Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды (27.09.2010)

Автор: Соколова Наталья Александровна

5. Проблемы охраны окружающей среды неизбежно связаны со столкновением интересов различных групп государств, поэтому участие заинтересованных сторон чрезвычайно важно для эффективности процесса международного управления. Всеобъемлющие и ориентированные на долгосрочную перспективу решения экологических проблем возможны при условии обеспечения универсального характера соответствующего международного режима и участия в нем всех государств на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности. Например, несмотря на договоренности ведущими мировыми державами, участие которых является ключевым условием для борьбы с изменениями климата, достигнутое в Копенгагене (2009) соглашение недостаточно для разрешения наиболее критичных вопросов изменения климата, защиты уязвимых сообществ и обеспечения устойчивого развития развивающихся стран. Проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого использования ресурсов тесно связаны с социальными требованиями, демографическим давлением и бедностью в развивающихся странах, в противовес чрезмерным и часто расточительным образцам потребления в развитых странах. Важным является поиск приемлемых решений экологических проблем с учетом нужд развивающихся государств, используя дифференцированный подход к формированию обязательств, когда более развитые государства способны брать на себя более строгую ответственность за качество глобальной окружающей среды.

6. Важно отметить все более пристальное внимание к международным экологическим проблемам на самом высоком уровне со стороны государств и международных организаций в плане потребности в эффективном международном управлении. Генеральная Ассамблея настоятельно призывает международное сообщество и организации системы ООН укреплять международное сотрудничество по вопросам окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и сохранения надлежащего экологического баланса. В апреле 2009 г. в Италии состоялся экологический саммит «Большой восьмерки», посвященный проблемам, связанным с последствиями глобального потепления. На саммите было отмечено, что взаимосвязанные проблемы изменения климата, энергетической безопасности, устойчивого и эффективного использования природных ресурсов являются наиболее важными проблемами в разработке стратегической перспективы гарантирования глобальной устойчивости.

7. Совершенствование системы международного управления должно основываться не только на том, что решение насущных экологических проблем имеет важное значение, но, главным образом, на том, что стратегия их предотвращения является наиболее эффективным и экономичным средством достижения экологически безопасного развития. Кроме того, обсуждение новых механизмов управления в сфере охраны окружающей среды на международном уровне объясняется развитием отношений, связанных с использованием экономических механизмов для решения экологических проблем.

8. Международное сообщество продолжает настаивать на реализации концепции устойчивого развития, в рамках которой надеется добиться совместимости экологических, социальных и экономических интересов. Обеспечение устойчивого развития невозможно без международного управления в экологической сфере, позволяющего практически осуществлять согласование интересов развития государств с учетом защиты интересов по охране окружающей среды. Международное управление должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивать комплексный подход к решению проблем повышения экономического благосостояния и угрозы нищеты, ухудшения состояния здоровья населения и деградации окружающей среды.

9. Необходимость охраны окружающей среды актуализирует проблему пересмотра соответствующих договоров и соглашений в плане создания организационных механизмов, наделенных компетенцией по осуществлению международного управления.

Вышесказанное свидетельствует о том, что процесс международно-правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды становится частью более сложного процесса – управления международными отношениями. Понимание сущности и повышение эффективности организации такого процесса требуют глубокого научного исследования. Процесс международного управления в сфере охраны окружающей среды позволит обеспечить устойчивое природопользование, реализовать различные подходы в той или иной ситуации, найти индивидуальные решения, максимально соответствующие уникальным обстоятельствам и проблемам, эффективно осуществлять охрану окружающей среды для обеспечения ее благоприятного качества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является разработка концепции международного управления, осуществляемого в сфере охраны окружающей среды на основе норм международного права, а также исследование роли государств и международных организаций в процессе управления в условиях глобализации и в контексте реализации концепции устойчивого развития.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить поэтапное решение следующих задач:

- разработать понятие «международное управление», определить объективные и субъективные границы процесса международного управления, дать характеристику задач и функций международного управления;

- определить соотношение понятий «международное управление» и «международно-правовое регулирование»;

- исследовать объективные условия, в которых происходит процесс межгосударственного управления – глобализации как фактора влияния и прогрессивного развития международного экологического права как основы осуществления процесса международного управления в сфере охраны окружающей среды;

