Предпосылки и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана (1983-2011 гг.) (27.09.2012)

Автор: Жуков Александр Евгеньевич

Жуков Александр Евгеньевич

Предпосылки и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана (1983-2011 гг.)

Специальность 07.00.15 -

История международных отношений и внешней политики

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва – 2012

Диссертация выполнена в Центре

российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки

Федерального государственного бюджетного учреждения науки

Института Африки РАН

Научный руководитель: доктор исторических наук

Урнов Андрей Юрьевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Косухин Николай Дмитриевич

доктор исторических наук

Хазанов Анатолий Михайлович

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»

Защита состоится « » ____________________2012 года в____ часов на заседании Диссертационного совета Д 002.030.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте Африки РАН по адресу: 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, конференц-зал Института.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института Африки РАН.

Автореферат разослан « » ______________ 2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат политических наук В.В. Грибанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Актуальность проведённого исследования определяется, прежде всего, обеспокоенностью международного сообщества и, прежде всего, африканских стран, в связи с состоявшимся 9 июля 2011 г. официальным разделением Судана на два государства. Предоставление независимости Южному Судану и международное признание этой страны стало редким в мировой практике случаем, когда право народов на самоопределение возобладало над принципом территориальной целостности суверенного государства. Несмотря на то, что все африканские лидеры признали независимость Южного Судана, у многих из них сохранились опасения, что подобное развитие событий может подстегнуть сепаратистские процессы в других государствах континента. Первые полтора года с момента официального разделения Судана, казалось бы, показали преувеличенность этих опасений, однако в апреле 2012 г. активизировалось сепаратистское движение туарегов северного Мали, провозгласившее создание собственного «независимого государства». И хотя решающую роль здесь сыграли иные факторы, события в северном Мали заставляют задуматься о резонансном действии южносуданского фактора.

Актуальность выбранной темы также обусловлена важностью изучения процессов интернационализации рассматриваемого конфликта для понимания логики его развития. По мнению автора, в мировой науке назрела необходимость более глубокого исследования механизмов внешнего воздействия на внутренние военно-политические конфликты в странах «третьего мира». В 2010 г. в мире насчитывался двадцать один вооруженный конфликт высокой интенсивности, девять из которых были интернационализированными, то есть изначально внутренними, которые впоследствии подверглись вмешательству иностранных акторов. При этом, как продемонстрировали ливийские события 2011-2012 гг., именно вмешательство внешних сил может предопределить исход внутреннего вооруженного противостояния.

Внешние силы оказали заметное воздействие на ход конфликта между Севером и Югом Судана на всем его протяжении, включая первые годы независимости (1956-1962 гг.), две гражданские войны (1963-1972 и 1983-2005 гг.) и период после окончания второй войны до официального разделения страны (2005-2011 гг.). В этот конфликт были непосредственно или опосредованно вовлечены страны-соседи и другие государства, включая ведущие мировые державы. Кризис в отношениях двух Суданов находился и продолжает находиться в сфере приоритетного внимания ключевых международных игроков: США, Евросоюза, ведущих европейских стран, Китая, Индии, России и международных организаций, включая наднациональные, межправительственные и неправительственные.

Одна из главных причин тому – минеральные богатства Северного и особенно Южного Судана, среди которых важнейшее значение имеют крупные месторождения нефти. На момент разделения страны в июле 2011 г. объем разведанных в ней запасов «черного золота» составлял, по разным оценкам, от 6 до 7 млрд. баррелей. Не менее 70% этого объема приходилось на месторождения Юга. Южный Судан также обладает запасами твердого минерального сырья и колоссальным сельскохозяйственным потенциалом, позволяющим этой стране со временем войти в число крупных мировых экспортеров зерна. Не менее важная причина – стратегическое положение обеих стран на стыке регионов Центральной Африки, Северной Африки и Африканского Рога.

Остро актуален и вопрос о перспективах развития отношений между Суданом и Южным Суданом. Проблемы в отношениях этих стран (регионов) имеют давнюю и сложную историю. Разделение страны не привело к установлению добрососедских отношений между Севером и Югом. Изменились форма и статус, но не содержание этих отношений, остающихся нестабильными и конфликтогенными вследствие множества нерешенных проблем. Наглядным подтверждением тому стали события марта-апреля 2012 г., когда вооруженные силы Республики Судан и Республики Южный Судан вели кровопролитные бои в пограничной зоне, и продолжавшийся большую часть 2012 г. бойкот Южным Суданом нефтетранспортной системы северного соседа. В августе с.г. стороны пришли к соглашению об условиях транзита и переработки южносуданской нефти на территории Судана, однако нет уверенности, что эти договоренности окажутся жизнеспособными. К тому же, в отношениях сторон сохраняется целый ряд других острых проблем, которые потенциально могут стать причиной новых вооруженных конфликтов между ними.

