Взаимодействие общества и армии как социального института в современной России (27.09.2010)

Автор: Смирнов Александр Ильич

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в тех выводах и обобщениях, которые были сделаны в ходе диссертационного исследования, а также в предложениях и рекомендациях теоретического и практического характера.

Более конкретно научная новизна работы заключается в следующем:

разработана авторская концепция механизма взаимодействия общества и армии, выяснены и рассмотрены особенности и социальные функции данного взаимодействия;

выявлены главные направления, тенденции и противоречия взаимодействия общества и армии в России в период социальных трансформаций;

определены главные тенденции эволюции представлений россиян о ценности армии как специфического социального института в трансформирующемся обществе;

выявлены особенности формирования доверия между обществом и армией в контексте проблем социального капитала, определены факторы повышения доверия к армии в современной России;

обоснованы современные положения о трансформации профессионализма офицерских кадров применительно к российским условиям с точки зрения взаимодействия общества и армии;

выявлены и охарактеризованы долгосрочные тенденции в адаптации увольняющихся кадровых военнослужащих к гражданской жизни в условиях массовых сокращений Вооруженных сил;

выяснены и проанализированы актуальные проблемы взаимодействия общества и армии в процессе перехода к смешанной системе комплектования Вооруженных сил военнослужащими;

выявлены особенности военной службы по контракту как канала социальной мобильности;

расширена характеристика особенностей участия офицеров в общественно-политической жизни и обозначены пути оптимизации общественно-политической активности офицерских кадров в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту

1. Цели и задачи взаимодействия общества и армии отражают основополагающие интересы граждан в сфере обеспечения военной безопасности и социально-политической стабильности, создания благоприятной среды для развития личности, общества и государства. Взаимодействие общества и армии включает всякую взаимообусловленную и взаимосвязанную деятельность данных социальных субъектов или каких-либо их частей, отдельных элементов, содержание которой вызывает любые взаимные изменения. Оно охватывает все многообразие способов и форм взаимовлияния общества и армии, в процессе которого происходит взаимопроникновение военной и гражданской сфер. Механизм взаимодействия общества и армии представляет собой целостность взаимосвязанных элементов: субъектного, ценностно-мировоззренческого, регулятивного и деятельностного.

2. Взаимодействуя друг с другом, общество и армия содействуют формированию типичных парадигм такого взаимодействия, становлению новых связей и отношений. Особое место среди процессов взаимодействия общества и армии на этапе социальных трансформаций принадлежит процессам институционализации, связанным с формированием и становлением новых институтов — частных по отношению к армии как социальному институту (институт военной службы по контракту, институт профессиональных сержантов, институт военной полиции и др.) или образующихся на «стыке» взаимодействия общества и армии (институт альтернативной гражданской службы, военно-религиозный институт и др.).

3. Формирование нового типа взаимодействия общества и армии непосредственно связано с процессами, происходящими в общественном сознании, которые демонстрируют существенную ценностную переориентацию. Различия в характере базовых ценностей военных и гражданских людей, понятые в общем контексте их не однородного внутригруппового положения, отнюдь не столь велики, чтобы их можно было противопоставлять друг другу. Речь сегодня должна идти не о противопоставлении ценностей гражданских людей и военных, а о том, что в их сознании происходят сходные процессы, которые, однако, развиваются разными темпами. Это сходство проявляется особенно ясно, если смотреть на сдвиги в их сознании не под углом противопоставления двух разных типов ценностных ориентаций, а с точки зрения поиска адекватных тенденций.

4. Ключевую роль в развитии взаимодействия общества и армии играет доверие. Нынешняя модель доверия общества к армии в значительной степени базируется на традиционалистских и идеализированных представлениях, основывающихся на укоренившемся в общественном сознании признании ответственной функции армии по обеспечению безопасности государства, ее роли в обществе, а также на прошлых заслугах, которым противостоят негативные оценки текущего положения дел в Вооруженных силах. Упрочившееся за годы радикальных преобразований недовольство широких слоев армейскими проблемами сосуществуют с возросшими ожиданиями позитивных перемен. Усиление в последние годы значимости тех ориентиров в общественном сознании, которые обеспечивают приверженность патриотическим традициям, выступает основой для роста положительных настроений по отношению к армии.

