Методология  формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий (27.09.2010)

Автор: Каленская Наталья Валерьевна

Ирит= Звям+Зди, (7)

где Звям – затраты на проведение выставочно-ярмарочных мероприятий;

Ззд – затраты на заключение договоров с другими инфраструктурными элементами.

4) Издержки, связанные с риском неисполнения инфраструктурного трансферта:

Ирн= Зср +Зрно, (8)

где Зср- затраты на страхование рисков;

Зрно – затраты, связанные с риском неисполнения обязательств.

Данная методика расчета ТАИ инфраструктурных элементов в отличие от существующих подходов наиболее полно отражает процесс инфраструктурно-информационного трансферта.

Произведенный нами расчет ТАИ базовых инфраструктурных элементов (технопарк «Идея» и технополис «Химград») позволил выявить графическую картину эффективности, подтверждающую нашу гипотезу (рис. 7).

Рис.7 - Графическое представление эффективности базовых элементов инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий

Технопарк «Идея» и технополис «Химград» под влиянием институтов среды поддержки инновационного развития выполняют функциональную нагрузку по формированию условий сопровождения инновационных проектов. Результативность их деятельности сосредоточена на процессе технологического сопровождения, что приводит к тому, что основная часть дохода от услуг связанных с предоставлением помещений и ресурсов по проведению НИР, составляет более 70%, а доходы от внедрения бизнес- проектов, идей и услуг в производственный процесс менее 20%.

В настоящий момент показатели результативности их деятельности расположены в зоне 3 (см. рис.6). Это аргументировано тем, что модель инфраструктурного обеспечения сформирована, но в данный момент не вошла в зону функциональной эффективности, когда доходы от инфраструктурного обеспечения выше ТАИ на инфраструктурное обеспечение. Это объясняется следующими причинами:

Слабая интеграция инфраструктурных ресурсов.

Отсутствие институционального механизма обеспечения коммерциализации инновационных проектов.

Вышеуказанные трудности можно рассматривать как базис для направлений совершенствования инфраструктурной модели инновационного развития промышленных предприятий.

9. Разработаны концептуальные направления совершенствования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий

Проведенное методологическое исследование формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий предопределило выделение концептуальных направлений для совершенствования инфраструктурного обеспечения.

1. Совершенствование механизмов, усиливающих эффективность инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий.

2. Совершенствование правового поля инфраструктурного обеспечения, учитывающего различные методы государственного воздействия.

Организационное и нормативно-методическое сопровождение процесса инфраструктурного обеспечения заключается в том, что при проведении институциональных и структурных преобразований должны учитываться перспективы развития промышленного комплекса, связанные с обеспечением инфраструктурных потребностей промышленных предприятий, а также интеграции инфраструктурных элементов на основе максимального использования общего ограниченного инфраструктурного ресурса.

Перспективы развития промышленного комплекса осуществляются в рамках федерально-целевых и отраслевых программ. Так, например, для нефтехимического комплекса это «Программа развития нефтегазохимического комплекса на 2010-2014 гг». В рамках федерально-целевой программы (ФЦП) «Национальная технологическая база», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы». Реализация модели инфраструктурного обеспечения должна проводиться на основе направлений, в основе которых лежат организационно-структурные и институциональные преобразования (таб. 6)

Таблица 6

Направления совершенствования инфраструктурного обеспечения промышленных предприятий

Сфера действия Направления совершенствования инфраструктурного обеспечения

Промышлен-ные предприятия

Формирование механизма взаимодействия институтов власти, собственности и институтов инфраструктурного обеспечения.

Создание механизма аутсорсинга, который сокращает число трансакций и величину трансакционных издержек.

Формирование механизма интеграции программ и проектов, обеспечивающих инновационное развитие.

Объединение инфраструктурных элементов в интересах преимущественно одного заказчика, в единую институциональную структуру.

Реструктуризация отраслевых НИИ в наукоемкие фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой.

Развитие информационной инфраструктуры, оказание содействия в доступе к информационным сетям и базам данных.

При проведении организационно-структурных преобразований необходимо заложить в их основу принципы неоинституционализма. Основным положением при этом будет выступать обоснование институциональной природы формирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития (табл. 7)

Таблица 7

Характеристика институционального регулирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных предприятий

Цели Формирование и упрочение институтов

инновационного

развития Формирование

институтов инфраструктурного обеспечения

Формирование архитектуры институтов

регулирования Прямого воздействия


загрузка...