Бюджетирование, ориентированное на результат, в здравоохранении (27.09.2010)

Автор: Хабаев Сергей Георгиевич

Управление сложными системами осуществляется непрерывно. При этом, согласно общей теории управления, весь цикл управления теоретически предлагается разбить на отдельные этапы, детальный анализ которых дает возможность совершенствовать бюджетирование, ориентированное на результат, путем корректировки планов и постановки новых целей. Совершенствование бюджетирования возможно на каждом этапе управленческого цикла, но кардинальное улучшение БОР достигается только путем разработки концепции управления, на новой методологической основе.

Автор диссертации выделяет семь основных этапов управленческого цикла, начиная с постановки целей бюджетирования (которое согласно основным положениям общей теории управления целесообразно представить в виде управляющей системы) и заканчивая анализом информации, позволяющим выявить отклонения от плановых заданий. На этом основании формируются новые цели управленческого воздействия на управляемую систему и весь цикл управления вновь повторяется.

Содержание этапов управления цикла и логическая последовательность выполнения всех этапов управленческого цикла бюджетирования, ориентированного на результат, в диссертации изложены применительно к расходам на здравоохранение.

Логическая последовательность выполнения этапов управленческого цикла бюджетирования, ориентированного на результат, представлена на рис.1.

Бюджетирование, ориентированное на результат, носит универсальный характер. Распространение его на управление расходами органов управления здравоохранением и бюджетных организаций здравоохранения правомерно, на каждом этапе непрерывного цикла управления. Это есть объективная возможность выявления задач дальнейшего его развития и совершенствования.

I I I. В число основных задач исследования входит выявление особенностей бюджетирования, в специфических условиях здравоохранения, учет которых необходим для успешного управления государственными расходами при финансировании услуг медицинских учреждений.

Рис. 1 Цикл управления БОР

Современное состояние и динамика развития здравоохранения в нашей стране характеризуется противоречивыми тенденциями и наличием ряда проблем, связанных с недостаточным финансированием. В таблице 1 представлены основные показатели здравоохранения.

Приведенные в диссертации данные о условиях финансирования государственных медицинских учреждений в целом по Российской Федерации , учреждений Министерства здравоохранения и социального развития , а также рассмотрение хода проведения многочисленных экспериментов и пилотных проектов по совершенствованию финансирования данных учреждений позволил сформулировать следующие особенности бюджетирования в здравоохранении:

Недостаточное финансирование государственных расходов на оказа-

ние медицинских услуг.

Таблица 1

Основные показатели развития здравоохранения

1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2008/

Численность врачей,

человек:

всего, тыс 637 654 680 678 682 686 688 690 702 707 704 1,1

на 10 000 человек

населения 42,9 44,4 46,8 46,9 47,4 48,0 48,4 48,8 49,4 49.8 49,6 1,15

Численность

среднего медицинского

персонала, человек:

всего, тыс 1709 1629 1564 1544 1557 1552 1546 1530 1545 1542 1511 0,88

на 10 000 человек

населения 115 111 108 107 108 109 109 108 109 109 107 0,93

Число больничных

учреждений, тыс.

Число больничных коек:

всего, тыс 1940 1851 1672 1653 1620 1597 1601 1575 1554 1522 1399*

на 10 000 человек

населения 131 126 115 114 113 112 113 111 109 107 98,6 0,75

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс.

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену:

всего, тыс 3321 3458 3534 3548 3565 3558 3578 3638 3646 3673 3652 1,1

на 10 000 человек

населения

* Койки круглосуточные без коек в дневных стационарах

Источник: Рассчитано автором по статистическому сборнику. Роccийский статистический ежегодник 2009 :Росстат -М., 2009г., c. 259,262

Об этом свидетельствуют данные о дефиците финансирования территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в субъектах РФ. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ в 2008 году позволил установить дефицит их финансового обеспечения в 49 субъектах Российской Федерации, который составил 42,8 млрд. рублей. Дефицит финансового обеспечения территориальных программ ОМС в 48 субъектах Российской Федерации составил 11,7 млрд. рублей.

Деятельность медицинских учреждений носит ярко выраженный тер-


загрузка...