5. Доверие между обществом и армией определяется не только особенностями взаимодействия на институциональном уровне, но и повседневными практиками взаимодействия между военными и гражданскими людьми, широтой и глубиной горизонтальных связей, важной особенностью которых является стихийно складывающаяся система социального сотрудничества и взаимопомощи. Доминирующее положение среди них занимают сети, основанные на устойчивых, длительных и гарантированных родственно-дружеских связях, через которые семьи военных получают допуск к дополнительным ресурсам (материальным, образовательным, культурным и т.д.). Эти сети являются органичным элементом специфической модели выживания семей военных, но они же выступают и одним из источников формирования материального неравенства среди них.

6. В российских Вооруженных силах происходят существенные перемены, сопровождающиеся трансформацией военного профессионализма. Ее ведущей тенденцией является изменение структуры ценностей военной службы офицеров, которое характеризуется снижением значимости ряда ценностей военно-корпоративного и военно-профессионального характера, традиционно занимающих доминирующее положение в ценностной иерархии офицеров, и повышением значимости военной службы как источника существования семьи офицера, получения специфических льгот и преимуществ.

7. Взаимодействие общества и армии неразрывно связано с процессами социальной адаптации, которые включают адаптацию граждан, пополняющих армию, к условиям военной службы, и адаптацию лиц, уволенных с военной службы к условиям гражданской жизни. Наибольшей сложностью отличаются процессы социальной адаптации бывших офицеров к гражданской среде, что обусловлено тесной связью офицеров с армией, возрастными особенностями, проблемами социально-бытового, материального, семейного и иного характера, неготовностью гражданской среды к приему бывших военных. Главными проблемами для увольняющихся военных являются проблемы трудоустройства, психологической неготовности к изменению привычного образа жизни и жилищная проблема. Крайне болезненно протекают также процессы адаптации призывников к условиям военной службы.

8. Эволюция системы комплектования Вооруженных сил военнослужащими объективно отражает динамику развития взаимодействия общества и армии и подвержена влиянию экономических, политических, социальных, правовых и иных факторов. Выбранные направления реформирования системы комплектования (переход к смешанной системе комплектования армии сержантским и рядовым составом, расширение возможностей для поступления женщин на военную службу, введение института альтернативной гражданской службы, сокращение срока военной службы по призыву и др.), соответствуют актуальным запросам общества. Однако при их реализации возникает немало сложных проблем, поскольку позиции государства и общества не во всем совпадают, а принимаемые планы и программы страдают формализмом, поверхностностью и не направлены на кардинальное изменение условий военной службы и жизни военнослужащих и их семей.

9. Специфика контрактной службы как канала социальной мобильности заключается в том, что военная и гражданская сферы профессиональной деятельности выступают одновременно и потребителями, и поставщиками людских ресурсов. В настоящее время этот канал функционирует не эффективно: большинство социальных перемещений носят для индивидов вынужденный характер, обусловленный последствиями экономического кризиса, а нередко и откровенно принудительный; перемены позиций в одном измерении социальной структуры не сопровождаются адекватными изменениями позиций в другом; такие социальные перемещения отличаются чрезвычайно высокой интенсивностью и неустойчивостью, а усиленная мобильность способствует дестабилизации обстановки и в армии, и обществе; поскольку противоположные потоки мобильности «из общества в армию» и «из армии в общество» в конечном счете, уравновешиваются, они не приводят к каким-либо заметным структурным изменениям в обществе.

10. Взаимодействие общества и армии в общественно-политической сфере характеризуется свертыванием демократических процессов и повышением удельного веса формальных механизмов и практик. Это выражается, с одной стороны, в ограничении общественно-политического участия военнослужащих, прекращении деятельности демократических институтов армейской общественности, с другой стороны, в усилении закрытости армии от общества, возросшем стремлении военного руководства к завоеванию доминирующего положения в отношениях с независимыми общественными объединениями, создании структур гражданской общественности в армии, контролируемых военными. Важным фактором развития взаимодействия общества и армии является общественное мнение по военным вопросам. Однако в нынешнем российском обществе в силу слабости демократических традиций, отсутствия полноценного гражданского общества и закрытости армии, общественное мнение не способно эффективно выполнять свои функции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования создают теоретическую базу дальнейшего анализа проблем взаимодействия общества и армии, разработки актуальных проблем военного строительства, теории и методологии военной социологии.

