Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи (27.09.2010)

Автор: Петунин Олег Викторович

По вопросам, связанным с познавательной самостоятельностью личности, накоплен определенный фонд методологических, теоретических и прикладных данных. Но вместе с тем, по данной проблеме до настоящего времени в теории и практике обучения недостаточно внимания уделялось систематизации многообразного эмпирического материала. Для его систематизации необходима научно обоснованная концепция. Ее создание зависит от совокупности исходных методологических и теоретических положений.

В структуре методологии исследований познавательной самостоятельности обучающихся мы выделили четыре направления: философское (система философского знания, выполняющая методологические функции), общенаучное (исследовательские принципы, используемые в большинстве научных дисциплин), конкретно-научное (совокупность закономерностей, принципов, подходов и методов исследования, применяемых в педагогике) и технологическое (набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку). Все направления методологии исследований познавательной самостоятельности обучающихся образуют сложный комплекс, в рамках которого между ними существует определенное соподчинение. При этом философское направление во многом определяет общенаучное и конкретно-научное направления, оказывает существенное влияние на выбор ведущих для исследований познавательной самостоятельности обучающихся методологических подходов.

Рассмотрение методологии исследований познавательной самостоятельности учащейся молодежи позволило определить в качестве ведущих для осуществления нашего исследования системный, цивилизационный и личностно-деятельностный подходы. Системный подход позволил рассматривать активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи как целостный педагогический процесс, состоящий из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов, обнаруживающих единство, подчиненных цели и задачам повышения уровня активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

Цивилизационный подход дал возможность выявить традиции отечественного образования и соотнести их с проблемой познавательной самостоятельности личности. На современном этапе развития образования результативное педагогическое взаимодействие, направленное на активизацию познавательной самостоятельности обучающихся невозможно без: организации вариативности содержания образования, без права выбора учащейся молодежью тех или иных дисциплин и форм их изучения; формирования компетенций молодежи с сохранением стремления обучающихся к фундаментальным, теоретическим знаниям; создания в воспитательно-образовательном процессе интегративных связей, охватывающих всю сумму знаний и являющихся следующим этапом в развитии разносторонности российского образования; создания условий для творчества учителей, преподавателей и обучающихся в воспитательно-образовательном процессе; освоения учителями, преподавателями и обучающимися субъектной роли в воспитательно-образовательном процессе; разворота к приоритету личностного с использованием и развитием в модифицированной форме коллективистских начал, свойственных гражданам России.

Личностно-деятельностный подход к формированию познавательной самостоятельности невозможен без учета личностных потребностей, интересов, мотивов, воли, эмоций, способностей обучающихся, которые в своей совокупности образуют самостоятельность личности. Данный подход позволяет, с одной стороны, рассматривать познавательную самостоятельность как характеристику деятельности, а с другой – дает возможность выявить механизмы ее активизации.

Анализ теоретических источников с привлечением выше названных подходов, наш собственный педагогический опыт позволили рассматривать познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у обучающихся в потребности и умении приобретать новые компетенции, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем.

?????????E

,осуществлять классифицирование изучаемых объектов и явлений, обобщать, делать резюме, абстрагировать), которые раскрывают содержание этого интегративного понятия, находясь друг с другом в тесной взаимосвязи и органично дополняя друг друга.

Активизация познавательной самостоятельности рассматривается нами как стимулирование у человека процессов восприятия, воображения, мышления, стремления приобретать новые компетенции и потребности творчества.

Субъектом нашей экспериментальной работы выступала учащаяся молодежь. Данную категорию мы понимаем, как особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переходом от детства и юности к социальной ответственности. Учащаяся молодежь – это социально-возрастная группа людей в возрасте 14–22 лет, у представителей которой наибольшее влияние на развитие психики оказывает учебная и учебно-профессиональная деятельность, приводящая к профессиональному и личностному самоопределению. В диссертации мы исследовали активизацию познавательной самостоятельности старших школьников и студентов вузов, как представителей учащейся молодежи.

