Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости (27.09.2012)

Автор: Снесарь Наталья Николаевна

Поэтому мы рассматриваем социальную активность в процессе игрового тренинга как качество социально – ценностной деятельности и выделяем следующие показатели её проявления в жизнедеятельности детей в школе-интернате VIII вида:

1) В отношении коллективу, др. людям, к общественной деятельности; ориентация на оказание помощи.

2) Отношение к себе, к своему здоровью; умение адекватно оценить и поддерживать свой социальный статус.

3)В отношении к окружающей среде и её преобразованию: ориентация на сохранение и улучшение природного окружения; отношение к трудовой и общественно – полезной деятельности.

В зависимости от степени проявления названных показателей социальной активности выделены три уровня её сформированности:

- низкий уровень активности, как ребенок осознанно принимает все формы социального взаимодействия, но не проявляет инициативы и самостоятельности; соблюдает принятые в коллективе правила жизни и деятельности, но не стремится их совершенствовать.

- средний уровень социальной активности, когда ребенок активно участвует в общественной жизни, стремится реализовывать свои способности в различных видах деятельности, когда уверен в своих силах.

- высокий уровень социальной активности, когда деятельность ребенка характеризуется ярко выраженной направленностью на социальное взаимодействие, когда он не просто активно участвует в различных видах коллективной и социальной направленной индивидуальной деятельности, а стремится инициировать, планировать, организовывать различные формы социального взаимодействия, берёт на себя ответственность за результат, ориентирован на созидательную преобразующую социальную деятельности.

Барьеры «ставят» перед детьми педагоги с учётом их социального опыта и индивидуальных психофизических возможностей. Они достаточно трудны, но посильны детям. В ходе социоориентированного игрового тренинга детям предоставляются возможности для межличностного взаимодействия.

Социальная среда, создаваемая педагогом в ходе игрового тренинга, должна моделировать такие условия, при которых развивающийся подростковый социум, с одной стороны, способствует осознанию каждым учеником индивидуальных особенностей (своих и чужих), создаёт условия для реализации его социальных ролей; с другой стороны, требует подчинения потребностей личности интересам социума, следовательно, и определённой направленности социальной активности индивида в соответствии с «законами жизни» коллектива.

Особое значение имеет проведение игр на природе, которые имеют ярко выраженную специфику социализирующего влияния на личность школьников.

Поход в природу расценивается детьми как игра, но игра серьезная, со строгими взрослыми правилами. В этой серьёзной игре педагогом целенаправленно создаются экстремальные условия существования, специальная воспитательная среда, активизирующая способности (или выявляющая неспособности) детей адаптироваться в сложных нестандартных ситуациях.

Природная среда «испытывает» умения строить межличностные отношения в таких условиях жизни, которые непосредственно зависят от сплоченности групп, обнаруживают зависимость отдельного человека от коллектива и отношений в этом коллективе, от готовности и умения оказать и принять помощь. Природное окружение создает возможность для гармоничного развития духовного мира личности, её эмоционально - ценностного отношения к природе, к жизни, для понимания своей сопричастности Миру. Дети, соприкасаясь с величием природы, переживает целый комплекс разнообразных, противоречивых ощущений – свободы и социальной зависимости, уверенности в своих силах и страха. Интеграция в природном окружении различных видов социоориентированной игры позволяет создать специфические условия своего рода социального тренинга, способствующего развитию социальной активности.

Таблица 2 – Блоки игровых упражнений в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости их дифференциация в учебном году

№ Тематические блоки игр Содержание игр и направление Педагогические и социальные задачи Учебный год

1 Игры общей физической подготовки Игры включают различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний, комбинированных упражнений и др. Развитие базовых физических качеств (сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость) Сентябрь, апрель

2 Игры на развитие мышления, памяти и логики Игры-загадки, кроссворды, исторические игры и др. Формирование общих знаний, укрепление памяти, развитие логики мышления. В течение года