- обосновать необходимость осуществления управления международными отношениями в сфере охраны окружающей среды для реализации концепций устойчивого развития и экологической безопасности;

- проанализировать международно-правовые основы управления в сфере охраны окружающей среды путем исследования системы принципов, в первую очередь специальных, международного права окружающей среды, выявляя их нормативное содержание и определяя функции в процессе международно-правового регулирования, а также рассматривая формирование новых принципов в условиях осознания экологической неделимости мира;

- решить проблему политического и административного согласования договоров, действующих в сфере охраны окружающей среды;

- доказать, что эффективность международного природопользования и охраны окружающей среды в современном мире требует управления международными отношениями, осуществляемого на основе норм международного права в различных областях сотрудничества: в частности, защиты прав человека, борьбы с изменениями климата, сохранения биоразнообразия, обеспечения биобезопасности;

- исследовать возможности укрепления международно-правовой основы управления в сфере охраны окружающей среды путем анализа международной правоприменительной практики различных судебных органов;

- проанализировать и дать оценку эффективности деятельности ООН и учреждений ее системы как ключевых элементов действующего механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды, что связано с актуализацией экологических проблем, которая усиливает потребность в адекватном механизме такого управления;

- изучить и проанализировать подходы к перспективам реформирования механизма международного управления для формирования предложений по построению современной комплексной модели управления международными отношениями в сфере охраны окружающей среды;

- обосновать необходимость создания Всемирной организации по окружающей среде.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления международного управления; теоретические, международно-правовые и институциональные основы международного управления; проблемы реализации функций управления международными отношениями в сфере охраны окружающей среды, осуществляемого на основе и посредством норм международного права в условиях глобализации, стремления к устойчивому развитию и обеспечению экологической безопасности.

Предмет исследования составляют категория «управление» в международном праве; международные договоры по охране окружающей среды; специальные принципы международного права окружающей среды; существующие международные механизмы управления в сфере охраны окружающей среды и перспективы их совершенствования; международная судебная практика по разрешению споров, связанных с вопросами охраны окружающей среды, и доктрина международного права окружающей среды.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы управления в международном праве исследовались как отечественными, так и зарубежными учеными. Теорию управления в международном праве в конце XIX века сформулировал и обосновал немецкий юрист-международник Л. Штейн. Право управления необходимо для управления государствами через международный договор. Теорию права международного управления развивал известный русский юрист-международник Ф.Ф. Мартенс, рассматривая совокупность юридических условий или норм, определяющих международную деятельность государств, как право международного управления, понятие и существо которого вытекают из идеи международного общения и цели самого государства.

Изучению международного права в контексте процесса международного управления уделяется внимание в учебной литературе, в которой международное публичное право рассматривается как система норм, «через которые … осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях…».

Общим вопросам управления в международно-правовой науке уделяют внимание зарубежные ученые: В. Вернер, А. Гидденс, Ф. Деккер, Л. Кимбалл, Дж. Розину и др.

Появление и закрепление категории «управление» в международном праве не связано с идеей создания мирового правительства. Необходимость управления обусловлена тем, что характерными явлениями современности стали осознание целостности и неделимости мира, экологической взаимозависимости государств и народов, глобальный характер экологических проблем и потребность в обеспечении устойчивого использования природных ресурсов. Процесс самоорганизации международного сообщества должен войти в определенное русло, которое имеет жесткие границы, устанавливаемые международным правом, позволяющие предвидеть экологические опасности, ожидающие человечество, и определяющие возможности международного управления в сфере охраны окружающей среды. Совершенствование процесса управления объясняется сложной структурой международных отношений, в круг субъектов которых вовлекается все большее число акторов, могущих действовать на международной арене, созданием особых режимов управления природными ресурсами со стороны государств и международных организаций, возникновением глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями.

Введение в понятийный аппарат международно-правовой науки категории «управление» неизбежно поднимает вопрос о деятельности международных организаций и суверенитете государств, о новых проблемах понимания которого пишут К.А. Бекяшев, А.Я. Капустин, Э.Л. Кузьмин, А.А. Моисеев, С.В. Черни-ченко.

