Бюджетирование, ориентированное на результат, в здравоохранении (27.09.2010)

Автор: Хабаев Сергей Георгиевич

риториальный характер и направлена на удовлетворение потребности в медицинских услугах населения именно данной территории.

Имеются значительные различия между регионами России в финанси-

ровании здравоохранения, которые проявляются в объемах, выделенных из бюджета средств, в рамках территориальных программ государственных гарантий в расчете на одного жителя. Например, самые высокие подушевые показатели финансового обеспечения ТПГГ в 2008 году были в таких субъектах РФ как Чукотский автономный округ - 32 217,2 рублей, Ненецкий автономный округ - 23 346,0 рублей, Ханты-Мансийский автономный округ 20 694,4 рублей. К регионам с самыми низкими показателями подушевого финансового обеспечения ТПГГ относятся Республика Ингушетия- 1 959,1 рублей, Республика Дагестан -3 108,8 рублей, Кабардино-Балкарская Республика - 3 133,6 рублей.

Бюджетные расходы на здравоохранение в большей степени определя-

ются уровнем экономического развития территорий страны, а их неравенство в объемах финансирования – это следствие существенной их дифференциации по важнейшим показателям социально-экономического развития. Существуют существенные различия между субъектами РФ в стоимости таких единиц объема оказываемой медицинской помощи, как вызов скорой помощи, посещение амбулаторно-поликлинического учреждения , койко-дня в больнице, пациенто-дня в дневном стационаре . Например, при реализации ТППГ 2008 году стоимость койко-дня в Московской области составила 1 418, 6 руб., а в республике Тыва 498,7 руб.

Сочетание бюджетного финансирования и обязательного медицинско-

го страхования как основных источников финансирования медицинских учреждений при наличии других небольших и непостоянных источников финансирования медицинских услуг. При этом доля средств ОМС в общем объеме финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи по субъектам Российской Федерации существенно колеблется. Наибольший показатель в 2008 году был у таких субъектов РФ как Татарстан-88,9 % , Тюменская область- 78,7 % , Пензенская область - 77,5 % наименьшие показатели были у Ханты-Мансийский АО - 18, 1 %, Ямало-Ненецкий АО – 19 % , Сахалинская область 19, 1 % .

Сохраняется заметная роль государственного планирования и регули-

рования, при одновременном усилении самостоятельности региональных и муниципальных органов власти в управлении бюджетными расходами на здравоохранение. Резко возрастают их потребности в методическом обосновании применяемого метода бюджетирования, ориентированного на результат, и проведении экономических экспериментов по его совершенствованию.

Показатели деятельности медицинских учреждений, такие как

поcещение в амбулаторно-поликлиническом учреждении, койко-день в больничных учреждениях, пациенто-дней в дневных стационарах определенных в ТППГ не отражают в полной мере уровень доступности и качества медицинской помощи оказываемой населению. О качестве планирования фактических объемов медицинской помощи в ТППГ говорят следующие цифры:

а) отклонения фактических объемов медицинской помощи от утвержденных на уровне от 10 % до 20 % выявлены: по скорой медицинской помощи – в 13 субъектах Российской Федерации, по стационарной – в 8, по амбулаторной – в 18, по медицинской помощи в условиях дневных стационаров – в 21;

б) отклонений фактических объемов медицинской помощи от утвержденных – более 20 % - наблюдался по медицинской помощи в условиях дневных стационаров – в 16 субъектах Российской Федерации, по скорой медицинской помощи в 8 субъектах Российской Федерации, по амбулаторной медицинской помощи – в 5 и по стационарной – в 1.

Жесткая привязка оказания медицинских услуг к учреждениям здраво-

охранения по месту их территориального расположения не создает условия для конкуренции.

IV. Следующая задача диссертационного исследования заключается в обосновании методологии развития бюжетирования, ориентированного на результат , на основе сбалансированной системы показателей .

Решение поставленной в диссертации данной задачи потребовало пересмотра миссии Министерства здравоохранения и социального развития , его целей, задач, выбора ключевых показателей оценки итогов работы медицинских учреждений, а также изменение системы стимулирования медицинских работников.

