 1 балл. Таким образом, студент при ответе на вопросы заданий каждого типа получал результат от 0 до 10 баллов.

Анализ результатов выполнения заданий I и II типов показал, что студенты ЭГ успешнее отвечают на вопросы.

Результаты выполнения студентами заданий I и II типа представлены на рисунке 1 и 2. По оси абсцисс заданы получаемые баллы студентами, по оси ординат - количество студентов, получивших определённое количество баллов.

Для установления наличия или отсутствия различий в ЭГ и КГ был использован критерий ?2 – Пирсона для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того признака. Результаты статистического анализа показали, что при выполнении студентами разных факультетов заданий I типа распределения баллов не различаются между собой, а при выполнении заданий II типа распределение баллов в ЭГ не совпадает с распределением баллов в КГ.

Кроме того, статистической обработке были подвергнуты результаты выполнения заданий I и II типов отдельно студентами МБО и студентами педиатрического и лечебного факультетов (Рис.3,4,5,6). Было показано, что распределения баллов ЭГ и КГ для студентов МБО при выполнении заданий I и II типов не различаются между собой; а для студентов педиатрического и лечебного факультетов результаты оказались лучше в ЭГ.

Также студенты выполняли задания по проверке умений применять изученные на лабораторных работах законы и теории для объяснения явлений, связанных с их непосредственной специальностью. Выполнение этих заданий в зависимости от степени сложности может происходить либо

Рис.1 Результаты выполнения заданий I типа студентами МБО, педиатрического и лечебного факультетов

Рис.2 Результаты выполнения заданий II типа студентами МБО, педиатрического и лечебного факультетов

Рис.3 Результаты выполнения заданий I типа студентами МБО

Рис.4 Результаты выполнения заданий I типа студентами педиатрического и лечебного факультетов

Рис.5 Результаты выполнения заданий II типа студентами МБО

Рис.6 Результаты выполнения заданий II типа студентами педиатрического и лечебного факультетов

на самих лабораторных работах, либо в результате самостоятельной домашней работы. Форма представления результатов достаточно свободная, но чаще всего предполагает качественное описание применения закона или теории в конкретных условиях, реже в виде решения задачи в общем виде.

Приведем пример такого задания:

Объясните, причины обработки ладоней рук тальком у спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой или спортивной гимнастикой? (простейшие представления о трении).

Результаты промежуточного контроля показали, что студенты более успешно справляются с этими заданиями в ЭГ. В заключении педагогического эксперимента были проанализированы экзаменационные оценки студентов ЭГ и КГ (Рис.7). Причем преподаватели, принимавшие экзамен, не знали к какой группе относился тот или иной студент. Для установления наличия или отсутствия различий в контрольной и экспериментальной группах был также использован критерий ?2 – Пирсона. Результаты экзамена оказались лучше В ЭГ.

Рис.7 Анализ экзаменационных оценок

Таким образом, выбранный критерий позволил подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.

В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие заявленную гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении приведены материалы, отражающие ход и результаты диссертационной работы.

Основные результаты исследования

В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования были сделаны следующие основные выводы и заключения.

Проведен анализ научно-методической литературы, посвященный развитию понятий «профессиональная компетентность», «профессиональные компетенции». Проведено изучение состояния работ по формированию профессиональных компетенций студентов медицинских специальностей, что показало недостаточную научную разработанность данной проблемы. В связи с этим, сформулированы основные задачи диссертации и выделены профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий врач.

Разработана модель методики формирования профессиональных компетенций в физическом практикуме для студентов медицинских специальностей: выявлены особенности физического практикума в медицинском вузе; обоснована необходимость введения человека и физических методов исследования человека в объектное поле физического практикума и обоснована методика формирования профессиональных компетенций профессионально ориентированного практикума по физике для студентов медицинских специальностей.

Разработана методика формирования профессиональных компетенций практикума по физике для студентов медицинских специальностей, направленного на повышение мотивации к изучению физики и на создание условий для формирования профессиональных компетенций будущих врачей.

Разработано учебно-методическое обеспечение физического практикума, способствующего формированию профессиональных компетенций у будущих врачей при изучении физики, включающее:

- комплект лабораторных работ и установок, а так же методических указаний по их выполнению,

- системы заданий, способствующих усилению мотивации и активизации познавательной деятельности студентов при выполнении лабораторных работ, тестовых заданий, заданий для самостоятельной работы для проверки знаний и умений студентов.

Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность применения физического практикума для формирования профессиональных компетенций студентов медицинского вуза.

Полученные в исследовании результаты подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и успешно используются в практике профессиональной подготовки студентов медицинских специальностей. Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования профессиональных компетенций будущих врачей и предполагает дальнейшее её исследование.

Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в следующих публикациях.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ


загрузка...