Особенности формирования денежного рынка Республики Таджикистан в условиях перехода к рыночной экономике (27.09.2012)

Автор: Хамидова Сарвиноз Хамрабоевна

Денежный рынок может оказывать огромное влияние на развитие экономики, если при этом созданы максимум благоприятных условий взаимодействия субъектов денежно-кредитных отношений, ее институциональная база. Институциональная база и отраслевая (подотраслевая) структура субъектов денежно-кредитной политики оказывает определяющее влияние на развитие денежного рынка, поэтому эффективность денежного рынка в частности зависит от специфики потребностей в денежных средствах, что позволяет автору сделать выводы и предложения:

1. Специфичность структуры потребностей определяется исходя из сложившихся в стране экономических и институциональных условий, а оно отражается на механизме денежного рынка. Национальную экономику РТ характеризует процесс бурного развития малого и среднего предпринимательства, формирования дехканских хозяйств, и сферы услуг в основном в сфере общественного питания (потребительских услуг) которые требуют недолгосрочных и некрупных инвестиций, что и сформировало характерные черты финансово-кредитных услуг (для краткосрочных и мелких кредитов), что не позволяет использовать долгосрочные кредиты (невыгодно) субъектами хозяйствования. В результате крупные предприятия либо прекратили свое существование, либо работают не на полную мощь, что привело к сокращению производства импортозамещаемой продукции, в основном товары народного потребления, и повысило импортозависимость, бесповоротному процессу деиндустриализации и разрушения научно- технического потенциала.

2. Низкий уровень капитализации денежных ресурсов при наличии малопривлекательного сектора экономики с точки зрения вложения капитала, привели к тому, что банки ведут себя пассивно в деле кредитования крупных предприятий на долгосрочную перспективу, в результате чего крупная промышленность подвергается риску постепенной ликвидации.

3. Денежный спрос в Республике Таджикистан имеет свои особенности, которые связаны, прежде всего, с импортируемой инфляцией, так как экономика все больше зависит от импорта товаров и поступления финансов (за счет трудовых мигрантов), уровнем монетизации, наличием растущих неплатежей и потребностью населения в хранении денег в виде иностранной валюты.

4. Наблюдается накопление сбережений населения и предприятий в виде национальной валюты в форме остатков на счетах, однако эти средства используются банками только для оказания мелких (максимум 25-30 тысяч сомони) сроком до одного года, что практически исключает возможность организовывать производственные предприятия.

5. Достаточное накопление сбережений населения диктует необходимость развития инфраструктуры и институтов финансовых посредников, которых представляют профессионалы, в отличие от рынка товаров и услуг. Эти неорганизованные сбережения населения необходимо посредством организации институтов посредников превратить в организованный институт, чтобы направлять их на инвестирование экономики, тогда доходы останутся в республике.

6. Доля кредитов банков в основной части оставляют желать лучшего, поэтому необходимо развивать институциональные основы стимулирования банков к инвестированию крупной промышленности.

Привлечение клиентов и абонентов к банковской системе также заметно возросло благодаря использованию различных форм обслуживания и в целом в течение последних десяти лет увеличилось более чем в пять раз.

7. Продолжая реформу банковской системы, необходимо привести нормативно-правовые основы в соответствие с требованиями современности. На рассмотрении Маджлиси Оли находятся Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке» в новой редакции, другие отраслевые законы, предвидится также усовершенствование других банковских законов.

Необходимо обеспечить эффективность денежно-кредитной политики с целью удержания инфляции на уровне, определённом Правительством Таджикистана; обеспечить устойчивость курса национальной валюты и последующего формирования валютного рынка; ещё больше привлекать кредитные резервы и увеличивать на этой основе общий объём выдаваемых кредитов для развития малого и среднего предпринимательства, особенно производственного предпринимательства, кредитов; продолжить политику обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и расширения их деятельности путём совершенствования условий для привлечения свободных денежных средств населения, улучшения качества банковских услуг, упрощения и прозрачности порядка их исполнения; упростить систему кредитования с целью как можно большего привлечения клиентов к кредитным резервам и увеличения средств долгосрочных кредитов, выдаваемых для развития отечественного производственного предпринимательства.

В связи с этим, для увеличения количества банков, других кредитных организаций в стране и улучшения качества услуг следует пересмотреть соответствующие нормативные правовые акты, создать благоприятные условия для улучшения их деятельности. Также необходимо принять дополнительные меры для увеличения микрокредитования в отдалённых горных районах.