3 Игры на развитие координации движения Спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, игры с использованием различных предметов и др. Целенаправленное формирование базы различных специфических и прикладных движений. Октябрь, декабрь, май

4 Игры-тренинги психо-мышечной релаксации Аутотренинг, гимнастика йога, медитация, функциональная музыка и др. Сформировать умения и навыки психо-мышечной релаксации Октябрь, декабрь, апрель

5 Игры на природно-экологические направления «Разведчики», «Следопыты», «Гладиаторы», «Охотники», «Санитары», «Спасатели» и т.д. Бережное отношение к окружающей среде, умение ориентироваться и дружить с природой Сентябрь, май

6 Ситуационные и социальные игры Создание в игре сюжетов из жизни и др. Формирование у детей навыков и опыта разрешения (решения) различных жизненных ситуаций, взаимопомощи, солидарности и преодоления природных препятствий. В течение года

Рисунок 1 – Структура педагогической технологии игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости

Была разработана и наполнена содержанием технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости (рисунок 1).

Таким образом, на основе биологический взаимосвязи двигательной и умственной деятельности, где двигательная деятельность детей осуществлялась, через игры и игровые упражнения, в процессе которой происходило формирование и накопление двигательной памяти, что в свою очередь содержит в себе элемент познания и цели, что способствовало активизации интеллектуальной памяти и тем самым происходил процесс гармоничного физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.

В процессе организации игровой деятельности среди детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях учебного процесса физического воспитания учитывались следующие специфические особенности которые обусловлены:

- разными формами патологии и, следовательно, разными медицинскими показателями и противопоказаниями к тем или иным физическим упражнениям;

- разным состоянием сохранных функций;

- разным уровнем двигательного опыта, развития физических и психомоторных качеств;

- разным отношением к двигательной активности, в том числе к подвижным играм.

Указанные особенности необходимо учитывать учителем входе организации и проведении игрового тренинга.

Применение в игровом тренинге широкого спектра подвижных игр активизируют все системы организма у детей: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит занимающимся положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об гармоничном оздоровительном эффекте подвижных игр. Для детей с легкой степенью умственной отсталости крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как реагирует на полученную нагрузку детский организм. При подборе игр необходимо учитывать характер и глубину умственной отсталости, реальные двигательные возможности детей и их индивидуальные реакции на физическую нагрузку. Осуществлять строгий контроль величины двигательной нагрузки на детей.

Для определения величины двигательной (физической нагрузки) рекомендуется использовать достаточно доступный и простой критерий – подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 15 секунд. Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60 – 80 ударов в минуту. Любая физическая или эмоциональная нагрузка сопровождается усилением сердцебиения, таким образом, чем больше нагрузка, тем выше ЧСС.

Спокойные малоподвижные игры-тренинги незначительно повышают ЧСС; в играх же с большим количеством разнообразных движений, быстрых перемещений, с сильным эмоциональным напряжением ЧСС может увеличиваться в два раза и даже более (по сравнению с состоянием покоя). Такие игры развивают дыхательную систему, укрепляют систему кровообращения и тем самым усиливают оздоровительный и тренирующий эффект в процессе физического воспитания. При выборе содержания игрового тренинга, необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок. Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью двигательной активности:

- до 100 ударов в минуту – зона самой низкой интенсивности. Игры проводились преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность игрового занятия 10 – 15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неоднократно, ставя определенные задачи интеллектуального и физического характера, так как развитие мелкой моторики связано с развитием психических процессов, речевой деятельности, интеллекта;

-100 – 120 ударов в минуту – зона умеренной интенсивности. Подбор игр осуществлялся таким образом, чтобы они служили не только для развлечения, но они развивали внимание, формировали четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации – малогрупповой, по 4 – 8 человек. Продолжительность одной игры не более 10 минут. Игра повторялась 3 – 4 раза, в зависимости от эмоционального и физического состояния играющих. В тоже время включались несколько подвижных игр, рассчитанных на развитие разных групп мышц, так как разнообразие движений, вариативность сюжета, смена ролей, включение игровых речитативов усиливают воздействие игры на организм и личность детей. Суммарная продолжительность подвижных игр составляла 25 – 30 минут. Нагрузка при ЧСС 100 – 120 ударов в минуту не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость;

