Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект (27.09.2010)

Автор: Розенберг Наталья Владимировна

Анализу структур повседневности посвящены работы А. Шюца, в которых на основе феноменологии Э. Гуссерля и социологии М. Вебера были выделены структуры повседневного мира, представляющие собой репертуар культурных моделей в той или иной социальной матрице. При рассмотрении структур культуры повседневности мы также опирались на работы авторов интегративных социально-философских теорий – П. Бурдье и Э. Гидденса, которые показывают, что изменения общественной реальности возможны, но вопроса о существенных изменениях не ставят.

Интерпретационная деятельность участников взаимодействий как процесс конструирования мира повседневности анализируется Г. Гарфинкелем, А. Сикурелом, которые считали индивида независимым от абстрактных структур преобразователем реальности.

Мир малых групп с точки зрения смыслового обозначения объектов изучают представители символического интеракционизма, в частности И. Гофман. Ключевой единицей анализа становится то, что можно назвать «событием».

Теоретическое осмысление повседневности в исторической науке начинается в середине XX века, когда ученые от экономической истории обратились к истории ментальности. В итоге сложилось влиятельное направление – историческая антропология. В рамках данной методологии во Франции оформилась школа «Анналов», представители которой Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф исследовали повседневность комплексно, в её связях с географическими, экономическими, социальными, политическими, культурными и социально-психологическими сторонами жизни. В России начало проблемы было положено историками-медиевистами (А. Гуревич). Тематика исследований довольно широка: народная культура, политическая антропология, история семьи, питания, частной жизни и т.д. Задачей истории повседневности становится не реконструкция и описание индивидуальных форм бытия, а выяснение типичности, присутствующей в формах быта, городских, сельских поселений, семейных отношениях, политической организации и т.п.

Связь повседневности и потребностей наиболее ярко была освещена в работах венгерских исследователей Ф. Фехера и А. Хеллер.

Как в зарубежном, так и в отечественном гуманитарном знании существует большое количество работ, связанных с теоретико-методологическим определением понятий «повседневность» и «культура повседневности», а также сущностных характеристик названных феноменов, к наиболее значительным среди них можно отнести работы М. Хайдеггера, А. Шюца, Т. Лукмана, Б. Вальденфельса, Х. Турна, Г.С. Кнабе, Л.Г. Ионина, В.Д. Лелеко, Л.В. Беловинского, Л.А, Савченко и др.

С.С. Гусев, Е.В. Золотухина-Аболина, И.Т. Касавин, Л.И. Насонова, Б.Я. Пукшанский и другие философы большое внимание уделяли проблемам обыденного знания, мировоззрения и языка.

Историко-антропологические исследования жизненного мира человека различных эпох, в том числе и Советской России, представлены в работах Н.Н. Козловой.

Рассмотрение повседневности в культурологическом пространстве представлено фундаментальными работами российских ученых А.Я Гуревича, Ю.М. Лотмана, Г.С. Кнабе, Б.В. Маркова. Они выводили феномен повседневности в системное поле культуры и были посвящены формам поведения в российской исторической повседневности. М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич изучали повседневный мир в эпоху Средневековья; П.С. Гуревич и Б.В. Марков – различные стороны повседневности в рамках культурной антропологии. В.Д. Лелеко разработал теоретическую модель повседневности в рамках культурологии.

Что касается социокультурных механизмов формирования культуры повседневности, то наиболее значительные исследования этого аспекта принадлежат представителям московско-тартусской семиотической школы, в частности Ю.М. Лотману, Б.А. Успенскому и др.

Анализу феномена повседневности также посвящены труды отечественных мыслителей: И.А. Бутенко, Л.Г. Григорьева, Б.В. Маркова, В.В. Розанова, С.Н. Тесля, И.И. Ясинского, А.Л. Ястребицкой и др.

Л.Г. Григорьев и Л.Г. Ионин преимущественно интерпретируют работы А. Шюца, Б.В. Марков считает, что повседневность – это рационально обусловленная ткань человеческих отношений. С.Н. Тесля смысл повседневного видит в усилии, выступающем в качестве направленности жизнеосуществления и в конституировании его определенных состояний.

Многочисленные грани повседневности в рамках социологической науки рассмотрены И.Т. Касавиным и В.П. Козырьковым, работами которых были заложены принципы научного анализа повседневности как системного явления.

В работах современных ученых, ведущих научный поиск в этой области, рассматриваются следующие аспекты повседневности: пространство (Д.Ю. Дорофеев, В.М. Ковалев, А.А. Магомедова, Н.П., Могильный, В.А. Писачкин, А.А. Чернецкая и др.); формы обыденного сознания (С.И. Голенков, Д.Н. Круглов, Н.П. Ледовских); языковые проблемы (В.С. Елистратов, П.Н. Киричек, О.А. Корнилов, И.С. Лутовинова, Н.Л. Новикова, В.А. Подорога, В.П. Руднев и др.); процессы идентификации (Г.Д. Гачев, А.В. Иванов, В.И. Корнеев, А.Н. Леонтьев, А. П. Марков, В.М. Михеев, И.К. Мишарина, Л.М. Путилова, Л.Л. Чиркова), кризисные ситуации в культуре повседневности (Н.Н. Козлова, А.А. Лагунов, Б.А. Мясоедов, Ю.А. Тресков, Ю.Г. Юшков); система вещи (Ж. Бодрийяр, Я.Н. Ривош, А.В.Терещенко, Ю.А. Федосюк).

