Эффективность методики скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учета сензитивности в развитии физических качеств (27.09.2012)

Автор: Брызгалов Глеб Владимирович

Объект исследования – структура и содержание учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов 10-12 лет

Предмет исследования - эффективность воздействия комплекса средств и методов на развитие скоростных способностей юных хоккеистов 10-12 лет.

Цель исследования – научное обоснование методики скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет в течение годичного тренировочного цикла на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации может быть повышена путём внедрения методики приоритетного развития скоростных способностей, включающей:

- диагностирование (объективацию) и учёт сензитивного периода развития различных компонентов быстроты движений;

- специально сконструированные двигательные задания (блоки скоростных упражнений, специальные подвижные игры, скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости) с регламентированными режимами нагрузки и отдыха для обеспечения адекватного педагогического воздействия;

- индивидуально-дифференцированный подход к спортсменам с разными уровнями проявления сензитивности в развитии компонентов быстроты движений;

- обеспечение объективного контроля динамики скоростных качеств, формирования технических навыков и качества игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы скоростной подготовки юных хоккеистов в многолетнем учебно-тренировочном процессе в современной спортивно-педагогической литературе.

2. Исследовать динамику развития скоростных качеств у юных хоккеистов в возрастном диапазоне от 8 до 15 лет, определить сензитивный период различных форм проявления скоростных способностей.

3. Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.

Теоретико-методологической основой исследования явились современная теория управления подготовкой спортивных резервов (В.П. Филин, В.Г.Никитушкин, В.М.Платонов, П.В.Квашук), концепция комплексной целенаправленной оптимизации подготовленности хоккеистов (В.П.Савин, М.И.Воробьев, А.Ю.Букатин, Ю.В.Никонов), положение о преимущественном развитии и совершенствовании физических качеств спортсмена в сензитивные периоды (А.А.Гужаловский, В.К.Бальсевич, В.П.Губа), принципы скоростной подготовки юных спортсменов (М.А.Годик, В.И.Лях, В.Г.Семёнов, Д.Е.Павлов), положение о блочно-модульном построении тренировочного процесса (С.В.Дыгин, Д.В.Сиренко).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивается комплексом взаимно дополняющих и взаимно проверяющих методов исследования: теоретические – анализ и обобщение философской и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогические наблюдения, анкетирование и опрос специалистов; изучение учебно-методической документации; экспериментальные – констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования

Опытно-экспериментальная база исследования включала 115 испытуемых из числа юных хоккеистов групп начальной подготовки ГБОУ ДОД МО «СДЮСШОР по хоккею АТЛАНТ». На этапе формирующего эксперимента проверки эффективности экспериментального проекта приняли участие 72 спортсмена 10-12 лет.

Исследование проводилось в три этапа, с 2007 по 2011 гг.

На первом этапе (2007-2008 гг.) проводился анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизирован предмет и сформулирована гипотеза исследования; определён категорийный аппарат исследования; обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.

На втором этапе (2009–2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности программно-методического обеспечения скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёта у них сензитивного периода развития скоростных способностей; проанализированы промежуточные и окончательные результаты.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проведён теоретический и

математико-статистический анализ полученных данных по окончании

опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и

практические рекомендации, завершено литературное оформление

диссертации, подготовлены для печати статьи и тезисы докладов на научно-практические конференции.

Научная новизна:

- определён сензитивный период скоростной подготовленности юных хоккеистов в возрасте от 8 до 15 лет, характеризующийся гетерохронией динамики элементарных проявлений скоростных способностей с достижением максимума темпов прироста результатов в 10-12 лет, установлена прямая зависимость темпов скоростной подготовленности от уровня развития элементарных форм проявления быстроты;

- теоретически разработана и экспериментально обоснована методика скоростной подготовки юных хоккеистов, включающая отбор специализированных средств, конструирование двигательных заданий, режимов нагрузки и отдыха на основе учёта сензитивного периода в развитии у них скоростных способностей;

- получены экспериментальные данные, открывающие новые возможности проектирования средств и методов направленного развития скоростных способностей юных хоккеистов, обеспечения должных уровней общей и специальной физической подготовленности и в целом качества соревновательной деятельности за счёт рационального применения разных направлений индивидуально-дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе, а именно учёта гетерогенности (разнородности) и сензитивности в развитии элементарных проявлений физических качеств.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования расширяют и углубляют существующие теоретические знания о проектировании методики развития скоростных качеств юных хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации. Разработанный способ блочного построения скоростной подготовки юных хоккеистов дополняет теорию и методику подготовки спортивного резерва в хоккее.

Практическая значимость. Разработанная методика позволяет значительно оптимизировать учебно-тренировочный процесс юных хоккеистов, повысить эффективность скоростной подготовки и формирования технических навыков.

Результаты исследования могут быть реализованы:

- при разработке программ учебно-тренировочного процесса для ДЮСШ, СДЮШОР по хоккею в группах начальной спортивной специализации;

- для подбора содержания дифференцированных методик скоростной подготовки юных спортсменов игровых видов спорта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к исследованию проблемы доказательности выдвинутой гипотезы; использованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам; репрезентативностью выборки испытуемых, а также длительностью экспериментальной проверки эффективности разработанной методики скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В эволюции скоростных способностей юных хоккеистов с 8 до 15 лет наблюдается волнообразная динамика элементарных проявлений быстроты движений, что оказывает непосредственное влияние на темпы становления технических приёмов игры, общей и специальной скоростной подготовленности. Наибольший прирост результатов скорости и техники игры отмечен в возрасте от 10 до 12 лет, что является характеристикой особого, чувствительного к внешним воздействиям, периода развития организма ребёнка и может быть использовано для проектирования адекватной методики скоростной подготовки.

2. Методика скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет включает специально сконструированные двигательные задания (блоки скоростных упражнений, специальные подвижные игры, скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости) с регламентированными режимами нагрузки и отдыха для обеспечения адекватного педагогического воздействия; индивидуально-дифференцированный подход к спортсменам с разными уровнями проявления сензитивности в развитии компонентов быстроты движений.

3. Апробированная в педагогическом эксперименте методика скоростной подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на основе учёта сензитивности в развитии скоростных способностей способствует повышению общей и специальной физической подготовленности и качества игровой деятельности. Применение разработанной методики позволяет достигнуть более высоких спортивных результатов и темпов развития физических качеств юных хоккеистов по сравнению с традиционными средствами и методами спортивно-технической подготовки.

Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании выдвинутых положений; проведении функциональных и педагогических обследований юных хоккеистов; в проведении педагогических экспериментов; в математико-статистической обработке полученных данных; в анализе и обобщении теоретических и экспериментальных материалов, формулировании выводов и рекомендаций.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на научных конференциях в г.г. Москва, Смоленск, Коломна (2008-2010). Результаты исследования внедрены в учебно–тренировочный процесс юных хоккеистов ДЮСШ.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов и практических рекомендаций, списка литературы.


загрузка...