Содержащиеся в работе предложения и рекомендации могут использоваться органами государственной власти, общественными объединениями, органами военного управления при разработке конкретных механизмов взаимодействия общества и армии, подготовке нормативно–правовых актов и других руководящих документов по вопросам комплектования частей военнослужащими на контрактной основе и организации военной службы по контракту, прохождения военной службы военнослужащими-женщинами и реализации их прав, формирования привлекательного облика армии и повышения престижа военной службы, адаптации кадровых военнослужащих, уволенных с военной службы, к условиям гражданской жизни, организации альтернативной гражданской службы.

Предложенные в диссертации меры направлены на правовое, научно-информационное, организационно-управленческое, кадровое, ресурсное обеспечение перехода к новой системе комплектования Вооруженных сил личным составом, регулирование взаимодействия гражданских и военных органов управления. Некоторые результаты исследования уже нашли применение в практической деятельности Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Главного управления воспитательной работы МО РФ, военкоматов и других военных и гражданских структур, занимающихся комплектованием воинских частей личным составом. Так, на основании подготовленных автором материалов разработаны и направлены в войска: Рекомендации командирам частей (кораблей), должностным лицам военных комиссариатов по организации комплектования частей военнослужащими в добровольном порядке — по контракту; Рекомендации командирам частей, офицерам органов воспитательной работы по работе с военнослужащими, увольняющимися в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и их семьями; Рекомендации по организации рекламы военной службы. Результаты исследования использовались при разработке Рекомендаций для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы.

Материалы исследования могут представлять интерес для высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ и социологических факультетов гражданских высших учебных заведений.

Апробация исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, излагались и обсуждались на международных и российских научных конференциях, симпозиумах и семинарах, в том числе на международных конференциях, проводимых ассоциацией «Армия и общество» (Москва, 1992 г. и 1993 г.), Международной конференции «Социальные аспекты военной реформы» (Москва, 1994 г.), Международной конференции «Актуальные проблемы государственного управления» (Москва, 1998 г.), Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ «Женщины и Вооруженные силы Российской Федерации» (Москва, 1999 г.) и «На пути реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (Москва, 2003 г.), Международной конференции «Правовое положение военнослужащих и гражданский контроль над военной организацией РФ» (Москва, 2005 г.), Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (Москва, 2009 г.). Результаты исследований автора по анализируемой проблеме представлялись в виде докладных записок в Государственную Думу РФ и Правительство РФ, Генеральный штаб Вооруженных сил РФ и Главное управление воспитательной работы МО РФ, отражены в публикациях.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, пять глав, заключение и список литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается состояние ее разработанности, определяется предмет, цели и задачи исследования, характеризуются теоретические и методологические основы, эмпирическая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость проделанной работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия общества и армии» рассматриваются основные понятия, подходы и концепции исследования проблем взаимодействия общества и армии, сущность, содержание и механизм данного взаимодействия.

В параграфе 1.1 «Армия и общество как взаимодействующие субъекты» основное внимание уделяется анализу армии как социального института, обладающего высокой степенью автономии и самостоятельности. Опираясь на анализ различных точек зрения, диссертант рассматривает армию как специфический социальный институт, который относится и к политическим институтам, и к структурам, скрывающимся внутри военного института. Значительное внимание уделяется исследованию институциональных особенностей армии.

