Эффективность методики скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учета сензитивности в развитии физических качеств (27.09.2012)

Автор: Брызгалов Глеб Владимирович

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта практической работы выявлено содержание, условия и основные направления методики скоростной подготовки хоккеистов 8-15 лет. Отмечена доминирующая среди специалистов точка зрения, что успешность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности существенно зависит от уровня развития элементарных и комплексных форм скоростных способностей и их динамики на разных этапах годичного цикла тренировочных занятий.

В констатирующем педагогическом эксперименте установлено, что применяемые в традиционно организованном учебно-тренировочном процессе средства и методы скоростной подготовки не оказывают ожидаемого эффекта. Это является следствием применения в тренировочных занятиях мало эффективных образовательно-тренировочных средств, не учитывающих особенности возрастного (биологического) физического и функционального развития юных хоккеистов, что актуализирует необходимость разработки и внедрения инновационной методики, направленной на развитие этих важнейших для хоккеистов двигательных способностей.

2. Результаты исследования разных проявлений скоростных способностей хоккеистов 8-15 лет позволили констатировать, что независимо от форм проявления полученные изменения характеризуют непрерывность, неравномерность и гетерохронность как ведущую тенденцию онтогенеза. Установлены периоды интенсивного развития скоростных способностей:

- максимальные темпы прироста быстроты одиночного движения ногой наблюдаются с 10 до 12 лет, быстроты десятикратного движения ноги - в 9 и 12 лет; максимальной частоты попеременного теппинг-теста ногами - в 10 и 12 лет (прирост составил от 3,4 до 6,8 % в год, р<0,05);

- возрастные изменения максимальной скорости бега в циклических локомоциях максимальной мощности происходили в беге на 10 м с ходу и в беге на 30 м с 10 до 12 лет, беге на 60 метров с 11до 13 лет(прирост составил от 3,2 до 8,1 %, р<0,05 / 0,01);

- максимальные темпы прироста результатов в показателях специальных скоростных качеств произошли в беге на коньках на 36 метров лицом вперёд с 8 до 12 лет; б) в беге на коньках на 36 метров спиной вперёд с11 до13 лет, в беге на коньках 1 круг влево - в 8 и 9, 12 и 14 лет (прирост составил от 3,6 до 6,7 %).

Выявленная тенденция и максимальные темпы прироста результатов в элементарных и комплексных формах скоростных способностей позволили нам идентифицировать возрастной период от 10 до 12 лет как сензитивный (наиболее чувствительный, благоприятный) для направленного развития быстроты движений у юных хоккеистов.

3. Разработанная методика скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет основана на следующих базовых элементах:

- учёте сензитивности в развитии элементарных и комплексных форм скоростных способностей;

- реализации принципа адекватной направленности средств и методов тренировки через соответствие содержания двигательных заданий биологическому ритму интенсивно развивающейся скоростной способности;

- повышенном объёме скоростной подготовки (до 13% от всего тренировочного времени) и направленном воздействии на различные формы скоростных способностей в соответствии с сензитивными периодами их развития;

- дидактических средствах в виде специально сконструированных двигательных заданиий (блоки скоростных упражнений, специальные подвижные игры, скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости) с регламентированными режимами нагрузки и отдыха;

- индивидуально-дифференцированном подходе к спортсменам с разными уровнями проявления сензитивности в развитии компонентов быстроты движений.

4. Инновационная методика скоростной подготовки юных хоккеистов способствует значительному росту результатов в разных проявлениях скоростных способностей занимающихся. В течение годичного цикла тренировочных занятий существенно повысилась скорость элементарных действий у испытуемых экспериментальных групп (быстрота одиночного движения ноги, быстрота десятикратного движения ноги, теппинг-тест нижними конечностями, р<0,05); максимальная скорость легкоатлетического бега на дистанции 10-60 м (р<0,05); скорость в беге на коньках лицом и спиной вперёд (р<0,05). Отмечена положительная динамика в уровне развития мышечной силы и координации движений. В то же время у испытуемых контрольных групп при общем улучшении результатов в идентичных показателях эти изменения были статистически ниже по сравнению с испытуемыми экспериментальных групп.

5. Полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу учебно-тренировочного процесса положениями о возможности рационального проектирования скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учёта у них особенностей развития (сензитивности) скоростных способностей на этапах онтогенеза, конкретизировать условия отбора содержания учебного материала для применения индивидуально-дифференцированной методики тренировки, объективизировать контроль за ходом тренировочной деятельности и её результатами.

6. Разработанную инновационную методику скоростной подготовки юных хоккеистов можно рекомендовать для широкого использования в детских командах при хоккейных клубах, в образовательных учреждениях спортивного профиля подготовки, общеобразовательных и спортивных школах в учебно-тренировочных занятиях с детьми разной двигательной и физической подготовленности. Её применение повышает эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оказывает разностороннее влияние на физическое развитие, двигательную и физическую подготовленность.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК России:

1. Брызгалов Г.В. Эффективность средств скоростной подготовки в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. - №6. – С. 6.

2. Брызгалов Г.В. Экспериментальное обоснование методики скоростной подготовки хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. - №4. – С. 66.

3. Ермаков В.А., Брызгалов Г.В. Структура и содержание скоростной подготовки юных хоккеистов 10-11 лет в годичном тренировочном цикле // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. - №5. – С. 99.

Статьи, тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах:

4. Брызгалов Г.В. Особенности скоростной подготовки юных хоккеистов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXI международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся (Коломна, 30 сент. – 02 окт. 2011 г.). – Коломна, 2011. – С. 266.

5. Брызгалов Г.В. Педагогические аспекты скоростной подготовки юных хоккеистов // Общеобразовательная школа – основа физического воспитания и спортивных достижений: материалы международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся (Смоленск, 20-21 дек. 2011 г.). - Смоленск, 2011. – С. 33-35.

6. Брызгалов Г.В. Основные положения методики скоростной подготовки юных хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы VI международной научно-практической конференции - Смоленск, 2011, - С. 17-20.

7. Брызгалов Г.В. Взаимосвязь результатов в беге на коньках и различных форм проявления скоростных способностей у юных хоккеистов 8-15 лет//Физическая культура и здоровье: молодежная наука и инновации: Сб. научных трудов участников Международной научно-практической конференции. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С.34-36

8. Брызгалов Г.В. Теоретическая разработка методики развития скоростных способностей у юных хоккеистов. Там же. С.36-38


загрузка...