Активизацию познавательной самостоятельности обучающихся мы осуществляли в воспитательно-образовательном процессе учебных заведений. Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами как целенаправленное педагогическое взаимодействие учителей, преподавателей и обучающихся, направленное на приобретение новых компетенций, воспитание и развитие личности обучающегося.

В рамках данного исследования мы ограничили себя рассмотрением воспитательно-образовательного процесса, протекающего в учебных заведениях (образовательных учреждениях), то есть учреждениях, реализующих одну или несколько образовательных программ. В экспериментальной работе принимали участие обучающиеся, учителя и преподаватели ряда учреждений общего среднего и высшего профессионального образования.

Систематизация целого ряда понятий (познавательная самостоятельность, активизация, активизация познавательной самостоятельности, учащаяся молодежь, воспитательно-образовательный процесс, учебное заведение) позволила нам определить ключевую дефиницию нашего исследования «Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения» как результат систематического педагогического взаимодействия учителей, преподавателей и обучающихся, заключающийся в стимулировании мышления, формировании самостоятельности молодых людей в познавательной деятельности, творческом приобретении и использовании ими на практике надпрофессиональных и профессиональных компетенций и являющийся следствием совершенствования форм, технологий и методов обучения и самообучения.

Результаты любого педагогического процесса, в том числе и активизации познавательной самостоятельности обучающихся, зависят от множества факторов. Мы классифицировали факторы, влияющие на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи, следуя логике системного подхода. В процессе активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи мы выделили целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. В соответствии с этим мы подразделили факторы по влиянию на структурные компоненты процесса активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи: «факторы цели», «факторы содержания», «факторы организации деятельности» и «факторы диагностики результата»:

факторы цели: постановка педагогом в воспитательно-образовательном процессе цели активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; четкость постановки и доведения до класса (группы) задач активизации познавательной самостоятельности; степень достижимости цели занятия для обучающихся; соответствие цели занятия уровню активизации познавательной самостоятельности обучающихся и др.;

факторы содержания: степень практической значимости изучаемого материала; соответствие объема изучаемого материала имеющемуся для его освоения времени; соответствие сложности изучаемого материала познавательным возможностям обучающихся; отражение в изучаемом материале современных научных достижений; отображение в содержании изучаемого материала междисциплинарных связей и др.;

факторы организации деятельности: использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных форм, технологий и методов обучения; реализация в воспитательно-образовательном процессе профильной и производственной практик, профильно- и профессионально-ориентированных реферативных, курсовых и дипломных работ; осуществление в воспитательно-образовательном процессе индивидуализации и дифференциации обучения; использование в воспитательно-образовательном процессе традиционных форм, технологий и методов обучения и др.;

факторы диагностики результата: психологическая комфортность осуществления оценивания результатов активизации познавательной самостоятельности обучающихся; открытость оценивания результатов активизации познавательной самостоятельности; соответствие диагностических материалов ранее изученному учебному материалу; систематичность диагностики результатов активизации познавательной самостоятельности и др.

Вторая глава «Педагогическая система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения» посвящена разработке концепции активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения, описанию структурно-функционального строения педагогической системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, критериям, показателям и уровням активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

Концепцию активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения мы рассматриваем как совокупность взглядов на данный процесс – исходные идеи, цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологии осуществления данного процесса.

При разработке концепции в качестве отправной нами была взята идея: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Данная идея не противоречит основным тенденциям в развитии общества, а также гуманистическим традициям отечественного образования, выявленным нами при использовании цивилизационного подхода к анализу исследуемой проблемы.

Исходной позицией при разработке концепции активизации познавательной самостоятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения послужил сформулированный нами постулат: реальность перехода от техногенной цивилизации к антропогенной цивилизации зависит от того, насколько образование сумеет подготовить культурного, активного, инициативного, самостоятельного человека, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Целью исследуемого нами процесса являлось повышение уровня активизации познавательной самостоятельности как одного из важных условий развития личности обучающегося. Для достижения этой цели необходимо было решить задачи в области обучения, воспитания, развития и социализации учащейся молодежи.

