НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (27.09.2010)

Автор: Блинова Елена Геннадьевна

Для оценки степени риска ухудшения здоровья за время обучения в высшей школе рассчитывались средние темпы роста заболеваемости по обращаемости по среднегеометрическим цепным показателям (рис. 1). Средний темп ежегодного роста общей заболеваемости студентов медицинской специализации и профессионального направления сервис составил 1,1 и 1,3 раза. Наиболее высокий темп ежегодного роста болезней студентов установлен для болезней нервной системы (среднегеометрический цепной коэффициент роста =1,3-2,0).

На втором курсе увеличилась обращаемость студентов за медицинской помощью по поводу болезней системы кровообращения и костно-мышечной системы – в 3,5 раза по поводу гипотензии; сколиозов в 1,3 раза.

Рисунок 1. Среднегодовой прирост заболеваемости по основным нозологическим формам у студентов разного профиля за время обучения.

На третьем году обучения увеличивались в 1,6 раза обращения в связи с гипертензивной болезнью с преимущественным поражением сердца и почек, дистонией – в 1,4 раза, сколиозами – в 1,2 раза и острыми инфекциями верхних дыхательных путей – в 3,7 раза.

На четвертом и пятом курсе студенты за медицинской помощью обращались чаще, чем в начальном периоде: по поводу дистонии в 9 раз, острых инфекций верхних дыхательных путей в 3,3 и 1,6 раз, в 1,6-3,1 раза остеохондрозов и в 2,2-1,2 раза – болезней половой системы.

К завершающему периоду обучения в Вузах прирост общей заболеваемости (по обращаемости) составил 164,9±53,5%. Изменилась структура заболеваемости – обращаемость студентов за медицинской помощью по поводу болезней костно-мышечной системы стала занимать третье место (вместо четвертого), болезней нервной системы четвертое место (вместо шестого), что свидетельствует о значительном напряжении механизмов адаптации у студентов при обучении в Вузе.

Выявлены особенности динамики заболеваемости студентов, обучавшихся по разным профилям подготовки.

Обучение студентов - медиков с наиболее интенсивной учебной нагрузкой привело к росту уровня общей заболеваемости, болезней нервной системы, органов дыхания, кровообращения, мочеполовой системы к завершающему периоду обучения. Характерной была повышенная обращаемость по поводу заболеваний нервной системы в период наиболее напряженных сессий (экзамены по фармакологии, патофизиологии, патологической анатомии).

При обучении по специальностям сервиса общая заболеваемость студентов, болезни нервной системы, органов пищеварения и дыхания имели наибольший прирост на средней ступени подготовки во время введения новых форм преподавания (элективов) и проведения контроля знаний (курсовых работ и проектов). Процесс обучения студентов этой специализации включает разработку и изготовление моделей одежды из разнообразных тканей. Такая специфика могла повлиять на увеличение обращаемости студентов по поводу болезней костно-мышечной системы и болезней кожи и подкожной клетчатки на завершающем этапе обучения.

В период подготовки студентов педагогического вуза отмечался рост обращаемости по поводу болезней нервной и костно-мышечной систем, что также говорит о достаточной напряженности учебного процесса. Были установлены корреляционные зависимости между количеством итоговых форм контроля в период сессий и заболеваемостью студентов по обращаемости (болезни нервной системы и контроль знаний, r =0,7; p<0.05; болезни органов пищеварения и контроль знаний, r =0,8; p<0.05).

Аналитическая разработка данных углубленных осмотров 7-ми выпусков Омского государственного педагогического университета, где ежегодно проводились осмотры учащихся начальных и старших курсов, за период 1993 по 2003 гг. позволила установить следующие закономерности изменения состояния здоровья (рис.2):

- последовательное снижение уровня здоровья абитуриентов (R?=0,95; p < 0,05), ухудшение здоровья студентов, завершающих обучение в Вузе (R?=0,9; p = 0,0003);

- периоды статистически значимого роста патологической пораженности совпадают с периодами социально-экономических изменений 1995-2002 гг.;

- рост общей патологической пораженности за время обучения (в 1,14 раза в среднем за семь выпусков) за счет болезней органов пищеварения (в 1,8 раза), мочеполовой системы (в 2,2 раза), эндокринной системы (в 2,3 раза), системы кровообращения (в 1,6 раз) и костно-мышечной системы (в 1,2 раза).

