Управление сельскохозяйственным производством региона: теория, методология, практика (27.09.2010)

Автор: Савченко Татьяна Васильевна

федеральный бюджет

1768,9

3327,2

6694,1

9203,9

в 11,1 раза

областной бюджет 58,3 240,4 808,6 1200,3 989,8 в 17 раз

Удельный вес федерального бюджета, %

-3,1 п.п.

Удельный вес областного

бюджета, %

3,1 п.п.

Таблица 6 – Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности

сельскохозяйственных организаций Белгородской области

Показатели Годы 2009 г. к 2005г., %

2005 2006 2007 2008 2009

Производство валовой продукции, млрд. руб.

в 3,4 раза

В т.ч. в расчете на 1 га пашни, руб. 19062 23451 43705 54576 64264 в 3,4 раза

Число хозяйств, ед. 311 320 300 211 280 90,0

Из них прибыльных, % 55,6 57,5 69,3 69,2 68,2 12,6 п.п.

Получено прибыли, млн. руб. 2992,4 3525,6 5316,3 6940,0 9960,0 в 3,3 раза

Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, % 11 8,3 15 13 16 5 п.п.

В том числе: растениеводства 12 21 44 21 12 -

животноводства 27 18 19 19 26 -1 п.п.

Среднемесячная зарплата, руб. 4526 5751 7713 11222 13322 в 2,9 раза

Как показали исследования, для инвесторов, вкладывающих средства в аграрный сектор, правительство Белгородской области создает привлекательные условия. Так, участникам приоритетного национального проекта областных целевых программ предоставляются государственные гарантии областного бюджета для получения кредитных ресурсов, льготы по налогу на имущество, осуществляется субсидирование процентной ставки. Область участвует в формировании уставных капиталов создаваемых предприятий, берет на себя расходы по дорожному обустройству строящихся объектов животноводства.

В настоящее время на основе государственно-частного партнерства в животноводстве созданы и создаются конкурентоспособные кластеры, в которых технологические процессы осуществляются по системе полного замкнутого цикла: от производства кормов до переработки сырья и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть.

Органы управления сельским хозяйством Белгородской области стимулировали создание в каждом районе агротехнопарков, которые призваны организовать обеспечение сельских товаропроизводителей техникой, удобрениями, семенами, а также оказывать агрономические, ветеринарные, финансовые и другие сервисные услуги. Кроме того, они продолжают оказывать содействие в создании новых и функционировании существующих снабженческо-сбытовых кооперативов, позволяющих решать многим товаропроизводителям их проблемы в организации товародвижения аграрной продукции, ресурсном обеспечении и др., и вовлекать в агробизнес личные подсобные хозяйства.

Автором отмечено, что кроме экономического эффекта областная программа несет и большую социальную нагрузку, обеспечивая занятость населения, улучшение его материального положения, заметное оздоровление морально-психологического климата на селе. В целом работа по реализации проекта повысила инвестиционную привлекательность Белгородской области.

В настоящее время основными стратегическими документами в области являются «Программа улучшения качества жизни населения» и «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года».

Они ориентированы на создание условий для обеспечения повышения уровня и качества жизни населения, улучшение демографической ситуации и развитие человеческого потенциала, создание благоприятных условий жизнедеятельности и среды обитания, особенно в сельской местности.

По мнению автора, выявленные факторы и тенденции роста эффективности сельскохозяйственного производства в исследуемом регионе обусловлены значительным влиянием государственного регулирования и управления в сельском хозяйстве, прежде всего, за счет соблюдения региональными органами основных принципов отраслевого управления (правильное размещение производства, максимальное использование природных ресурсов, оправданный инвестиционный риск, сохранение уклада жизни сельских тружеников и др.), усиления бюджетной поддержки регионального развития, определенного улучшения финансово-экономических возможностей самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе за счет плодотворного их взаимодействия с соответствующими органами управления.

?????????????E?Ъ

?l?0???%?

?l?0???%?

?l?0???%?

???????Ж

?????E?~

??????????? основе синхронного развития двух подсистем: административного и хозяйственного управления, развития самоуправления на основе координационных отношений


загрузка...