ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ IV КУРСОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА (НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА», ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА ТРУДА») (27.09.2012)

Автор: Титова Анастасия Сергеевна

изучить особенности организации методического сопровождения процесса языкового образования студентов бакалавриата по направлению «Экономика» (профиль «Экономика труда»);

провести анализ исследований по проблеме разработки и использования учебно-методического комплекса, существующих научных подходов, лежащих в его основе;

изучить состояние проблемы проектирования учебно-методического комплекса по английскому языку для разных уровней обучения (бакалавриат, магистратура) в образовательной среде экономических вузов;

сформулировать научные положения, которые определяют структуру учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда»);

выделить и обосновать требования к содержанию учебно-методического комплекса, осуществить его отбор и организацию;

разработать технологию использования учебно-методического комплекса, то есть систему обучающих (систему приемов) и учебных (систему упражнений) действий;

реализовать все компоненты разработанного учебно-методического комплекса в полном объеме в их взаимосвязи;

опытным путем проверить эффективность реализуемой учебно-методическим комплексом технологии обучения;

на основе анализа результатов исследования разработать теоретические и практические рекомендации по созданию и использованию учебно-методического комплекса.

В качестве объекта исследования выступает процесс разработки и использования учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов 4 курса бакалавриата по направлению подготовки «Экономика», профилю «Экономика труда».

Предметом исследования является научная основа, содержание и структура учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов 4 курса бакалавриата по направлению подготовки «Экономика», профилю «Экономика труда».

В основу исследования положена гипотеза о том, что качество языковой подготовки студентов-бакалавров экономического образования профиля «Экономика труда» на четвертом курсе возрастет, если:

целью и результатом обучения станет иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность бакалавров в профилирующей области, то есть совокупность не только знаний и умений ими пользоваться, но и готовности и способности студентов к иноязычному профессиональному общению и профессиональной деятельности, осуществляемой средствами иностранного языка;

будут разработаны концептуальные основы проектирования учебно-методического комплекса, а именно реализуемые в нем принципы: технологичности, интерактивности, профессиональной ориентированности, адаптивности, универсальности, мультимедийности, ориентации на личность студента, межпредметности, автономности, проблемности, деятельностной ориентации, аутентичного образовательного контекста, социокультурности;

будут определены и реализованы тактические основы технологического этапа проектирования учебно-методического комплекса (отбора и организации его содержания, разработки реализуемой им компетентностно-деятельностной коммуникативно-когнитивной технологии обучения);

материал, входящий в содержание обучения, будет организован в модули, система которых создает специальную профессионально- ориентированную обучающую среду для всех форм аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и всех форм и видов контроля результатов обучения;

будет разработана такая система обучающих и учебных приемов и упражнений, которая обеспечит освоение профессионально- ориентированного содержания обучения и его трансформацию в индивидуальный опыт личности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие научно-исследовательские методы:

анализ требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», основных образовательных программ (ООП) СПбГУЭиФ, рабочих программ дисциплины «Иностранный язык» и дисциплин профиля «Экономика труда»; специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблемам методического обеспечения процесса обучения студентов бакалавриата иностранному языку, а также по теории учебника; специальной литературы по предметам профиля «Экономика труда»; структуры и содержания учебников иностранного языка, в том числе профессионально-ориентированных;

моделирование (построение модели УМК);

педагогические наблюдения;

анкетирование и беседы;

экспериментально-опытное обучение по проверке эффективности разработанного УМК;

тестирование на этапе экспериментальной апробации.

В связи с основной гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:

Тенденции развития высшего профессионального образования обусловливают необходимость проектирования учебно-методических комплексов по иностранному языку, реализующих разные образовательные модели в соответствии с уровнем обучения, направлением и профилем подготовки студентов.

Учебно-методический комплекс по иностранному языку для обучения студентов четвертого курса бакалавриата по профилю подготовки «Экономика труда» должен представлять собой построенную по модульному принципу адаптируемую систему дидактических и программно-технических средств обучения, разработанную с позиций компетентностного подхода как концептуальной основы, в наибольшей степени отвечающей требованиям современного языкового образования в экономическом вузе.

Процесс разработки учебно-методического комплекса представляет собой дидактико-методическое проектирование и состоит из трех этапов: предварительного, в рамках которого разрабатывается компетентностная модель бакалавра и модель его профильной подготовки; концептуального, на котором формулируются принципы разработки учебно-методического комплекса в соответствии с избранным научным подходом; технологического, представляющего тактику достижения целей обучения. Разработка учебно-методического комплекса имеет уровневый характер, то есть осуществляется на всех уровнях проектирования и управления образовательным процессом.

Эффективность применения учебно-методического комплекса определяется уровнем сформированности у студентов-бакалавров иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в профилирующей области, то есть способности и готовности студентов к иноязычному профессиональному общению и профессиональной деятельности, осуществляемой средствами иностранного языка, которая структурно представлена компетенциями экономической и поликультурной языковой личности студентов.

Проектирование учебно-методического комплекса возможно на основе принципов технологичности, интерактивности, профессиональной ориентированности, адаптивности, универсальности, мультимедийности, ориентации на личность студента, межпредметности, автономности, проблемности, деятельностной ориентации, аутентичного образовательного контекста, социокультурности.

Овладение комплексом компетенций возможно благодаря реализации особой технологии, включающей систему обучающих и учебных приемов и упражнений, выполняемых в контексте квазипрофессиональной деятельности с применением мультимедийных средств. Эта технология должна обеспечивать поэтапное формирование когнитивного (знаний, умений), интеллектуального (способов и характеристик мышления) и деятельностно-поведенческого компонентов субкомпетенций в составе иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности, обеспечивающей готовность выпускника решать средствами иностранного языка профессиональные задачи в пределах, определяемых государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой вуза.

Научная новизна исследования заключается:

в разработке модульной структуры учебно-методического комплекса по иностранному языку для студентов-бакалавров;

в определении требований к современному учебнику иностранного языка для неязыковых вузов и разработке компетентностной модели выпускника-бакалавра профиля подготовки «Экономика труда»;

в разработке алгоритма создания учебно-методического комплекса по иностранному языку для студентов экономических вузов, включающего три этапа (подготовительный, концептуальный и технологический), коррелирующих с уровнями проектирования и управления процессом обучения;

в формулировании и научном обосновании положений (принципов), определяющих процесс разработки и использования учебно-методического комплекса по английскому языку для студентов 4 курса бакалавриата направления подготовки «Экономика», профиля «Экономика труда» с позиций компетентностного подхода к обучению;

в выделении компонентов содержания УМК, их отборе и организации;

в разработке комплекса эффективных приемов, направленных на формирование способности и готовности студентов осуществлять иноязычное профессионально-ориентированное общение и профессиональную деятельность средствами иностранного языка;

в создании комплекса упражнений для обеспечения системной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в контексте квазипрофессиональной деятельности, а также комплекса контролирующих материалов.

Теоретическая значимость работы состоит в:


загрузка...