В трудах этих исследователей повседневность осмысляется как фундаментальная сфера реальности, необходимая для формирования личности и социума в целом. Подчеркивая основательность этих исследований, отметим, тем не менее, что в этих трудах хотя и намечен, но не осуществлен в полной мере анализ философско-культурологических основ повседневности. На фоне большого числа исследований, посвященных отдельным частным аспектам и проявлениям повседневности, можно отметить отсутствие полномасштабных комплексных исследований повседневных практик и «структур повседневности».

Проблема повседневности нашла свое отражение в работах региональных историков. Большой вклад в изучение повседневности Поволжья внесли историки М. Полубояров, А.Х. Халиков, М.Ф. Косарев, Н.Ф. Мокшин, М.Р. Полесских, В.В. Ставицкий и др. Историками был накоплен значительный фактический материал по различным вопросам повседневной жизни, но без обобщения и комплексной характеристики. Краеведение в основном ограничивалось отдельными публикациями, высвечивающими, главным образом, бытовую сторону повседневности.

Влияние географического положения на формирование культуры конкретной территории исследовали Ю.А. Веденин, А.Г. Дружинин, Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский и др.

Этнокультурные традиции отдельных регионов рассматривали в своих работах А.А. Ашхамахова, О.А. Богатова, Г.М. Давлетшин, Р.А. Данакири, М.М. Зязиков, М.З Саблиров, Д.Л. Хилханов, Л.П. Шабалина и др.

В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблемам региональной культуры, что связано, на наш взгляд, с продолжающейся суверенизацией регионов, выработкой новой региональной политики и стратегии в области культуры. Вопросы исследования региональной культуры затронуты в теоретических работах в области философии, философии культуры и культурологии (М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Г.С. Кнабе и др.). Но необходимо отметить, что культура повседневности отдельных регионов исследовалась, прежде всего, на материале конкретных исторических периодов, целостного же культурологического взгляда на обозначенный ракурс проблемы повседневности не существует.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что культура повседневности отдельного региона не изучалась с культурологических позиций, отсутствуют целостные исследования, рассматривающие уникальность культуры повседневности конкретного региона и появилась потребность в комплексном исследовании данной проблемы. Между тем богатая библиография и историография по отдельным проблемам региональной, этнической культуры Поволжья дает возможность проведения такого комплексного исследования.

Логика развития гуманитарного знания, подъем интереса к этой тематике в современной отечественной науке, с одной стороны, с другой, потребность в ее дальнейшей разработке и отсутствие соответствующих культурологических работ, комплексных, обобщающих исследований, изучающих структурно-организационный характер повседневности, усилили новизну и актуальность данной проблемы.

Цель исследования: философский анализ основных структурных элементов культуры повседневности и их обоснование на уровне конкретного полиэтнического региона – Поволжья.

Поставленная цель подразумевала последовательное решение следующих задач:

систематизировать основные подходы, сложившиеся в отечественном и зарубежном социально-гуманитарном знании;

обосновать проблемы терминологического культурфилософского анализа культуры повседневности и соответствующего тезауруса;

выявить на основе структурно-функционального анализа дихотомичные элементы культуры повседневности, определяющие ее современную модель;

исследовать механизмы функционирования повседневности в культурном пространстве, в том числе механизм включения инновационных ценностей современной культуры в контекст повседневности;

обосновать институт семьи как культурную единицу, осуществляющую сохранение и трансляцию культурных традиций на уровне повседневности;

выявить влияние особенностей географического ландшафта региона на формирование культуры повседневности Поволжья; ее основной природный символ;

проанализировать этнокультурное пространство Поволжья и выявить универсальные доминанты культуры повседневности, а также этническую уникальность ее отдельных элементов.

Объект исследования: культура повседневности Поволжья.

Предмет исследования: многообразие проявлений культуры повседневности и их философский анализ на примере Поволжья.

Теоретико-методологические основы исследования.

Учитывая интегративный характер культурологического подхода, исследование базируется на междисциплинарных научных положениях, что позволяет рассматривать культуру повседневности как многоуровневое явление в пограничном пространстве философии, истории, культурологии, философской и социальной антропологии, социологии с использованием категорий и методов указанных наук.

Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системно-структурного и сравнительного анализа, исторического и социального познания.

Большое значение в теоретико-методологическом аспекте имели фундаментальные работы в области философии, культурологии и социологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, А. Шюц, Т. Лукман, П. Бергер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Г.С. Кнабе и др.), а также теории и истории повседневности (Б. Вальденфельс, Б.В. Марков, С.Н. Тесля, В.Д. Лелеко, И.Т. Касавин, М.М. Кром, В.П. Козырьков, Н.Н.Козлова, Н.Л.Пушкарева и др.).

В ходе изучения культуры повседневности Поволжья использовалась интегративная методология: «микроисторический» подход к культуре и внимание к повседневным практикам жителей региона, анализ культуры повседневности отдельного региона как практической реализации теории архетипов Юнга и выведение специфических характеристик культуры повседневности из своеобразия природно-культурного ландшафта и символов региона.

Конкретно-региональная специфика культуры повседневности Поволжья выявлялась с опорой на исследования в области краеведения и этнографии. (Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин, М. Полубояров, А.Х. Халиков, М.Ф. Косарев, Н.Ф. Мокшин и др.). В качестве эмпирического материала привлекались сведения из географии, истории, социологии, этнографии, фольклористики, религии, педагогики, психологии.

Основные методы исследования представляют собой комплекс междисциплинарных подходов, включающих в себя: системный и источниковедческий анализ, герменевтические, структурно-функциональные методы, моделирование, формализацию, терминологический анализ.

Методы, используемые в работе, позволили с большой степенью адекватности проявить сложную картину феномена повседневности в различных аспектах: философском, культурологическом, историческом.


загрузка...