Преемственность среднего общего и высшего профессионального  образования в условиях их системных изменений (27.09.2010)

Автор: Рягин Сергей Николаевич

Используя принцип двойного вхождения (В. С. Леднев), выявлены частные механизмы, отражающие специфические особенности процесса преемственности в СО и ВПО: предпрофильная подготовка в основной школе СО образования, связанная с проблемами выбора и проектирования ПИОП; ориентация ПИОП старшеклассников на выбор и реализацию профессиональных образовательных программ (бакалавр, магистр, специалист); ориентацию ПИОП студентов на выбор и освоение специализации.

Рис. 1. Модель процесса преемственности СО и ВПО

в условиях их системных изменений

На основе концептуальных положений выявлены организационно-педагогические условия преемственности СО и ВПО при их системных изменениях:

стратегические: программы преемственности СО и ВПО, государственно-общественный характер стратегического управления преемственностью СО и ВПО;

тактические: включение метапредметного содержания, направленного на формирование академической мобильности (профильных компетенций), кафедрального управления качеством профилизации не только в профессиональном, но и в СО образовании на основе развития представлений А. М. Моисеева, О. М. Моисеевой;

ситуационные: готовность педагогов профильных кафедр осуществлять различные виды деятельности (сопровождение, проектирование, моделирование, мотивация, экспертиза, педагогическое управление), необходимые для решения проблем, связанных с формированием и реализацией ПИОП.

Разработанная концепция и выявленные организационно-педагогические условия показали, что в оценке эффективности реализации процесса преемственности СО и ВПО в условиях их системных изменений необходимо использовать комплекс критериев.

Как показано в диссертационном исследовании преемственность СО и ВПО в условиях их системных изменений определяется формированием социально и личностно значимого качества личности субъекта непрерывного образования – академической мобильности. В этой связи одним из критериев эффективности процесса преемственности являлся критерий результативности, содержащий в себе ряд показателей, с помощью которых можно было определить его качественную характеристику на личностном уровне организации. К показателям внешнего проявления академической мобильности были отнесены: определенность профессиональной карьеры во взаимосвязи с выбранными с ней образовательными программами, проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута, выбор формы получения образования, участие и результативность в научно-практических конференциях и конкурсных испытаниях, активность в социальном проектировании. Показателями, определяющими потенциальные возможности личности в отношении академической мобильности, служат уровни сформированности карьерно-образовательной, организационно-образовательной, исследовательской, метапредметной, командно-образовательной компетентностей.

Процессуальный критерий представлен показателями, раскрывающими эффективность механизмов обеспечения педагогического уровня организации преемственности СО и ВПО. К его основным показателям были отнесены: соответствие поставленных целей разработанным ПИОП, степень реализации ПИОП старшеклассникам и студентам, удовлетворенность старшеклассников и студентов процессом проектирования и реализации ПИОП.

Организационный критерий позволяет оценить эффективность организации процесса преемственности на институциональном и системном уровнях. К показателям этого критерия относим: качество ППОП, оптимальность организационной модели реализации ППОП, разработанность стратегии преемственности СО и ВПО в территориальной образовательной системе.

Осуществленный в исследовании анализ отечественных ученых (О. С. Ва-ханский, О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб, С. С. Кравцов, С. А. Кузнецова, В. С. Лазарев, В. Д. Маркова, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева, Н. В. Немова, М. М. Поташник) в области педагогического менеджмента позволили разработать и обосновать технологию стратегического обеспечения преемственности СО и ВПО.

Технология стратегического обеспечения преемственности СО и ВПО в диссертации раскрывается посредством следующих этапов и шагов:

Этап стратегического анализа включает: 1) определение стратегической цели; 2) анализ запросов социокультурной среды; 3) оценка внутренних ресурсов СО и ВПО; 4) выявление угроз, сильных и слабых сторон СО и ВПО.

Этап стратегического выбора состоит из: 5) определения основных направлений изменений СО и ВПО; 6) разработки различных вариантов стратегии; 7) выбора оптимальной стратегии.

Этап реализации стратегии предполагает: 8) определение механизма реализации стратегии; 9) определение нормативного перечня функций управления, обеспечивающих развитие преемственности СО и ВПО на основе профилизации; 10) проектирование стратегического управления преемственностью СО и ВПО; 11) представление стратегии в виде целевой программы; 12) осуществление стратегического управления.

Этап экспертизы стратегии включает: 13) определение критериев: качества целей, содержания, процесса, оформления программы; 14) внешнюю и внутреннюю оценку разработанной стратегии.