Осуществление международного управления происходит на базе норм международного права, особое значение среди которых имеют специальные (отраслевые) принципы международного права окружающей среды. Именно они определяют международно-правовую основу управления в сфере охраны окружающей среды, перспективы создания организационного механизма. Следовательно, изучение юридического содержания специальных принципов, их значения для обособления отрасли, определения места в системе норм международного права, понимание пределов их регулирующих возможностей имеет принципиальное значение. Этим вопросам много внимания уделяется в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых-правоведов: Л.П. Ануфриевой, М.Н. Копылова, М.И. Лазарева, А.П. Мовчана, А.С. Тимошенко, В.Л. Толстых, Е.Т. Усенко, Ф. Сандса, В. Ланга, Л. Гурусвами и др.

Наиболее активно термин «международное управление» используются применительно к природным ресурсам и проблемам охраны окружающей среды. Исследования об управленческой деятельности международных организаций в этой области проводились К.А. Бекяшевым, Р.М. Валеевым, М.Н. Копыловым, А.Н. Вылегжаниным прежде всего в плане подробного изучения деятельности международных организаций по управлению природными ресурсами и осуществлению контроля со стороны международных организаций в экологической сфере.

Исследование проблем международного управления в значительной степени осуществляется посредством анализа деятельности в сфере охраны окружающей среды государств, международных конференций и международных организаций, чему посвящены работы К.А. Бекяшева, О.С. Колбасова, А.С. Тимошенко, М.Н. Копылова, А. Бойла, П. Бирни, У. Вильямса, A. Голдина, Дж. Винтерса и др. Именно с указанной проблематикой в науке международного права связаны поиск ответа на вопрос об отсутствии механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды в форме универсальной организации специальной компетенции, а также перспектив совершенствования механизма управления в сфере охраны окружающей среды, которые рассматриваются в работах О.С. Колбасова, М.Н. Копылова, Ф. Биерманна, Дж. Валлея Д. Исти, Ф. Рунге и др.

Методология исследования. При подготовке диссертационной работы автором в комплексе использовались различные методы научного исследования: прежде всего диалектико-материалистической философии, системного, структурного и функционального анализа как общие методы научного познания явлений объективного мира.

Наибольшее значение при проведении диссертационного исследования имели специальные методы формально-юридического, нормативно-догматического, историко-правового анализа, правового моделирования.

Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных специалистов в области управления, проблем глобализации, теории административного права и экологического права: А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, А.П. Вавилова, В.И. Данилова-Данильяна, М.Г. Делягина, О.Л. Дубовик, Н.Г. Жаворонковой, Н.Т. Калининой, А.А. Кармолицкого, А.И. Ковлера, Ю.М. Козлова, И.О. Красновой, Г.А. Кузнецова, Н.Н. Моисеева, Н.Б. Пастухо-вой, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, А.Л. Самсонова, Ю.Н. Старилова, Г.С. Хо-зина, Г.Х. Шахназарова, Г.П. Щедровицкого и др.

В процессе исследования международно-правовых проблем были использованы труды отечественных юристов-международников по общей теории международного права, праву международных организаций, проблемам международно-правовой охраны окружающей среды: Т.Г. Авдеевой, Л.П. Ануфриевой, Л.А Алексидзе, К.А. Бекяшева, И.П. Блищенко Р.Л. Боброва, В.Г. Буткевича, Р.М. Валеева, В.С. Верещетина, С.В. Виноградова, А.Н. Вылегжанина, Е.Е. Вы –легжаниной, Н.С. Иванченко, А.И. Иойрыша, А.Я. Капустина, Р.А. Калам-каряна, О.С. Колбасова, А.Л. Колодкина, М.Н. Копылова, Э.Л. Кузьмина, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, С.А. Малинина, Ф.Ф. Мартенса, Е.С. Мо-лодцовой, С.Ю. Марочкина, А.А. Моисеева, Е.Г. Моисеева, Р.А. Перелета, А.M. Солнцева, О.И. Тиунова, С.В. Черниченко, Л.Н. Шестакова, Е.А. Ши-баевой, А.С. Тимошенко, Г.И. Тункина, О.Н. Хлестова, С.С. Храмцова и др.

