Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи (27.09.2010)

Автор: Петунин Олег Викторович

Петунин Олег Викторович

Активизация

познавательной самостоятельности

учащейся молодежи

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Кемерово 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Касаткина Наталья Эмильевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Панина Татьяна Семеновна (КРИРПО)

доктор педагогических наук, профессор Игнатова Валентина Владимировна (Сибирский гос. технологический ун-т)

доктор психологических наук, профессор

Морозова Ирина Станиславовна (КемГУ)

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»

Защита состоится 16 декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 088. 02 при ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650099, г. Кемерово, пр. Советский, 73, ауд. 2319.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Автореферат диссертации и текст объявления о защите предоставлены в Рособрнадзор для размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии vak.ed.gov.ru 16 сентября 2010 года.

Автореферат разослан 16 ноября 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Губанова М. И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В программе модернизации России системе образования отведена роль движущей силы прогрессивных изменений в экономике и обществе страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Общество ожидает от системы образования формирования интеллектуальной и технологической платформы для быстрого перехода в принципиально новое качественное состояние. Вместе с тем, с началом XXI века в России стало явно проявляться несоответствие результатов деятельности отечественной системы образования и требований, предъявляемых обществом к ней. Это несоответствие вызвано отставанием содержания и технологий обучения от запросов современного общества и экономики страны, относительно невысоким уровнем квалификации преподавательских кадров, недостаточной ответственностью учителей и преподавателей, в целом учебного заведения за качество подготовки выпускников и рядом других причин.

Возникновение в отечественном образовании выше перечисленных негативных проявлений во многом является следствием отсутствия институциональных механизмов, обеспечивающих связь между уровнем образованности, профессиональной компетентности человека и ростом его благосостояния. В силу этого назрела необходимость реагирования на вызовы времени и формирования инновационных подходов к развитию образования. Первейшей задачей образования на современном этапе его функционирования является достижение им такого качества, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

Одним из способов повышения качества российского образования является последовательное развитие творческой активности учащейся молодежи, формирование умений обучающихся самостоятельно овладевать знаниями и применять их на практике. Развитие активности и самодеятельности обучающихся, их способности к самостоятельному познанию нового и успешному решению жизненных проблем стало особенно актуальным в условиях развития в России рыночной экономики и перехода страны к информационному обществу. Выпускники учебных заведений, которые живут и трудятся в XXI веке, должны уметь адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно, критически, творчески мыслить и действовать.

Степень научной разработанности проблемы. К теме познавательной самостоятельности подрастающего поколения (и самостоятельности личности вообще) на протяжении нескольких столетий обращались многие исследователи. Разные аспекты формирования и развития данного качества личности обучающегося в свое время рассматривали Я. А. Коменский, М. Монтень, Ж.–Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.

Но особенно часто вопросы познавательной самостоятельности стали подниматься многими исследователями в XX веке. В 1930–1940-х годах к ним обращались Е. Я. Голанд, П. Н. Груздев и др. Позднее, в 50–60-х годах XX века Л. П. Аристова, Н. М. Бороздинов, Л. В. Вилькеев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин и другие ученые исследовали дидактические аспекты самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В этот период педагогами большое внимание уделялось рассмотрению психических процессов обучающихся в ходе усвоения ими нового материала и методическим приемам организации самостоятельной работы в обучении.

В 1960–1970-х годах Л. Г. Вяткин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и другие ученые в центр исследований ставят содержательную сторону самостоятельной работы обучающихся. Этими авторами даются рекомендации о включении в самостоятельную работу элементов поиска и исследовательской деятельности. Особое внимание в это время педагоги уделяют «мыслительной самостоятельности» обучающихся.

В эти годы в работах И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина и других исследователей делается попытка классификации познавательных задач, разработки условий, обеспечивающих воспитание творческой активности и самостоятельности обучающихся в приобретении знаний.

Исследование структуры самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, ее внутренних процессов, выявление конкретных характеристик и уровней познавательной самостоятельности обучающихся нашли отражение в работах П. В. Гора, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, Н. А. Половниковой и др.

В педагогической литературе с середины 1980-х годов и до настоящего времени различными авторами уделялось внимание разработке форм, технологий и методов формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся при изучении различных учебных дисциплин в школе (Р. Р. Бикмурзина, Г. А. Данилочкина, П. И. Пидкасистый, И. Д. Ракина, Л. Н. Толстова, А. В. Торхова, А. В. Третьякова, И. Ф. Харламов, И. А.Чуриков, Т. И. Шалавина и др.).

В эти годы проблемы активизации познавательной деятельности и познавательной самостоятельности обучающихся рассматривались в работах В. М. Вергасова, Л. А. Ивановой, Э. А. Красновского, Е. С. Макаровой, Т. И. Шамовой и др.

Таким образом, в истории педагогики различным аспектам познавательной самостоятельности обучающихся уделялось достаточно много внимания. Однако, несмотря на значительную широту исследований, необходимо отметить, что в них чаще рассматривались проблемы познавательной самостоятельности обучающихся средней школы, а потому не была разработана целостная концепция и педагогическая система активизации познавательной самостоятельности всей учащейся молодежи на протяжении ряда лет обучения, начиная с общеобразовательной школы и заканчивая вузом. Изменения последних десятилетий в экономике страны, преобразования, происходящие в отечественном образовании, диктуют необходимость подготовки молодежи к самостоятельному решению возникающих новых научных, производственных и социальных проблем и требуют разработки концепции и педагогической системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи.

В юношеском возрасте учебная и учебно-профессиональная деятельность становится ведущей, поскольку в её рамках осуществляется становление и развитие человека как личности. Эффективность этой деятельности во многом определяется содержанием и условиями осуществления воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, обучение учащейся молодежи и ее подготовка к будущей профессиональной деятельности не всегда оказываются эффективными. Причины этого во многом связаны с тем, что в воспитательно-образовательном процессе школ и вузов продолжает доминировать репродуктивная составляющая, а учителя и преподаватели часто не уделяют достаточно внимания организации самостоятельной познавательной деятельности учащейся молодежи.

Несмотря на инновационные процессы, активно протекающие на современном этапе в образовании, в обучении старших школьников и студентов вузов пока еще недостаточно используются формы, технологии и методы активизации познавательной самостоятельности. Решение вопросов, связанных с активизацией познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения требует в современных социально-экономических условиях нового научного рассмотрения.

Представляется, что к текущему моменту в сфере общего среднего и высшего профессионального образования и в педагогической науке достаточно четко проявляется ряд объективных противоречий, осознание которых позволит найти ответы на вопросы, связанные с активизацией познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. Это противоречия:


загрузка...