Являясь политическим институтом, который создается государством для реализации своих целей средствами вооруженного насилия, органом государства, армия вместе с тем отличается высоким уровнем самостоятельности. При этом проводится различие между ее относительной и абсолютной самостоятельностью. Относительная самостоятельность армии — это явление константное, демонстрирующее ее независимость, которая связана с самим фактом существования армии как социального института. По уровню анализа это понятие сопоставимо с таким понятием как «абстрактная ценность армии». Абсолютная самостоятельность армии — явление изменчивое, выражающее определенную степень независимости, которую армия приобретает в тот или иной период. Относительную самостоятельность как и абстрактную ценность армии трудно установить, но ее всегда необходимо учитывать при анализе проблем взаимодействия общества и армии. Что касается абсолютной самостоятельности армии, то она определяется совокупностью обстоятельств, в том числе политическими условиями и факторами, состоянием армии, ее действиями в тех или иных ситуациях и др.

Для армии характерна постоянная забота о сохранении своей институциональной автономии. Будучи непосредственно и органически зависима от общества и государства, армия, тем не менее, является довольно закрытым социальным институтом, ориентированным на сохранение в неприкосновенности своих институциональных норм, правил, традиций и идеологических конструкций. Институциональная автономия обеспечивается строгой системой контроля за соблюдением норм и правил, регулированием информационных потоков, жестко структурированной иерархической системой управления, противодействующей проникновению в армейскую среду «иных» норм и правил. Органы военного управления имеют многоуровневую, иерархическую структуру, оказывающую влияние на все стороны жизнедеятельности сложного, разветвленного армейского организма. Все это позволяет избегать деструктивных и разрушительных институциональных конфликтов.

Подчеркивается, что армия, являющаяся одним их главных символов незыблемости, устойчивости и консерватизма, тем не менее, меняется с течением времени. Изменениям подвержены не только функции и задачи, структура, внутренние и внешние связи армии, но и форма ее организации.

Что касается общества, то оно взаимодействует с армией как единый социальный организм, как некая целостность, представляющая собой нечто большее и самостоятельное, чем социальное образование, состоящее из конкретных индивидов, отдельных групп и других разрозненных социальных субъектов. Оно выступает как «система частей, объединенных в единое целое» (Н. Смелзер), всеохватывающая реальность, обладающая «самоценностью» (Э.Дюркгейм) и высочайшим уровнем «самодостаточности» (Т. Парсонс). Вместе с тем различные социальные институты, общественные группы, представляющие собой отдельные элементы структуры общества, по-разному участвуют во взаимодействии с армией, что требует учета формирующихся здесь связей и отношений.

Таким образом, всеохватность и самоценность общества, его слитность и самодостаточность, с одной стороны, относительная самостоятельность армии, ее групповая обособленность, независимость и институциональная автономия, различие ролей, которые исполняют военнослужащие как представители армии, военные люди и одновременно как обычные члены общества, граждане своей страны, с другой стороны, определяют возможность анализа общества и армии как относительно самостоятельных и взаимодействующих социальных субъектов. Общество и армия взаимодействуют на общесоциальном уровне и уровне отдельных социальных структур, личностей, во всех сферах, областях общественной жизни.

В параграфе 1.2 «Сущность, содержание и механизм взаимодействия общества и армии» на основе анализа различных концепций социального взаимодействия диссертант приходит к заключению, что взаимодействие общества и армии выглядит как всякая взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность данных социальных субъектов или каких-либо их частей, содержание которой вызывает любые взаимные изменения. В процессе этого взаимодействия происходит развитие уже существующих и формирование новых отношений.

В нынешних условиях, когда в российском обществе и армии процессы глубокой модернизации не завершены, когда исключительно интенсивно формируются новые связи и отношения, взаимодействие как «нечто неповторимое, происходящее в социальных ситуациях» становится особенно значимым. Взаимодействие обращено не только к традиционным, но и к новым практикам, подчас отдельным, единичным действиям, которые еще не получили распространения, но крайне важны для понимания процессов, происходящих в обществе и армии.

В диссертации рассматриваются основные типы взаимодействия общества и армии (сотрудничество, соперничество, противоборство и конфликт); акцентируется внимание на его национально-региональных аспектах, связанных как с использованием региональной специфики в целях построения и развития всей системы обороны, обеспечения потребностей армии, так и с задействованием регионами ресурсов Вооруженных сил для собственного развития; отмечается влияние на развитие взаимодействия общества и армии факторов, обусловленных военно-блоковой политикой государства и участием армии в миротворческой деятельности.


загрузка...