Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата средствами игры (27.09.2012)

Автор: Климон Наталья Леонидовна

Сформированность социально-бытовых навыков по их видам в зависимости от возраста (в % от общего числа дошкольников каждой возрастной группы)

Возраст Социально-бытовые навыки Уровень социально-бытовых навыков

низкий средний высокий

3 года Навыки по уходу за собой 52,8 37,5 9,7

Навыки, относящиеся к питанию 31,9 50,0 18,1

Навыки, относящиеся к ручному труду 41,7 51,4 6,9

Навыки по уходу за помещением 47,2 40,3 12,5

4 года Навыки по уходу за собой 50,0 16,5 33,3

Навыки, относящиеся к питанию 43,3 33,3 23,3

Навыки, относящиеся к ручному труду 40,0 30,0 20,0

Навыки по уходу за помещением 53,3 26,7 20,0

5 лет Навыки по уходу за собой 73,9 17,4 8,7

Навыки, относящиеся к питанию 65,2 13,0 21,7

Навыки, относящиеся к ручному труду 56,5 30,4 13,0

Навыки по уходу за помещением 47,8 43,5 8,7

6 лет Навыки по уходу за собой 85,7 8,6 5,7

Навыки, относящиеся к питанию 80,0 17,1 2,9

Навыки, относящиеся к ручному труду 68,6 22,8 8,6

Навыки по уходу за помещением 60,0 25,7 14,3

В результате констатирующего эксперимента было установлено, что наибольшие затруднения в возрастных группах трех, пяти и шести лет вызвали навыки по уходу за собой 52,8, 73,9 и 85,7% соответственно, а у четырехлетних детей навыки по уходу за помещением – 53,3%.

Мы предположили, что низкий уровень сфомированности социально-бытовых навыков у дошкольников с двигательными нарушениями в области ручной моторики связан с плохо развитыми у них моторными навыками, исходя из чего было проведено исследование уровня развития ручной моторики в разных возрастных группах.

Для оценки уровня развития ручной моторики специалистами ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта ФМБА России с нашим участием разработана серия диагностических игровых заданий с учетом возраста детей (ориентируясь на развитие в норме).

Дети, имеющие двигательные нарушения в области ручной моторики, даже после оперативной коррекции не могут выполнить задания, которые здоровый ребенок легко осуществляет в более раннем возрасте. Поэтому в диагностику для всех возрастов включены такие простейшие манипуляции с игрушками как взятие, удержание и выполнение с ними элементарных действий.

Оценка уровня развития ручной моторики осуществлялась с использованием 3-х-бальной шкалы:

- высокий уровень - ребенок может свободно выполнить все предложенные задания, соответствующие возрастной норме – 2 балла;

- средний уровень - ребенок выполняет задания, соответствующие возрастной норме, с затруднениями, со значительной помощью взрослых - 1 балл;

- низкий уровень - ребенок не справляется с заданиями, соответствующими возрастной норме – 0 баллов.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили наше предположение (рисунок 2).

Рис. 2 Уровень развития ручной моторики у детей с двигательными нарушениями в области ручной моторики

Анализ результатов диагностики показал, что трехлетние дети в большинстве случаев (52,8%) обладают средним уровнем развития ручной моторики. В возрастных группах четырех, пяти и шести лет зафиксировано преобладающее количество дошкольников, имеющих низкий уровень развития ручной моторики, соответственно 50,0; 65,2 и 74,3%. В силу своего дефекта, большинство детей смогли выполнить только простые манипулятивные действия с предметами в процессе игровой деятельности, соответствующей их возрасту.

Таким образом, уровень социально-бытовых навыков у детей с двигательными нарушениями в области ручной моторики не соответствует возрастной норме и это связано с плохо развитой мелкой моторикой, а именно с нарушением хватательной функции пальцев, что затрудняет захват, удержание предмета и манипуляцию с ним.

Кроме этого по результатам исследования, проведенного сотрудниками ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта ФМБА России с нашим участием, было выявлено, что на результативность коррекционного процесса оказывают влияние ряд внешних и внутренних факторов, к которым на наш взгляд относятся:

- отсутствие единой информационной среды, направленной на активное включение детей и их родственников в коррекционный процесс;

- отсутствие организованного взаимодействия, преемственности между врачами, педагогами, психологами и родителями, которые должны продолжать коррекционный процесс за пределами стационара или реабилитационного центра;

- отсутствие отработанного механизма контроля за результативностью

коррекционных мероприятий за рамками учреждения.

К внутренним причинам относятся:

- педагогические (отсутствие целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию у данной категории детей вышеуказанных навыков, отсутствие дома игровой и развивающей среды)

- психологические (гиперопека, сенсорно-перцептивный «голод» ребенка, вызванный ограничением движений, отсутствие мотивации к использованию новых возможностей, полученных после медицинской коррекции);

- социальные (ребенок воспитывается не в полной семье, ограничение круга общения).


загрузка...