Управление сельскохозяйственным производством региона: теория, методология, практика (27.09.2010)

Автор: Савченко Татьяна Васильевна

Результаты макропланирования представлены в прогнозах, бюджетах, областных программах, инвестиционных проектах и «плане действий» администрации Белгородской области. Совокупность этих документов и индикативных планов отраслей, территорий районов и городов области представляет –индикативный план Белгородской области. Плановые документы этого уровня разрабатываются и реализуются государственными исполнительными органами власти.

Мезопланирование (2-ой уровень – «Отрасль»).

На данном уровне осуществляется социально-экономическое планирование развития сельского хозяйства и его подотраслей на основе соответствующего прогноза, представленное в отраслевых программах, разрабатываемых на всех уровнях управления сельским хозяйством и осуществляемых региональными и муниципальными органами управления. Индикативный план развития сельского хозяйства обязательно должен включать раздел отраслевого маркетинга. Основой для планирования выступают индикаторы социально-экономического развития Белгородской области, отрасли и ее подотраслей.

Территориальное планирование (3-ий уровень – «Территория»).

Данное планирование отражается в прогнозах развития и бюджетах органов местного самоуправления, программах социально-экономического развития территорий области, муниципальных районов и их населенных пунктов, планах действий администраций местных органов самоуправления, которые в совокупности представляют – индикативный план развития территории области (района и т. д.). Основой для планирования выступают соответствующие индикаторы социально-экономического развития названных территорий, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство.

Микропланирование (4-ый уровень – «Хозяйствующий субъект»).

Результаты микропланирования отражаются в индикативном плане развития хозяйствующего субъекта, его инвестиционных программах и проектах.

В диссертации подчеркивается, что предлагаемая система индикативного планирования сельского хозяйства является составной частью системы индикативного управления областью, механизм внедрения и реализации которой должен включать три этапа.

На первом этапе – подготовительном, реализуются мероприятия по формированию нормативно-правовой базы системы индикативного управления Белгородской области, разрабатываются методические рекомендации по разработке системы индикаторов социально-экономического развития области, отраслей, территорий районов, городов и хозяйствующих субъектов, по организации проведения мониторинга за достижением пороговых значений этих индикаторов.

На втором этапе создается «Система индикативного планирования» на основе совершенствования процесса прогнозирования, осуществления основных элементов планирования, управления инновационными и инвестиционными процессами, распределения государственных заказов и бюджетных средств, формирования целевых областных программ и индикативных планов области, ее отраслей, территорий и хозяйствующих субъектов.

На третьем этапе формируется «Система индикативного управления» на основе введения полного цикла системы индикативного управления.

Роль Администрации Белгородской области в предложенной системе индикативного планирования будет заключаться в разработке системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности ее экономики.

7. Механизм формирования государственной системы инвестиций в сельскохозяйственное производство

Проведенные исследования аграрного сегмента рынка инвестиций показали, что с начала формирования рыночной экономики сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают недостаток инвестиционных ресурсов, поскольку собственные источники накопления практически утрачены. В то же время дефицит финансовых средств, оказывающих существенное влияние на инвестиционный спрос и инвестиционное предложение, приводит к разрушению производственного потенциала сельского хозяйства.

Государственная политика привлечения инвестиций в сельское хозяйство, по мнению автора, должна исходить из необходимости решения такой целевой функции, как использование ограниченных бюджетных средств на развитие этой отрасли. Реализация этой задачи возможна двумя путями с помощью различных методов государственного управления:

а) прямых (административно-ведомственных) – создание государственной инвестиционной инфраструктуры, субсидирование отдельных отраслей сельского хозяйства, государственное финансирование целевых федеральных и региональных программ, господдержка льготного кредитования приоритетных инвестиционных проектов (комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели в течение ограниченного периода времени и при ограниченных ресурсах) субъектов хозяйствования и др.;

б) косвенных (регулирующих) – осуществление экономических мер (проведения гибкой кредитной, налоговой, амортизационной и ценовой политики, предоставления гарантий и льгот инвесторам), правовых (государственно-правового регулирование и поддержка инвестиционной деятельности, своевременное создание соответствующего нормативно-правового обеспечения, гармонизация отношений между предпринимательскими структурами и органами власти) и организационных мер (обеспечение контроля за исполнением законодательных актов и постановлений государственных органов по организационно-экономическому регулированию деятельности организаций АПК).