8. Для повышения доверия населения в национальной валюте, увеличения предельной склонности к сбережениям и, таким образом, увеличение суммы привлеченных средств банков нужно разработать систему государственного гарантирования вкладов или, другими словами, систему страхования депозитов.

Денежно-кредитная политика Национального банка Таджикистана должна быть направлена на удержание стабильного уровня цен, обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития банковской системы, обеспечение экономики республики денежными средствами, обеспечение непрерывности расчетов и устойчивости платежной системы Республики Таджикистан;

Важным условием внутренних ресурсов и притока инвестиций является совершенствование банковской системы и ее реструктуризации в соответствии с требованиями рыночно - либеральной экономики. Банки должны стимулировать приток денежных сбережений населения в условиях определенной выгодности, как для последних, так и для страны в целом.

9. Денежная политика должна быть направлена на расширение спроса как основного рычага стимулирования развития производства. Расширение денежного предложения следует осуществлять посредством проведения активной денежно-кредитной и бюджетной политики, обеспечение баланса предложения и спроса путем развития инвестиционных процессов, включая использование стабилизационного фонда и золотовалютных резервов;

Согласно прогнозам состояния цен на мировых рынках сырья складывается устойчивыми темпами без резких колебаний. В связи с этим в результате влияния факторов сезонного и административного характера запланировать удержание годового уровня инфляции с учетом ожидаемого внешнего благоприятного состояния на уровне 7,0%.

Для достижения этой цели в соответствии с Финансовой программой Правительства Республики Таджикистан по снижению уровня бедности и содействию экономическому росту на 2009-2011 гг. направить денежно-кредитную политику поддержания программного уровня резервных денег, и обеспечение ликвидности банков и финансирование реального сектора экономики.

10. Снижение кредитного риска для банков при кредитовании производства, особенно при долгосрочных вложениях средств.

Создать систему государственных гарантий обеспечения обязательств по кредитам, предоставляемым на реализацию государственных программ поддержки приоритетных отраслей экономики, развития малого и среднего предпринимательства.

11. Создать систему коммерческого страхования кредитных рисков для всех участников инвестиционного процесса, предполагающего развитие сети отечественных и зарубежных страховых компаний.

В целях усиления гарантий возврата кредитов создать в республике единый центр аукционной торговли, в том числе заложенным и арестованным имуществом.

12. Активное использование лизинговых операций, ипотечного и других видов кредитования для решения социально - экономических программ. Расширение масштабов участия кредитных организаций в акционерном капитале предприятий, в формировании и развитии промышленных групп.

13. Вовлечение в денежный оборот средств населения.

Расширять ассортимент услуг по дополнительному привлечению средств населения в депозиты и вклады в кредитных организациях, развитию форм доверительного управления денежными средствами населения.

Развивать небанковские формы взаимного кредитования (кредитные союзы, общества взаимного кредитования), особенно в сельской местности.

Осуществлять работу по постепенному выводу из оборота неденежных форм расчетов, в частности, использовать для этой цели опыт других регионов по применению в расчетах складских свидетельств, а также изучить возможности капитализации кредиторской задолженности предприятий.

В изданиях, определенных ВАК для публикации результатов

научных исследований

Хамидова С.Х. Ставка рефинансирования – главный инструмент денежно-кредитного регулирования. Вестник ТГУ ПБП. – Худжанд, 2012. - № 2. С. 146-155, 0,7 п.л.

Хамидова С.Х. Особенности формирования денежно-кредитной политики и механизмы ее совершенствования в современных условиях // Вестник Национального университета – Душанбе, 2011. - № 9. – С. 86-90, 0,3 п.л.

3.Хамидова С.Х. Особенности формирования и развития денежного спроса в экономике Республики Таджикистан.//Кишоварз. – Душанбе,(53) 2012. - № 1.– С. 51-52. – 0,1 п.л. (0,3 п.л.)

В других изданиях

4. Хамидова С.Х. Валютная политика один из косвенных инструментов

денежно-кредитной политики Республики Таджикистан. Сборник статей международной конференции ПИТУТ – Худжанд, 2012. – С167-169 (0,2 п.л.)

5. Хамидова С.Х. Современное состояние внутреннего валютного рынка Республики Таджикистан Сборник статей профессоров, преподавателей и молодых ученых экономических факультетов в честь 80 летия ХГУ имени академика Б.Гафурова. – Худжанд, 2012. – С. 245-251 (0,4 п.л.)

Подписано в печать 27.09.2012. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Тираж 100 экз. Заказ № 250. Печ. л. – 1,5.

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________

Малая типография Таджикского государственного университета

права, бизнеса и политики.


загрузка...