Преемственность среднего общего и высшего профессионального  образования в условиях их системных изменений (27.09.2010)

Автор: Рягин Сергей Николаевич

Профильная поливариативная образовательная программа (ППОП) – модифицированный вариант учебной программы по предмету (дисциплине) как составной части образовательной программы СО или ВПО. В структуре программы выделяется как инвариантный, так и поливариативный компоненты. Если инвариантный компонент ППОП представлен содержанием ФГОС, то поливариативный компонент представлен метапредметным содержанием, направленным на формирование академической мобильности и предметным содержанием, позволяющим выстраивать и реализовывать старшеклассникам и студентам различные типы ПИОП.

Профильная индивидуальная образовательная программа (ПИОП) – программа образовательной деятельности старшеклассника или студента на некотором фиксированном отрезке времени, разработанная на основе ППОП в соответствии с их образовательными запросами по профильному предмету (дисциплине). В зависимости от целевых установок ПИОП подразделяют на следующие типы: личностно-ориентированный, когнитивно-ориентированный, научно-ориентированный, профессионально-ориентированный, смешанный.

Профильный индивидуальный образовательный пакет – учебно-методическое обеспечение для освоения ПИОП, выбранное в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями учебно-познавательной деятельности старшеклассников и студентов. Опираясь на исследования Е. А. Ар-шанского, В. В. Голенкова, Е. Б. Филлиповой, по характеру учебно-познавательной деятельности профильные индивидуальные образовательные пакеты подразделены на логические, образные, смешанные.

Рассмотрение внешних проявлений академической мобильности позволило в качестве особых интегративных образовательных результатов, обеспечивающих готовность к построению и реализации ПИОП на основе ППОП, определить профильные компетенции.

Профильные компетенции – важнейшие метапредметные образовательные результаты процесса преемственности СО и ВПО, определяющие способность субъекта непрерывного образования к проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута. Способность, в проведенном исследовании рассматривается не как «предрасположенность», а как индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение определенного вида деятельности.

Изучение проблем, связанных с переходом субъекта образования из СО в ВПО, сравнение ФГОС СО и ВПО, анализ социологических исследований позволил выделить следующую группу профильных компетенции:

3к выстраиванию ПИОП в соответствии с выбором профессиональной карьеры и места для получения необходимого образования;

2) организационно-образовательная – способность к профильному самообразованию;

3) метапредметная – способность к самостоятельному изучению профильной учебной дисциплины или смежной группы ;

4) исследовательская – способность к проведению исследований различного уровня в рамках профильного курса и смежных областей;

5) командно-образовательная – способность к работе в команде при решении проблем, связанных с профильным предметом (дисциплиной).

В ходе исследования была обоснована совокупность принципов, реализация которых способствует обеспечению преемственности СО и ВПО в условиях их системных изменений:

принцип системности предусматривает рассмотрение преемственности СО и ВПО как процессной иерархической системы;

принцип ведущего звена акцентирует внимание на наличии системообразующего компонента преемственности – развитие академической мобильности личности старшеклассника и студента;

принцип дополнительности определяет сосуществование и взаимодополняемость процессов протекающих на различных уровнях организации преемственности: личностного, педагогического, институционального и системного;

принцип интеграции требует объединения различных уровней организации преемственности в единую целостность;

принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей субъектов непрерывного образования, уровня их подготовки, интересов, жизненного и социального опыта, а также право выбора субъектом непрерывного образования основных компонентов: смысла, целей, темпа, форм и методов, содержания, системы контроля и оценки результатов;

гуманистический принцип заключается в уважении и доверии к субъекту непрерывного образования, предоставление личности свободы выбора, максимальное развитие инициативы, творческих способностей;

принцип параллельности и последовательности обусловливает сложность и многообразие механизмов преемственности СО и ВПО;

принцип метапредметности предусматривает включение в содержание образования не только предметных, но и метапредметных знаний, обеспечивающих формирование и развитие таких интегративных результатов образования, как компетенции;

принцип саморегулирования предполагает стремление системы преемственности СО и ВПО к самосохранению и противостоянию внешним возмущающим воздействиям;

принцип обратной связи предполагает необходимость для субъекта управления получать информацию о результатах преемственности СО и ВПО, о реакции непосредственных исполнителей и субъектах непрерывного образования (старшеклассников, студентов).