При подготовке диссертационного исследования изучались и использовались работы зарубежных ученых: К. Амерасингха, М. Андерсона, С. Атапатту, Ф. Биерманна, П. Бирни, Д. Боданского, А. Бойла, Я. Броунли, Д. Брэка, А. Бувье, Дж. Валея, К. Васака, И. Вейса, В. Вернера, В. Вестона, Дж. Виерамантри, К. Вролика, М. Грабба, Л. Гурусвами, Э. Давида, И. Деккера, М. Дойла, Р. Дользера, Д. Залке, Дж. Зиссимоса, Д. Исти, Дж. Калестоуса, Л. Кимбалла, А. Кисса, Т. Куоканнена, В. Ланга, Е. Луки, Д. Магро, Н. Майерса, Ф. Майэса, Р. Макензи, Р. Массея, А. Наджама, Дж. Палмера, О. Переза, М. Поточного, Д. Раушнинг, А. Робертса, Ф. Рунге, Дж. Салзмана, Ф. Сандса, Т. Сковаззи, А. Фердросса, С. Флавина, Д. Флека, Ф. Франциони, Д. Фристоуна, П. Хааса, Д. Хантера, Г. Хефлинга, С. Чарновица, П. Часек, Б. Ченга, М. Шау, Д. Шелтон и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое в отечественной науке комплексное монографическое исследование международно-правовых аспектов управления в сфере охраны окружающей среды. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что отсутствие централизованного аппарата принуждения на международном уровне исключает отношения власти-подчинения (хотя субординационные элементы могут присутствовать в международном праве), но не исключает управления международными отношениями.

В процессе международного управления, связанного с определением необходимости разработки и обеспечением выполнения международных соглашений в сфере охраны окружающей среды участвует широкий круг субъектов. Именно категория международного управления позволяет направить в единое русло международную деятельность многочисленных различных по природе и статусу акторов в сфере охраны окружающей среды, вводя их в единый круг субъектов, действующих на основе принципов международного права окружающей среды (далее МПОС). Полученные знания могут быть экстраполированы и на другие сферы международных отношений, прежде всего связанные с использованием природных ресурсов и защитой природной среды.

Данная работа опосредует новое направление в юридической науке, определяя функциональный подход со стороны международного права по отношению к управлению, обозначая субъектов процесса международного управления, объективные и субъективные границы его реализации. В работе проанализированы не только непосредственные, но и обратные связи между управлением и прогрессивным развитием международного права.

В диссертации отмечается, что современное развитие международных отношений позволяет говорить о международном управлении как особом виде международной деятельности, представляющей собой более высокий уровень, чем регулирование. Диссертант пришел к выводу, что в связи с появлением новых экологических угроз и нерешенностью давно известных экологических проблем международного сотрудничества на основе норм международного права только в плане координации недостаточно. Возникает потребность в создании эффективного механизма международного управления, в более широком использовании его различных функций, предложения по которому сформулированы в диссертации: в ней рассматриваются проекты создания Всемирной организации по окружающей среде, анализируются возможные проблемы эффективности, предлагается собственное видение. Отсутствие полномочий по принятию обязательных решений не является аргументом в пользу отсутствия международного управления, а функция координации как управленческая функция имеет существенное значение – она требует достаточно мощного организационного механизма и не должна рассматриваться в отрыве от международного управления.

В диссертации исследуется вопрос о международно-правовых режимах использования природных ресурсов, защиты и сохранения природной среды в контексте различных подходов к осуществлению международного управления. В основу процесса международного управления могут быть положены следующие идеи: общего достояния человечества, общего наследия человечества, сохранения объектов всемирного природного наследия, чрезвычайного управления в случае вооруженного конфликта, создания совместных механизмов управления в отношении трансграничных природных ресурсов, разделяемых природных ресурсов и общих природных ресурсов. В последнем случае, следует предположить формирование правового режима относительно нового вида природных ресурсов, которые, по оценке международного сообщества, имеют значение для выживания человечества.

В работе акцентировано внимание на уникальности развития МПОС, а не традиционном подходе к определению критериев отрасли. Прогрессивное развитие МПОС в известном смысле осуществляется с учетом идей гуманитарных отраслей, ориентированных на обеспечение прав человека, и специальных отраслей, направленных на использование природных объектов и ресурсов и защиту окружающей среды. Следовательно, возникает потребность в активной переработке опыта тех механизмов управления, которые созданы в рамках соответствующих отраслей.


загрузка...