Романы Гайто Газданова: Динамика художественной формы (27.09.2010)

Автор: Проскурина Елена Николаевна

В плане оформления цикличности метароманного целого эмблематическое значение приобретает включение имени героини в название последнего романа, в чем усматривается соотнесенность с первым, «Вечером у Клэр». Отметим еще одно знаковое обстоятельство, свидетельствующее о завершенности цикла. Следующий незавершенный роман Газданова «Переворот» строился уже на совершенно иных художественных основаниях, соответствующих жанровой модели политической антиутопии.

В Заключении диссертационной работы суммируются результаты, подводятся итоги проделанного исследования, формулируются перспективы. Представим главные выводы в кратком изложении.

Исследование романов Газданова под углом эстетической эволюции его творчества позволило детально проследить динамику их художественной формы – как в рамках раннего («русского») и позднего («французского») подциклов, так и в движении от романа к роману.

Поэтический мир романов Газданова складывается из многих источников, различных как по своему генезису, так и по положению на ценностной шкале истории культуры. Это обусловило широту их жанровой амплитуды и одновременно богатство субжанровой палитры. При этом гетерогенные элементы прозы писателя соединяются в его романном творчестве в единую систему, переплавляясь в процессе эстетической рецепции в новое качество. Если «русские» романы представляют собой образец того типа целого, который сложился в литературе ХХ века и отмечен такими свойствами, как фрагментарность, прерывность, импрессионистичность, то «французские» больше соотносятся с классическим типом письма.

Особенность романного мышления Газданова заключается в единстве авторской художественной стратегии, проявляющей себя в постепенно складывающейся последовательности произведений, телеологически устремленной к «довоплощению» героя и мира. Ядерная основа этой стратегии заложена уже в первом романе писателя, содержащем все главные элементы его поэтики, начиная с автобиографического мифа, обусловившего такие особые качества центрального персонажа, которые подтверждают основания для его характеристики как лирического героя. В соответствии с тем, как писателем набирался новый биографический опыт и художественный материал, претерпевал развитие и его творческий зародыш - по линии непрерывного единства, постепенной регенерации и вместе с тем преобразования автобиографического мифа, каждый раз словно заново переписываемого в процессе создания образа героя, но сохраняющего при этом личностные константы и базисные элементы биографии автора. Своеобразной подсветкой образу героя служит мир персонажей, при всем своем разнообразии и пестроте организуемый автором в единую систему, сохраняющую устойчивость в рамках всего романного корпуса. Составной частью мира персонажей является мир героини, всегда находящейся в подчиненной позиции по отношению к герою, но в то же время формирующей сюжетную траекторию его движения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Монография:

Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. - М.: Новый Хронограф, 2009. - 391 с. (21 п.л.);

Статьи, опубликованные в изданиях, рецензируемых ВАК:

Проскурина Е.Н. Модель «закрытого текста» в романах-притчах Г. Газданова // Сибирский филологический журнал. 2008. - № 2. - С. 81-89. (0,7 п.л.);

Проскурина Е.Н. Роман Г. Газданова «Полет»: от парафразы к импровизации // Сибирский филологический журнал. 2008. - № 4. - С. 90-99 (0,8 п.л.);

Проскурина Е.Н. Жизнь и текст: Модель мирового археосюжета в судьбе и творчестве Г. Газданова // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. - № 4. - С. 35-38 (0,6 п.л.);

Проскурина Е.Н. «Человеческая комедия» Г.Газданова: мир второстепенных персонажей в «русских» романах // Сибирский филологический журнал. 2009. - № 1. - С. 75-84 (0,8 п.л.);

Проскурина Е.Н. «Кризисное» письмо в романе Г. Газданова «Возвращение Будды» // Сибирский филологический журнал. 2009. - № 4. - С. 55-65 (0,8 п.л.).

6. Проскурина Е.Н. Г. Газданов и В. Набоков: сюжет незнакомства // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. - № 4. - С. 11-14 (0,5 п.л.);

7. Проскурина Е.Н. Незавершенный «Переворот»: за границами газдановского метаромана // Сибирский филологический журнал. 2010. - № 1. - С. 62-70 (0,6 п.л.);

8. Проскурина Е.Н. Временнaя организация романов Г. Газданова // Филологические науки. М., 2010. - № 1. - С. 42-51 (0,5 п.л.);

9. Проскурина Е.Н. Топографические центры в романах Г. Газданова // Вестник НГУ. - Новосибирск, 2010. [Серия: История, филология]. - Т. 9. - Вып. 2. - С. 178-183 (0,5 п.л.).

Публикации в других изданиях:

Проскурина Е.Н. Христианский слой в философско-поэтической системе Г. Газданова // Литература и культура в контексте христианства. Материалы 1У Международной научной конференции. - Ульяновск, 2005. - С. 163-170 (0,5 п.л.);

Проскурина Е.Н. «Пробуждение» Г. Газданова как «музыкальный» роман // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения. Вып. 10. - Екатеринбург, 2007. - С. 106-120. (0,8 п.л.);

Проскурина Е.Н. Национальное и общечеловеческое в романной прозе Г. Газданова // Взаимодействие национальных художественных культур: литература и лингвистика (проблемы изучения и обучения): материалы ХIII научно-практической конференции словесников. - Екатеринбург, 2007. - С. 92-98 (0,4 п.л.);

Проскурина Е.Н., Проскурина-Янович П.В. След «Черной капли» в поэтике женских персонажей Г. Газданова (на материале романной прозы) // Нарративные традиции славянских литератур (Средневековье и Новое время). Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2007. - С. 292-308 (0,8 п.л.);

Проскурина Е.Н., Проскурина-Янович П.В. Автор, герой, нарратив в «русских» романах Г. Газданова // Критика и семиотика. - Новосибирск-М., 2007. - № 11. - С. 204-220 (1,0 п.л.);

15. Проскурина Е.Н. Полижанровая палитра романа-притчи Г. Газданова «Пилигримы» // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. - Новосибирск: Наука, 2008. - С. 455-479 (1,1 п.л.);

16. Проскурина Е.Н. Романы Гайто Газданова как крупная циклическая форма // Нарративные традиции славянских литератур. Повествовательные формы Средневековья и Нового времени. Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2009. - С. 283-295 (0,6 п.л.);

17. Проскурина Е.Н. Календарный жанр в прозе Г. Газданова // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 8. Сюжет, мотив, история. Сборник научных статей. - Новосибирск: Наука. - С. 131-152 (1,0 п.л.);

18. Проскурина Е.Н. Миф и притча в повествовательной системе романа Г. Газданова «Пробуждение» // IN MEMORIAM: Иосиф Васильевич Трофимов. - Даугавпилс, 2009. -С. 201-214 (0,9 п.л.);


загрузка...