В диссертации выявлены закономерности, которые необходимо учитывать для обеспечения процесса преемственности СО и ВПО:

наличие внешних и внутренних факторов, определяющих содержание и логику процесса преемственности СО и ВПО на системном уровне изменение представлений о пространстве, времени и знании (внешние факторы) в социокультурной среде, а также изменение структуры СО и ВПО, форм получения образования и возрастание значимости компетенций (внутренние факторы) определяют изменения как непрерывного образования в общем, так и преемственность СО и ВПО на системном уровне в частности, позволяют рассматривать процесс преемственности как открытую и самоорганизующуюся сложную иерархическую систему;

построение процесса преемственности как сложной иерархической системы с определенными уровнями организации необходимо осуществлять в логике от личностного до системного в связи с тем, что процесс преемственности осуществляется для развития субъекта непрерывного образования, является по отношению к нему не только процессом, но и результатом;

обусловленность возможности формирования академической мобильности процессом профилизации образования. Она заключается в том, что академическая мобильность проявляется и формируется только в условиях поливариативного образовательного пространства, которое создается посредством процесса профилизации.

Системно-структурный компонент предполагает рассмотрение процесса преемственности СО и ВПО как иерархической системы, выделение его образовательных результатов, особенностей образовательного процесса и условий его осуществления.

Процесс преемственность СО и ВПО в условиях их системных изменений обеспечивается комплексом идей, раскрывающих особенности отдельных уровней его организации:

в основе системного уровня преемственности лежат идеи открытости в формировании стратегии профилизации, которая предполагает изучение запросов и использование ресурсов социокультурной среды для осуществления преемственности СО и ВПО; поливариативности отдельных учебных предметов (дисциплин) общеобразовательной и профессиональной образовательных программ, которая заключается в расширении вариативности как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса, включение метапредметного содержания; государственно-общественного характера управления профилизацией образования, который состоит в формировании особого субъекта управления (совета преемственности СО и ВПО на основе профилизации) на уровне образовательной системы, определяющего стратегию и осуществляющего контроль за качеством профилизации;

– институциональный уровень преемственности предполагает идею оптимального использования ресурсов для проектирования и реализации ППОП; идею кафедрального ресурсного центра, предполагающую реализацию ППОП на уровне особых тактических субъектов управления – профильных кафедр;

– педагогический уровень преемственности основан на идее использования ППОП в качестве матрицы для разработки субъектом образования собственной ПИОП в соответствии с личностными ценностными ориентациями, интересами, склонностями, способностями; идеи педагогического сопровождения проектирования и реализации ПИОП, заключающейся в особой системе работы педагога, позволяющей не только успешно освоить ПИОП, но и при необходимости осуществлять ее коррекцию;

личностный уровень базируется на идее формирования и развития профильных компетенций у старшеклассников и студентов.

В диссертации показано, что обеспечить преемственность СО и ВПО в условиях их системных изменений можно в результате интеграции обозначенного комплекса идей, которые сами по себе не обеспечат формирование академической мобильности, если будут рассматриваться как отдельно взятые элементы системы образования. Поэтому необходимым и во многом решающим условием становится создание целостной системы, охватывающей все составляющие процесса преемственности, а также образовательную среду, в условиях которой он осуществляется, в целях гармоничного взаимодействия.

В результате интеграции различных нововведений, различных уровней организации процесса преемственности СО и ВПО в условиях их системных изменений разработана модель (рис. 1), отражающая инновационность образовательных результатов, образовательного процесса и условий его осуществления.

Процессуально-функциональный компонент концепции определяет педагогические механизмы, позволяющие осуществить преемственность СО и ВПО на практике.

Установление образовательных результатов, особенностей образовательного процесса и условий его протекания уточняет педагогические механизмы процесса преемственности СО и ВПО, различные в зависимости от уровня его организации:

на системном уровне: формирование стратегии профилизации, развитие государственно-общественного управления образовательными учреждениями, отрицание закрытости системы образования от внешней среды;

на институциональном уровне: формирование ППОП с метапредметным содержанием, развитие готовности педагогов проектировать и реализовывать ППОП, отрицание инвариантности содержания образования;

на педагогическом уровне: формирование ПИОП с метапредметным содержанием, развитие готовности старшеклассников и студентов к реализации ИОМ, отрицание личностно-отчужденного содержания образования;

на личностном уровне: формирование профильных компетенций, развитие ключевых компетенций, отрицание непрофильных знаний, умений, навыков, компетенций.


загрузка...