Тактика преемственности СО и ВПО заключается в проектировании ППОП. Реализация тактически важных задач осуществляется посредством особого инновационного субъекта управления профилизацией образования на институциональном уровне – профильных (локальных, сетевых) кафедр. Основная задача профильной кафедры заключаются в управлении качеством реализации ППОП.

Опираясь на имеющиеся теоретические исследования (В. С. Безрукова, Н. Н. Грачев, Е. С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, А. М. Новиков, Д. А. Но-виков, В. Е. Радионов, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына) и эмпирический опыт проектирования образовательных программ, разработана технология проектирования ППОП с метапредметным содержанием, направленная на формирование и развитие у обучающихся профильных компетенций на основе принципов прогностичности, пошаговости, нормирования, согласованности, целевого единства, единства содержательной и деятельностностной сторон, интеграции, минимизации, комфортности, логического следования, практикоориентированности, возрастосообразности.

Технология проектирования ППОП с метапредметным содержанием выражена посредством следующих этапов и шагов.

Диагностический этап: 1) изучение образовательных потребностей обучающихся и их родителей (в условиях СО) или студентов (в условиях ВПО); 2) оценка уровня сформированности профильных компетенций; 3) анализ государственного образовательного стандарта профильных предметов (дисциплин), потребностей общества в профильных знаниях, изучение современного состояния по профильным предметам (дисциплинам); 4) изучение ресурсных возможностей профильной кафедры.

Поисковый этап: 5) выявление противоречия(ий), на разрешение которого(ых) будет направлено проектирование ППОП; 6) определение средств разрешения выявленного противоречия; 7) поиск резервов (кадровых, материальных, учебно-программных, методических, технологических и др.) обеспечения ППОП; 8) создание фонда идей, технологий, разработка банка данных.

Этап проектирования профильного поливариативного образовательного плана: 9) определение основных обобщенных типов профильных индивидуальных образовательных маршрутов, на реализацию которых будет направлена профильная ППОП; 10) формулировка целей для каждого обобщенного типа профильных индивидуальных образовательных маршрутов; 11) определение требований к качеству подготовки обучающихся по каждому обобщенному типу профильных индивидуальных образовательных маршрутов; 12) выделение оптимального количества профильных и элективных курсов образовательной программы в соответствии с возможными целями и задачами каждого обобщенного типа профильных индивидуальных образовательных маршрутов; 13) установление возможных форм получения образования по профильным и элективным курсам: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) и др.; 14) определение режима организации профильного образования; 15) конструирование сетки часов профильного образовательного плана.

Этап проектирования содержания профильных метапредметных учебных курсов: 16) анализ структуры профильной компетенции (мотивационно-личностного, когнитивно-мобильного, деятельностно-креативного), определение приращения содержания, необходимого для их формирования; 17) композиция выделенных метапредметных элементов в логически завершенные содержательные блоки – темы; 18) представление метапредметного содержания в форме практикума; 19) группировка практических работ в модули.

Этап проектирования содержания профильных предметных и элективных курсов (дисциплин): 20) формулировка целей и задач каждого профильного предметного и элективного курса; 21) модульное планирование; 22) описание учебно-методического и материально-технического сопровождения профильного предметного или элективного курса.

Этап интеграции содержания профильной поливариативной образовательной программы: 23) коррекция содержания ППОП с учетом введения метапредметного профильного курса; 24) сетевое планирование, направленное на временную синхронизацию и логику изучения профильных и элективных курсов; 25) представление ППОП в форме документа.

Этап внутренней экспертизы: 26) изучение удовлетворенности старшеклассников и студентов «портфелем» профильных и элективных курсов; количеством учебного времени, отводимого на изучение того или иного курса; разнообразием форм образования; предложенным режимом т. д.; 27) изучение удовлетворенности педагогов ППОП.

Этап внешней экспертизы: 28) оценка ППОП по критериям качества мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного, операционно-техно-логического, контрольно-рефлексивного компонентов ППОП; 29) внесение необходимых корректив в профильную ППОП 30) рефлексия по поводу замысла ППОП; 31) апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности.