Предложена следующая формулировка миссии. Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключается в обеспечении населения доступной и качественной медицинской помощью, а также социальных услуг, финансирование которых гарантируется государством за счет эффективного использования бюджетных средств.

На основе сравнительного анализа достоинств и недостатков системы сбалансированных показателей сделан вывод, что отмеченные достоинства значительно превышают недостатки ССП как системы управления. Это объясняет ее возможности повсеместного использования в различных областях хозяйственной деятельности и универсальность в методологических подходах к решению однотипных управленческих задач.

Изложенное понимание сущности сбалансированной системы показателей, ее достоинств и недостатков, а также наличие общих черт с уже применяющейся на практике управляющей системой и предлагаемой, дополняющей ее возможности, позволило сформулировать концепцию совершенствования бюджетирования, ориентированного на результат. Концепция ( от латинского conceptio- понимание системы) – это основная точка зрения или руководящая идея, составляющая ведущий замысел. Применительно к исследуемой проблеме диссертации концепция представляет собой изложенное теоретическое обоснование возможности совершенствования бюджетирования, ориентированного на результат, на основе методологии сбалансированной системы показателей.

Применение ССП для развития бюджетирования, ориентированного на результат на основе системы сбалансированных показателей предполагает выполнение следующих обязательных условий:

Должны быть логически выстроены в четырех перспективах ССП при-

чинно-следственные связи, основные цели и задачи Минздравсоцразвития РФ, средства их достижения и мотивация квалифицированного менеджмента.

Система целей, показателей и мероприятий в рамках ССП должна быть

доведена до структурных подразделений Министерства по принципу «каскадирования».

Необходимо произвести отбор наиболее значимых для Министерства и

его структурных подразделений целей и показателей ССП.

Следует обеспечить взаимосвязь целей и показателей структурных

подразделений Министерства с системой бюджетирования.

Система стимулирования менеджеров должна быть скорректирована на

выполнение стратегических целей и ключевых показателей Министерства.

Построение системы сбалансированных показателей для структурных подразделений любой сложной системы предлагается реализовать по принципу «каскадирования». Применительно к организационной структуре Минздравсоцразвития РФ это означает, что каждое структурное подразделение Министерства должно иметь свои перспективы: «финансы», «процессы», включающие общие процессы Министерства в целом, в которых участвует данное структурное подразделение, и «локальные» процессы, которые выполняются внутри структурных подразделений. Аналогично по каждому структурному подразделению строятся перспективы по клиентам потребителям медицинских услуг и по обучению и развитию.

Таким образом, ССП преобразовывает бюджетное управление каждым структурным подразделением такой сложной системы как Минздравсоцразвитие РФ в однотипные аналоги схем управления Министерства с единым механизмом стратегического целевого управления. Это значительно упрощает разработку применения методологии ССП для бюджетирования, ориентированного на результат, поскольку облегчает взаимодействие аппарата Министерства с входящими в его состав структурными подразделениями всех уровней.

В целях совершенствования бюджетирования, ориентированного на результат, на основе методологии сбалансированной системы показателей был пересмотрен перечень показателей Минздравсоцразвития РФ на предмет их соответствия поставленным целям и задачам. При составлении нового, предлагаемого автором перечня показателей, были учтены выявленные недостатки сформулированной миссии Минздравсоцразвития РФ и скорректированы в соответствии с новой формулировкой министерства стратегические цели и задачи.

???????І

????????????µ

?????????????F

?????????????F

Bсонала медицинских учреждений на экономическую и финансовую эффективность своей деятельности, с целью экономии государственных расходов на здравоохранение. Итогом данной работы стала разработанная автором карта сбалансированной системы показателей Минздравсоцразвития РФ.

Предлагаемая карта сбалансированной системы показателей по сфере прямого ведения Минздравсоцразвития РФ насчитывает 4 стратегические цели развития и 13 ключевых задач, конкретизирующих намеченные цели. Каждой из целей соответствует от 2 до 8 показателей, характеризующих деятельность министерства. Всего карта сбалансированной системы показателей включает 57 показателей.


загрузка...