- 120 – 140 ударов в минуту – зона тонизирующей нагрузки. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, частота пульса отражает степень физической и психической напряженности. Продолжительность одной игры до 5 минут, но повторялись такие игры многократно. Как правило, в одно игровое занятие включаются 2 – 3 хорошо освоенные игры и 1 – 2 новые. Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной величины нагрузки. В процессе каждой подвижной игры организм занимающегося приспосабливается к небольшому утомлению и успевает восстанавливаться во время отдыха между играми. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве. Форма организации – малогрупповая, от 6 до 10 человек. Многие игры и эстафеты проводятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия 35 – 40 минут;

- 140 – 160 ударов в минуту – зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются подвижные игры с элементами спортивных игр, а так же спортивные игры по упрощенным правилам. Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т. п.) в течение 10 – 15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Перед участием в подобных играх дети проходили предварительную подготовку, отрабатывались отдельные элементы игр.

В четвертой главе «Анализ результатов опытно-экспериментальной работы» был проведен анализ эффективности игрового тренинга гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Анализ проводился по следующим показателям: скоростно-силовые, координационные, двигательная память, социально-психологическая адаптация по Роджерсу и Даймонду, эмоциональная комфортность и адаптивность (табл.3): скоростно-силовые показатели оценивались по прыжкам в длину с места, где у школьников экспериментального 1-го класса за учебный год средний прирост результатов составил - 27,1 % (р<0,05), в контрольном классе всего 19,2 % (р>0,05), (рис.3); прирост координационных показателей (челночный бег 3х10м) в экспериментальном классе составил – 8,1 % (р<0,05), в контрольном классе произошли снижение за учебный год на 2,3 % (р>0,05), (рис.2); объем двигательной памяти у школьников экспериментального класса повысился на 12,7 % (р<0,05), в контрольном классе всего на 4,1 % (р<0,05), (рис.4); социально-психологическая адаптация у школьников экспериментального класса повысилась на 19,8 % (р<0,05), в контрольном классе составила всего 8,9 % (р>0,05); эмоциональная комфортность в экспериментальном повысилась на 23,4 % (р<0,05), в контрольном классе всего на 6,1 % (р>0,05); адаптивность в экспериментальном повысилась практически на 70,3 % (р<0,05), в тоже время в контрольном классе изменений никаких не произошло. В экспериментальном 2-ом классе средний прирост скоростно-силовых показателей у школьников составил – 31,4 % (р<0,05), в контрольном классе 10,7 % (р>0,05), (рис.3); прирост координационных показателей в экспериментальном классе составил – 9,3 % (р<0,05), в контрольном классе всего 1,2 % (р>0,05), (рис.2); объем двигательной памяти у школьников экспериментального класса повысился на 14,9 % (р<0,05), в контрольном классе этот показатель составил 4,7 % (р>0,05), (рис.4); социально-психологическая адаптация у школьников экспериментального класса составила 29,4 % (р<0,05), в контрольном классе всего 9,3 % (р>0,05); эмоциональная комфортность экспериментального класса повысилась на 27,7 % (р<0,05), в контрольном классе всего на 7,4 % (р>0,05); адаптивность в экспериментальном классе улучшилась на 79,9 % (р<0,05), в контрольном классе адаптивности улучшилось всего на 3,9 % (р>0,05). Данный статистический материал показывает высокую эффективности игрового тренинга в гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, что позволяет рекомендовать полученные научные результаты в общеобразовательный процесс специализированных школ.

Рисунок 2 – Прирост координации и быстроты движений (челночный бег 3х10м) у детей экспериментальных и контрольных 1-2х классов классов за учебный год

Рисунок 3 – Прирост скоростно-силовых показателей (прыжок в длину с места) у детей экспериментальных и контрольных1-2х классов за учебный год


загрузка...