Изучение истории и перспектив развития взаимоотношений обоих Суданов является актуальной задачей еще и потому, что в России растет потребность в экспертной оценке важнейших проблем суданской политики. Российское правительство и бизнес рассматривают эти страны как перспективных партнеров в Африке, о чем в настоящее время свидетельствует активная работа российско-суданского Рабочего комитета по деловому сотрудничеству.

В качестве объекта диссертационного исследования выбран военно-политический конфликт между Севером и Югом Судана в период с зарождения в мае 1983 г. повстанческого Суданского народно-освободительного движения (СНОД), действовавшего преимущественно на Юге страны, до провозглашения в июле 2011 г. независимости Южного Судана.

Предметом исследования являются ключевые факторы, причины, результаты и следствия тех процессов в истории рассматриваемого конфликта, совокупность которых принято называть его интернационализацией. Автор исследует историческую динамику интернационализации, анализируя то, как на всем протяжении рассматриваемого менялось воздействие внешних сил (акторов) на ход внутрисуданского противостояния, включая его вооруженную фазу, мирное урегулирование и политическое соперничество сторон конфликта после окончания боевых действий. Ключевыми аспектами этого разного по характеру воздействия были политическая поддержка противоборствующих сторон, прямое либо опосредованное вмешательство в вооруженный конфликт, поставки военной техники, помощь сторонам в разрешении противоречий политическими методами и др. Работа позволяет проследить, как осуществлялось это воздействие, какие цели преследовали и каких результатов достигали те или иные внешние акторы. Под последними понимаются, главным образом, правительства зарубежных стран и международные организации, включая наднациональные, межправительственные и неправительственные. Именно эти две группы акторов находились в фокусе внимания диссертанта. Но и влияние других внешних сил, таких как незаконные вооруженные формирования несуданского происхождения, также нашло отражение в диссертационном исследовании.

Хронологические рамки исследования охватывают временной отрезок с мая 1983 г. по июль 2011 г. Рубежным событием, положенным в основу принятой в работе периодизации конфликта, является подписание в январе 2005 г. Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Подробное рассмотрение периода до 1983 г. не входило в цели и задачи исследования, однако автор счел нужным обозначить ключевые моменты истории взаимоотношений северян и южан начиная с первых известных науке интенсивных контактов между догосударственными обществами Юга и феодальными государствами Севера (XVI в.).

Цель исследования - проанализировать предпосылки, непосредственные причины и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана в период с 1983 по 2011 гг., а также выявить характерные черты и итоги воздействия ключевых внешних акторов на вооруженное противостояние сторон конфликта, процесс мирного урегулирования и развитие отношений этих сторон после окончания гражданской войны. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- исследовать исторические предпосылки возникновения системного политического кризиса в отношениях между северным и южным регионами независимого Судана, следствием чего стали две гражданские войны; особенно подробно изучить причины начавшейся в 1983 г. второй войны между Севером и Югом и основополагающие факторы поддержки населением Южного Судана восстания против центрального правительства страны;

- проанализировать динамику развития рассматриваемого конфликта, включая его вооруженную фазу, процесс мирного урегулирования и политическое соперничество сторон в послевоенный период; выделить основные этапы в истории самого конфликта и процесса его интернационализации;

- определить круг зарубежных стран и международных организаций, оказавших наибольшее влияние на внутрисуданский конфликт в заданный исторический период; проанализировать мотивы вовлеченности этих внешних акторов, исходя из их собственных интересов и «правил игры», определяемых обшей политической ситуации в Африке и мире;

- исследовать вклад африканских общеконтинентальных организаций (Организации африканского единства [ОАЕ] и Африканского союза [АС]) в мирное урегулирование и завершение второй гражданской войны в Судане, а также их роль в преодолении разногласий между сторонами конфликта после окончания боевых действий;

- оценить воздействие субрегиональной организации Северо-Восточной Африки (Межправительственного органа по вопросам развития [ИГАД]), стран-соседей Судана, других африканских стран, а также государств Ближнего и Среднего Востока на ход рассматриваемого конфликта, включая процессы мирного урегулирования и выполнения суданскими сторонами соглашения о мире;


загрузка...