Управление антикризисными процессами в промышленно развитом регионе (27.09.2010)

Автор: Давыдова Надежда Станиславовна

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Региональное законодательство о промышленной деятельности.

Залоговые, гарантийные фонды.

Льготы.

Субсидии.

Бюджетные инвестиции.

Квоты.

Госзаказ на подготовку кадров.

Ресурсные центры.

Гранты.

Конкурсы профессио-нального мастерства.

Привлечение средств федеральных целевых программ и государственных институтов развития.

Концессии.

Продажа госпакетов акций.

5. Сформулирована концепция структурной перестройки промышленного комплекса региона в условиях кризиса

За годы реформ в промышленном комплексе регионов произошли значительные структурные сдвиги (рис.12-14). Следует отметить, что изменения в структуре промышленного производства произошли не в результате быстрого роста некоторых отраслей промышленности (как при нормальном экономическом развитии), а за счет отраслей, в которых спад производства был изначально ниже среднего по промышленности.

По сравнению с 1990 годом наиболее значительно снизилась доля машиностроительного комплекса в промышленной структуре Удмуртской Республики с 62,2% до 21% в 2009 году. Наблюдается увеличение доли топливно-энергетического комплекса в промышленной структуре (с 5,3% в 1990 году до 48,3% в 2009 году).

Произошедшие структурные сдвиги не были результатом целенаправленной политики, а явились объективным следствием структурно-технологических дисбалансов, унаследованных от прошлого. По существу, были реализованы текущие экономические преимущества: более высокая рентабельность и востребованность на внешних рынках. Эффективность первичных ресурсов закрепляет устойчивость структурных сдвигов в условиях отсутствия механизмов перелива капитала.

Наблюдается значительный разрыв между исходной и целевой (если за таковую принять структуру промышленности развитых стран), где в течение второй половины ХХ века сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве – менее 10%. В структуре промышленности Удмуртской Республики аналогичный показатель в 2009 году составил 36,9%. Кроме того, в ближайшие годы промышленность Удмуртской Республики может столкнуться с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями и низкой конкурентоспособностью продукции. Таким образом, в промышленности Удмуртской Республики накопились многочисленные структурные проблемы, обусловливающие необходимость масштабных структурных изменений.

Структурная перестройка является тем инструментом, с помощью которого в производственном комплексе может осуществляться адекватное реагирование на изменение внешних и внутренних условий. Структурная политика должна стимулировать межсекторный, межотраслевой и межрегиональный “перелив” капитала для финансового обеспечения модификации отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.

Рис. 14. Динамика изменения удельного веса отраслей в общем объеме промышленного производства Удмуртской Республики

Критерии выбора структурных приоритетов:

Во-первых, важно содействовать развитию отраслей, формирующих конкурентоспособность региона и обеспечивающих его инвестиционную привлекательность.

Во-вторых, необходима поддержка отраслей, которые замыкают межотраслевые технологические цепочки и способны обеспечить наиболее высокий мультипликативный эффект роста регионального производства и занятости.

В-третьих, особого внимания заслуживают отрасли и виды экономической деятельности, поддержка которых может быть воплощена не в общие преференции, а в поддержку конкретных значимых инвестиционных проектов.

В-четвертых, целесообразными являются меры по реализации инфраструктурных проектов, укреплению отраслей, способствующих сокращению издержек в остальной экономике, к примеру, развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, реализация логистических проектов. Проведенный анализ ситуации в Удмуртской Республике показывает, что развитие транспортной системы оказывает значительное влияние на развитие промышленного комплекса, причем сначала развивается транспортная инфраструктура, а затем, с запозданием в 5-7 лет, развивается промышленность.

В-пятых, наиболее важным для выбора приоритетов является потенциал отрасли и производства по переходу от субконтрактора до уровня предприятия – технологического лидера. Это связано с необходимостью создания и наращивания конкурентных преимуществ в стратегических отраслях, перспектива лидерства в которых способствует увеличению добавленной стоимости.

На основе вышеизложенного можно выделить различные сценарии развития промышленности (рис.15). Прорывной сценарий основан на возможности более активной роли государства, в результате реализации которого будет наблюдаться рост доли машиностроения и металлообработки.

Критериями оценки формирования антикризисной системы управления являются достижение целевых ориентиров для важнейших подсистем регионального промышленного комплекса:

экономической подсистемы – требуемых для устойчивого развития промышленности темпов роста производства при индексе физического объема производства - не менее 105%;

инвестиционной подсистемы – необходимого уровня обновления производственных фондов (износ основных производственных фондов - не более 30%);

инновационной подсистемы – желательной доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства (не менее 20%);

структурно-функциональной подсистемы – целевого удельного веса обрабатывающей промышленности в объеме промышленного производства (не менее 50%);

??????????????????????

??????????

???????????e

?????????

??????????

????????????????

?????????


загрузка...