Опираясь на ситуационный подход (В. И. Гончаров, П. Друккер, С. Д. Ильенков, А. И. Колосов, М. Х. Мескон, Р. Пирс, М. Робинсон, З. П. Румянцев, С. А. Соколицин, А.А. Томсон, А. П. Третьяков, Н. Н. Шаш, Р. А. Фатхутдинов, Д. Хиггинс) разработана технология проектирования ПИОП. В ней выделяются следующие этапы и шаги:

Подготовительный этап: 1) презентация ППОП по предмету (дисциплине) для субъектов непрерывного образования (школьников и студентов); 2) изучение мотивационно-целевого, содержательно-деятельностностного, организационно-технологического и оценочно-результативного компонентов структуры ППОП; 3) знакомство с требованиями и процедурой построения и реализации ПИОП на основе ППОП.

Этап целеполагания: 4) педагог на основе личных наблюдений проектирует возможную направленность ПИОП старшеклассников и студентов и прогнозирует темп и результаты ее реализации; 5) определение индивидуальных ценностей субъекта непрерывного образования в отношении содержания ПИОП, видения образовательных результатов, способов достижения результатов; 6) совместное определение педагогом и обучающимися обобщенного типа индивидуального образовательного маршрута, формулирование целей и задач.

Этап формирования ПИОП: 7) фиксация обязательных метапредметных и предметных профильных курсов, т. е. курсов, предполагающих учебные занятия, входящие в инвариантную часть профильного образования; 8) отбор вариативных элективных и профильных курсов, модулей, входящих в вариативную часть ППОП; 9) определение формы изучения курса (очная, заочная, дистанционная и др.); 10) определение способа и формы изучения модулей, а следовательно, и профильных индивидуальных образовательных пакетов; 11) указание отрезка школьного или вузовского времени, покрываемого индивидуализированным профильным образованием; 12) фиксация срока выполнения заданий по курсу; 13) определение форм текущего внешнего контроля и самоконтроля.

Этап экспертизы и согласования ПИОП: 14) изучение и подтверждение выполнения государственного образовательного стандарта по предмету (дисциплине) посредством реализации ПИОП; 15) утверждение ПИОП профильной кафедрой; 16) заключение с субъектами образования договора.

Этап реализации ПИОП предполагает: 17) осуществление педагогического процесса на основе модульного планирования; 18) мотивация и коррекция продвижения старшеклассников, студентов в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, дебатов, дискуссий для обучающихся и родителей.

Этап подведения итогов работы по ПИОП включает: 19) итоговую аттестацию по профильному предмету (дисциплине); 20) презентацию результатов реализации ПИОП; 21) рефлексию процесса в разнообразных формах.

Изучение проблемы преемственности СО и ВПО в условиях их системных изменений на практике осуществлялось при помощи метода опроса.

Опрос учащихся 8-х классов в отношении преемственности СО и ВПО показал, что у большинства учащихся (77 %) формируется потенциальная академическая мобильность, которая проявляется в желании проводить самостоятельные исследования (41 %), участвовать в деловых и ролевых играх (38 %), обучаться в практической деятельности (38 %), проходить элективные курсы посредством дистанционной формы образования (8 %); развивается потребность в профильном образовании (93 %); отрицается неинтересное содержание курсов (32 %), неудобное время проведения (55 %), удаленность от дома (29 %).

Опрос учащихся 9-х классов выявил, что формируется академическая мобильность на основе готовности к изучению предметов и элективных курсов не только в своей школе, но и в других образовательных учреждениях (66 %), готовность к изучению предметов и элективных курсов в форме дистанционного обучения (7 %), развивается желание обучаться по ППОП (99 %), отрицается неудобное время проведения (1 %), удаленность от дома (30 %).

Проведенный опрос студентов 1 – 2-го курсов обнаружил формирование готовности к дистанционному образованию (60 %), желания продолжить образование (17 %), развитие желания дополнительно заниматься на курсах и факультативах, в том числе на платной основе (53 %), отрицание содержания образования, которое не потребуется в дальнейшей профессиональной деятельности (39%). Кроме того, не получили профильной подготовки в школе –59 %; констатируют отсутствие преемственности СО и ВПО – 45 %. Лишь 39 % респондентов считают высшее профессиональное образование качественным в подготовке к будущей профессии.

Результаты исследования родителей показали, что они выбирают образовательное учреждение не только по территориальной близости (76 %), но и в зависимости от кадрового потенциала (31 %), хорошей материально-технической базы (15 %), свой социальный заказ школе определяют не только как получение необходимых знаний для поступления в вуз (67 %), но и как подготовка к самообразованию (38 %), на уровне образовательного учреждения необходимо усилить работу с родителями и детьми по планированию профессиональной карьеры (43 %), информированию родителей о специализации школы (профильном обучении) (19 %).


загрузка...