В диссертационной работе определены основные условия реализации государственной инвестиционной политики в сельском хозяйстве – создание государством благоприятного климата для инвестирования в агропромышленное производство и стимулирование инвестиционного рынка с активным участием в нем государства. При этом необходимо соблюдение баланса между протекционизмом, либерализмом и регулированием интересов субъектов инвестиционной деятельности. Главной целью создания фонда аграрных инвестиций является обеспечение равнодоступности всех сельскохозяйственных товаропроизводителей к инвестиционным ресурсам.

По мнению автора, принципиальным моментом создания и функционирования национальной системы сельскохозяйственных инвестиций является целесообразность встраивания в сложившийся рыночный механизм дополнительного института, ориентированного на аккумулирование и распределение долгосрочного капитала непосредственно в сельском хозяйстве.

Фонд аграрных инвестиций может стать одним из немногих (если не единственным) институтом государства, ориентированным на долгосрочное вложение капитала в аграрный сектор экономики, при этом он может быть сформирован без выделения каких-либо существенных средств непосредственно из федерального бюджета. Подключение, по сути государственных структур (таких как ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»), к формированию уставного капитала фонда аграрных инвестиций позволит обеспечить реализацию потенциальных возможностей по привлечению, аккумулированию, распределению и использованию капитала. Как показал опыт, для Белгородской области важнейшим направлением стимулирования притока инвестиций в аграрный сектор АПК является содействие становлению и развитию интегрированных вертикальных и горизонтальных формирований.

В результате создания такого рода объединений при прочих равных условиях происходит консолидация сил разрозненных сельскохозяйственных товаропроизводителей (в отличие от сектора пищевой индустрии АПК), возрастают ответственность и эффективность действий каждого звена данной системы. При этом отмечено, что инвестиции в пищевую промышленность с каждым годом становятся все более эффективными и выгодными, то для поддержания этой тенденции им необходима устойчивая сырьевая база. Понимая это, инвесторы идут на создание агрохолдингов, агрофирм и других объединений, способствующих продвижению продукции по производственно-технологической цепочке. Интегрированные формирования решают самую главную проблему в сельском хозяйстве – финансирования. Однако пока эти процессы осуществляются посредством введения жесткого режима хозяйствования в сельскохозяйственных организациях с применением преимущественно административных методов управления.

8. Концепция государственного управления сельскохозяйственным производством региона

Основные положения предлагаемой в диссертации концепции государственного управления сельским хозяйством региона заключаются в следующем:

– комплексном подходе к экономическому регулированию единого агропромышленного комплекса страны и ее регионов на основе зональной специализации, кооперации и интеграции отраслевых производств с целью обеспечения продовольственной безопасности страны;

– совершенствовании антимонопольного законодательства и политики аграрного протекционизма с учетом глобализации экономики, предстоящего вступления России в ВТО, природных особенностей региона;

– сосредоточении всех функций государственного управления сельскохозяйственным производством в едином органе исполнительной власти по соответствующим иерархическим уровням, отвечающим за развитие аграрного производства и сельских территорий, исходя из принципов соподчиненности и субсидиарной ответственности;

– развитии координационных отношений в системе управления аграрным производством (между органами государственного управления и сельскохозяйственными производителями, в том числе входящими в различные интегрированные и кооперативные формирования);

– четком определении организационно-правовых форм объектов управления аграрным производством, их правовой состоятельности в использовании земельных и информационных ресурсов, бюджетных средств и государственных льгот;

– разработке стратегии развития сельского хозяйства на уровне страны и ее регионов на основе прогнозирования и индикативного планирования с учетом места и роли регионов в экономике страны, развития межотраслевых, межрегиональных и международных связей;

– разработке комплексных долгосрочных программ развития аграрного производства и сельских территорий в каждом регионе с учетом вышеназванной стратегии и соответствующей инвестиционной политики;

– создании системы государственного квотирования производства стратегически важных видов сельскохозяйственного сырья и продукции;

– совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для аграрного сектора экономики

– формировании экспортного потенциала и внутренних запасов стратегически важных видов аграрного сырья в стране на основе государственных заказов, товарных интервенций и других форм закупок с целью ведения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве:

– регулировании агропродовольственного рынка с целью более полного обеспечения населения качественными отечественными продуктами питания и др.

Концептуальные положения государственного управления сельскохозяйственным производством требуют решения следующих задач:

– рационального использования и охраны природных ресурсов (земельных угодий, водных ресурсов и т.д.);

– целевого и более эффективного использования выделяемых сельскому хозяйству бюджетных средств и кредитных ресурсов;

– поддержания ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

– проведения эффективной структурной и инвестиционной политики;

– формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, создания соответствующей логистической системы и инфраструктуры;


загрузка...