Модели и оптимизация процессов развития системы морских портов Вьетнама (27.09.2010)

Автор: Нгуен Нгок Хуэ

НГУЕН НГОК ХУЭ

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОРСКИХ ПОРТОВ ВЬЕТНАМА

Специальность 05.13.01

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

на соискание ученой степени доктора технических наук

МОСКВА – 2010

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГЛАВНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ МОРСКОМ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: доктор технических наук ,

профессор БОЛНОКИН В.Е.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор технических наук,

профессор БРЕХОВ О.М.

доктор технических наук,

профессор РЫБИН В.М.

доктор технических наук,

профессор УВАЙСОВ С.У.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Гоу вПО «Московский государственный технологический университет «Станкин»

Защита состоится "17" декабря 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д217.047.01 в ФГУП ”Научно-исследовательский и экспериментальный Институт автомобильной электроники и электрооборудования“ по адресу: 105187, Москва, ул. Кирпичная д.41.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГУП ”Научно-исследовательский и экспериментальный Институт автомобильной электроники и электрооборудования“

Автореферат разослан " " ____________ 2010 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА доктор технических наук , старший научный сотрудник

ВАРЛАМОВ О.О.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В настоящее время экономика Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) развивается достаточно быстро. Особое геополитическое положение Вьетнама в южно-азиатском регионе, соседство стран, более продвинувшихся по пути рыночных реформ, заставляет правительство СРВ осуществлять перестройку инфраструктуры народного хозяйства, чтобы эффективно использовать традиционные преимущества Вьетнама: ресурсы полезных ископаемых, в том числе и нефти, свободные сельскохозяйственные площади, большую береговую линию, удобную для создания морских портов (МП). Все это стимулирует развитие современных морских транспортных комплексов (МТК): грузовых, пассажирских, а также смешанных грузопассажирских. Морской транспорт используется для перевозки грузов между портами страны, а также для развития и обеспечения внешнеэкономических связей Вьетнама с зарубежными странами. В 2008 году на долю морского транспорта приходилось более 90% объема экспортно-импортных перевозок страны. В 2009 году суда морского флота Вьетнама посетили более 400 портов в 75 зарубежных странах, обеспечили более 30% потребностей страны во внешнеторговых перевозках.

В 90-тых годах прошлого века и в начале XXI века осуществлялось большое техническое переоснащение морского флота, морских портов, сильно увеличился тоннаж, повысились грузоподъёмности судов. Флот пополнился судами, специализированными по роду перевозимых грузов и комбинированными. Увеличилась мощность судовых энергетических установок, внедрена автоматизация ряда производственных процессов на судах, созданы современные суда с новыми принципами движения, с новой технологией перевозок, обеспечивающей более безопасное и безотказное мореплавание флота.

Современные МП представляют собой сложные иерархические структуры, включающие судовые компании и флоты, системы навигационного и информационного обеспечения, систему МП, а также взаимосвязанные с МП средства вывоза грузов с помощью наземного транспорта. При этом портовый комплекс является, как правило, конечным элементом региональной производственной структуры. Примером подобного может служить порт Хайфон, расположенный на севере СРВ и имеющий одноименный портовый терминал в конце технологической цепочки всего процесса переработки и транспортировки грузов. Как правило, речь идет о гигантских комплексах, достигающих в стоимостных выражениях нескольких десятков миллиардов долларов с учетом всей инфраструктуры.

Однако недостаточно тщательная предварительная проработка облика создающихся новых МП приводит к существенному удорожанию проектов, а также к недостаткам функционирования, которые вскрываются уже при реальной эксплуатации. Поэтому исследование проблем, связанных с повышением уровня эффективности и автоматизации предварительных проектных работ, связанных с математическим моделированием, системным анализом и оптимизацией облика перспективных МП, а также модернизацией существующих, представляется актуальным и практически важным. Только предварительные исследования с помощью математических моделей и оптимизационных процедур позволяет дать объективное заключение о целесообразности создания портовых комплексов с требуемыми характеристиками и свойствами, в том числе экономическими, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Анализ структуры, состава и режимов функционирования МП показывает, что повышение качества их функционирования и снижение всех стоимостных показателей может быть обеспечено:

повышением качества предварительного проектирования структуры МП, его объемности, геометрико-пространственных характеристик МП, компоновки основных элементов, состава и характеристик транспортных средств, а также основного технологического и вспомогательного оборудования МП(зон погрузки-выгрузки, хранения, транспортных зон и магистралей, ремонтных зон и т.д.);

применением и рациональным использованием контейнерных систем хранения и транспортировки партий грузов;

улучшением планирования и управления всего МП.

Оптимизация структурных и объемных характеристик МП (включая внешние транспортные сети и терминалы), а также системы управления и планирования комплексов должна проводиться согласованно, обеспечивая синхронизацию показателей эффективности (производительности) различных единиц транспорта, функциональных участков и зон, исполнительных модулей и оборудования, но и, кроме того, также экономических характеристик функционирования МП в целом. Если повышение эффективности транспортных средств или специализированного портового оборудования определяется в основном уровнем специальной технологии, то улучшение структурных и объемных характеристик, а также системы управления и планирования может дать большой эффект и на существующей технологической базе, что особенно важно при решении задач модернизации уже существующих МП .

Таким образом, настоящая работа, направленная на построение математических моделей и оптимизации процессов развития МП, а также алгоритмов планирования и оптимизации существующих МП представляется актуальной и практически важной , как для науки техники, так и для народного хозяйства и экономики многих стран, включая Социалистическую Республику Вьетнам.

Вопросами моделирования и проектирования эффективных портовых комплексов занимались многие учёные. Особое значение для решения поставленных задач имели работы советских и российских учёных: Романовского Ф .Д., Вихрова Н.М., Ныркова А. П., Гаскарова Д.В. , Арсеньева С. П. , Бакаева А.А., Горбатого М.М. Дерибаса А.И., Дукенского А.И., Ерофеева Н.И., Зубкова М.И., Власова В.М., Ирхина Н.А., Бутова А.С, Ветренко Л.Д. Среди иностранных нужно отметить работы С. Г. Хосе Альберто (Куба) , Меркурьевой Н. В. ( Латвия), Брауна Р.Г., Эглитта Я.Я., Венсли К.Т.,(США).

Проблемами управления портовыми комплексами, включая проблемы контейнирования, занимались, помимо перечисленных выше, Зубков М.Н., Легостаев В.А., Пьяных С.М., Ушаков С.С., Смехов А.А., Прилуцкий М.Х. и многие другие.

Смежные проблемы, связанные с созданием эффективного математического аппарата моделирования и оптимизации, рассматривались в работах И.М Соболя, Подиновского В.В., Ногина В.Д. и Статникова Р.Б, проблемы разработки системных, алгоритмических и программных средств экологического мониторинга, в том числе, морских портов и морского транспорта, рассматривались в работах Марчука Г.И., Строгонова В.И., Борябина В.И., Попова А.А., Кочина С.В.

Общей целью диссертационной работы является разработка математических моделей и методики оптимизации процессов развития и функционирования МП в условиях развития экономической и социальной интеграции Вьетнама в мировую экономику.

На защиту выносятся:

- анализ геоэкономического положения и природных условий Вьетнама в рамках решения проблемы строительства системы морских портов для всеотраслевого развития страны в процессе интеграции в мировую экономику.

- общие концепции развития современных портов, включая концепции развития и усовершенствования района тяготения, грузооборота, пропускной способности порта, а также исследование особенностей и устройства портов в различных условиях,


загрузка...