Дифференцированная методика бросковой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метательниц молота с разными соматотипами (27.09.2012)

Автор: Романов Игорь Петрович

Романов Игорь Петрович

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА БРОСКОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕТАТЕЛЬНИЦ МОЛОТА С РАЗНЫМИ СОМАТОТИПАМИ

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тула – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Ермаков Вячеслав Александрович

Официальные оппоненты: Макеева Вера Степановна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Государственный университет –

учебно-научно-производственный комплекс» г.Орел, заведующая кафедрой туризма, рекреации и спорта

Демченская Людмила Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им.Л.Н.Толстого», доцент кафедры физического воспитания

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет »

Защита состоится «16» ноября 2012 г. в 1600 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.271.15 при ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» по адресу: 300012 г. Тула, просп. Ленина, 92, 9-101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного университета.

Автореферат диссертации разослан « _____» ___________ 2012 г.

Учёный секретарь Леонтьева

диссертационного совета Мария Сергеевна

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса и в целом соревновательной деятельности является одной из приоритетных задач современной теории и практики спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 1986; М.А. Годик, 1988; Ф.П. Суслов, 1997). Особый контекст данной задачи относится к видам спорта, в которых длительное время доминировали мужчины и которыми сравнительно недавно стали заниматься женщины.

В технических видах легкой атлетики эта задача связана с возникновением женского метания молота, относительно быстрым становлением этого вида спорта как женского и включением его в программу Олимпийских игр, что, в частности, явилось мощным стимулом для развития разноплановых научных исследований и внедрения их результатов в практику тренировочного процесса.

Проведенные исследования позволили констатировать, что успехи отечественных и зарубежных метательниц явились следствием отбора перспективных спортсменок и реализации программы подготовки, основанной на максимально возможной специализации к данному виду легкой атлетики их функционального, физического и психического потенциала. Рассматривая перспективы проектирования учебно-тренировочного процесса, многие авторы в числе ведущих факторов полагают полноценную бросковую и скоростно-силовую подготовку при условии осуществления индивидуализации тренировочной деятельности.

Установка на индивидуализацию спортивной тренировки метательниц молота аргументируется убедительными фактами из соревновательной деятельности. Показано, что выявление индивидуально обусловленных адаптационных свойств организма спортсменки, регулирование их определенным образом в тренировочных занятиях, а также учет индивидуальных реакций метательниц на тренировочную нагрузку позволяет более или менее точно планировать сроки ее вхождения в спортивную форму и добиваться высоких результатов (А.П. Бондарчук, 1990; В.Б. Зеленчонок, 1998; В.А. Запорожанов, 2002).

Важное место в проектировании и реализации тренировочных программ на основе дифференцированного подхода, по мнению ряда авторов, должно отводиться отбору и разработке адекватных методов тренировки и их сочетанию на разных этапах годичного цикла подготовки. Возлагая на метод основное решение задачи правильного применения адекватного средства тренировки, специалисты предлагают в работе с квалифицированными спортсменами использовать в основном методы избирательно-направленного и сопряженного упражнения (Е.П. Врублевский, 2008; О.В. Медведев, 2010; Э.П. Позюбанов, 1983; А.Н. Шахдади, 2010).

Ряд авторов считают, что основным недостатком ранее примененных подходов является слабая проработка различных технологических операций программирования тренировки на основе идеи индивидуализации (Н.Г. Озолин, 2006; В.Г. Семенов, 1997; И.А. Тер-Ованесян, 2000). Они указывают на необходимость осуществления дифференцированного подхода к разработке и научному обоснованию содержания программ подготовки метательниц молота высокого класса. В качестве базового направления индивидуализации рекомендуют проводить разделение компонентов данных программ для акцентированной скоростно-силовой, бросковой и других видов подготовки и на этой основе выявлять адекватные средства.

Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении этой важной проблемы, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли пока своего решения. Во-первых, не конкретизированы и не обоснованы в полной мере те особенности, которые необходимо учитывать у высококвалифицированных метательниц для осуществления дифференцированного подхода. Поэтому приведенные выше материалы об индивидуально обусловленных адаптационных свойствах и качествах и их учете можно рассматривать скорее как случайный, чем закономерный результат. Во-вторых, недостаточно разработаны критерии для отбора учебного материала и нормирования нагрузки с использованием этих особенностей, что существенно затрудняет проектирование содержания двигательных заданий, адекватных состоянию спортсменки и задачам тренировочного цикла. Наконец, в-третьих, не конкретизированы содержание и формы контроля индивидуальной подготовленности в различные периоды тренировочного процесса, а также в зависимости от условий и режимов предстоящей соревновательной деятельности. Все более явными становятся противоречия:

- между необходимостью обеспечения готовности высококвалифицированных метательниц молота к достижению результатов международного уровня и низкой эффективностью существующих программ и методик спортивной тренировки;

- между наличием инновационных представлений о роли учета индивидуально-типических особенностей метательниц молота в формировании должного уровня специальной подготовленности к достижению высоких спортивных результатов и отсутствием адекватной технологии их реализации в условиях учебно-тренировочного процесса;

- между необходимостью использования дифференцированной методики бросковой и скоростно-силовой подготовки и недостаточностью условий для ее проектирования.

Проблема исследования заключается в разработке и обосновании теоретических аспектов проектирования дифференцированной методики бросковой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метательниц молота с разными соматотипами в годичном цикле тренировки.

С учетом изложенного избрана тема исследования – «Дифференцированная методика бросковой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метательниц молота с разными соматотипами»

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс высококвалифицированных метательниц молота.

Предмет исследования – содержание бросковой и скоростно-силовой тренировки в структуре годичного цикла подготовки высококвалифицированных метательниц молота с разными соматотипами.

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать дифференцированную методику бросковой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метательниц молота в структуре годичного тренировочного цикла.


загрузка...