Рисунок 2. Динамика общей патологической пораженности за период обучения в ОУВПО на примере семи выпусков ОГПУ

В настоящее время практика проведения профилактических осмотров в высших учебных заведениях не всегда соответствует требованиям к их организации и проведению, что приводит к позднему выявлению патологии и росту уровня хронической заболеваемости студентов к концу обучения.

Результаты мониторинга физического развития студентов показали, что с достижением полового созревания ростовые процессы замедляются. Средние величины длины тела обследованных студентов представлены в табл. 2.

Использование разработанных в настоящем исследовании региональных шкал регрессии позволило выявить, что наиболее неблагоприятное физическое развитие наблюдается в группе девушек 17 и 19 лет: дефицит массы тела выявлен у 20,6% и 17,4% студенток избыток массы тела – 2,1-5,5% и низкий рост – 1,9 % студенток, а нормальное физическое развитие – у 76,8% и 78,3% соответственно. В группе юношей 17 и 19 лет дефицит массы тела установлен у 5,2% и 2,9%, а нормальное физическое развитие – у 93,9% и 94,1% соответственно. Отклонения в физическом развитии вносят вклад в формирование потерь здоровья студентов за период обучения.

Таблица 2.

Статистические параметры физического развития студентов 17, 18, 19 лет

в 2000-2005 гг. и данные шкал регрессии массы тела по длине тела

возраст, г N Длина тела, M±m Масса тела, M±m ?X ?Y Ryx ? Ryx R

Девушки

17 139 MX=165,0±0,5 MY=56,7±0,53 6,0 6,3 0,6 6,8 0,7

y = -52,63 + 0,66*x

18 408 Mx=165,5±0,3 My=57,8±0,3 6,0 5,3 0,7 6,8 0,7

y=-60,62+0,72*x

19 134 MX=165,6±0,6 MY=58,05±0,6 5,5 6,1 0,7 4,6 0,7

Y=-62,23+0,73*x

17 107 MX=176±0,7 MY=65,6±0,69 7,2 7,1 0,7 7,8 0,7

y=-51,55+0,66*x

18 106 MX=176, 6±0,6 MY=67,1±0,65 6,7 6,6 0,7 5,1 0,6

y=-47,53+0,82*x

19 107 MX=176,7±0,8 MY=69,4±0,78 8, 0 8,1 0,79 8,7 0,8

y=-70,16+0,79*x

Мониторинг питания студентов и потерь здоровья, связанных с алиментарным фактором. В структуре заболеваемости студентов болезни органов пищеварения занимают одно из лидирующих мест. Отмечена неблагоприятная динамика распространения болезней органов пищеварения (БОП) среди обследованных студентов. Так, в 2001 году в начальный период получения высшего образования средний уровень БОП по данным обращаемости составил 11837,4 на 100 тыс., а на старших курсах (2004 г.) этот показатель возрос в 1,4 раза (R=0,9; p = 0,035).

Сравнительный анализ энергозатрат студентов обследованных Вузов выявил более высокие энергозатраты у студентов медицинской академии по сравнению с двумя другими Вузами в основном за счет транспортной составляющей. Так, затраты энергии (ккал) составили у студентов – юношей медицинской академии 3044,3±350,8 (M±m); института Сервиса 2230,5±105,7; педагогического университета 2043,5±201,5. Энергетические затраты студенток медицинской академии составили 2230,4±57,5, института Сервиса – 1847,3±107,1, педагогического университета – 2204,2±295,5.

Изучение фактического питания студентов не выявило значительных различий в сравниваемых группах. Для всех групп была характерна недостаточная калорийность рациона – у юношей на 27,2% ниже нормы физиологических потребностей, у девушек – на 10,8% за счет дефицита белков и углеводов (табл. 3).

Таблица 3.

Фактическое потребление пищевых веществ и энергии студентами


загрузка...