В результате использования системного, цивилизационного и личностно-деятельностного подходов к исследованию активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи и разработанных теоретических оснований рассматриваемой проблемы, мы выявили основные закономерности активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. Основываясь на логике системного подхода, мы сгруппировали их по компонентам процесса активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи.

Первая закономерность. Цели и задачи педагогического взаимодействия в процессе активизации познавательной самостоятельности обучающихся определяются социокультурной ситуацией и традициями образования. Приведенная закономерность затрагивает целевой компонент активизации познавательной самостоятельности и является внешней, так как характеризует зависимость активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи от общественных, социально-экономических процессов, от уровня культуры населения страны, от образовательных традиций и потребностей общества в определенном типе личности.

Вторая закономерность. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи объективно зависит от целостности и единства данного процесса. Закономерность отражает содержательный компонент процесса активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи и является внутренней, так как указывает на связь между характером осуществления активизации изучаемого качества личности (целостность и единство) и его результативностью.

Она говорит о том, что активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи может осуществляться результативно только в целостном педагогическом процессе, все компоненты которого в максимальной степени взаимосвязаны между собой. Процесс активизации познавательной самостоятельности представляет собой не простое механическое соединение учебной, внеучебной и других видов деятельности обучающихся, а качественно новое образование, обладающее всеми свойствами отдельной педагогической системы.

Третья закономерность. Активизация познавательной самостоятельности обучающихся закономерно связана с характером воспитательно-образовательного процесса, в котором она осуществляется. Данная закономерность соответствует организационно-деятельностному компоненту процесса активизации познавательной самостоятельности и указывает на связь между преподаванием, учением и изучаемым материалом, поэтому она также является внутренней.

Эта закономерность показывает зависимость результатов педагогического взаимодействия, направленного на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи от характера деятельности, в которую включаются обучающиеся в воспитательно-образовательном процессе (репродуктивное воспроизведение; свободное творчество и т. д.) и личностной значимостью этой деятельности для них. Она указывает на необходимость учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося при включении его в различные виды деятельности, требует раскрытия потенциала личности в учебной деятельности, а также предоставления возможности каждому обучающемуся самореализации и самораскрытия во внеучебной деятельности.

Четвертая закономерность. Активизация познавательной самостоятельности закономерно зависит от систематичности диагностического контроля и самоконтроля деятельности обучающихся.

Эта закономерность отражает оценочно-результативный компонент активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи и также является внутренней, так как процедуры контроля и самоконтроля являются частью педагогического взаимодействия, направленного на активизацию исследуемого качества личности.

Эта закономерность активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи указывает на важную роль в этом процессе контрольно-оценочной деятельности, как учителя, преподавателя, так и обучающихся. Для последних эта деятельность заменяет контрольно-оценочную деятельность учителя, преподавателя. Она способствует развитию произвольного внимания, формированию привычки к самоконтролю и самооценке своих действий, своего поведения. Без нее невозможно становление социально зрелой личности.

Своеобразным мостом, соединяющим теоретические представления с экспериментом, послужили принципы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе. Они дали нам возможность организовать воспитательно-образовательный процесс, направленный на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи, обоснованно отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные цели и задачам формы, технологии и методы обучения, учесть факторы, влияющие на исследуемый процесс.

Порядок рассмотрения принципов мы базировали, как и изложенные выше закономерности, в логике системного подхода и последовательности компонентов изучаемого процесса. Это сделало перечень принципов не только четко последовательным, но и относительно целостным.

Соотношение основных компонентов активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи с закономерностями и принципами данного процесса отражает таблица 1.

Таблица 1

Соотношение компонентов активизации

познавательной самостоятельности учащейся молодежи

с закономерностями и принципами осуществления данного процесса

Компоненты активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи Закономерности активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи Принципы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи


загрузка...