НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (27.09.2010)

Автор: Блинова Елена Геннадьевна

окружающей среды Изучение гигиенических условий подготовки специалистов

Федеральной службы государственной статистики – реальные денежные доходы, в % к предыдущему году, среднедушевые денежные доходы, реальная среднемесячная начисленная заработанная плата, в % к предыдущему году, факт. потребление основных пищевых продуктов потребления, кг в год/душу населения, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, покупательная способность средне душевых доходов населения и др. Информация ФГУЗ, Росгидромета – сведения об охране атмосферного воздуха, воды, в т.ч. питьевой, почвы – 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), ср.годовые концентрации

загрязняющих веществ, ИЗА. Информация ФГУЗ по производственному контролю – микроклимат, освещенность, уровни ЭМП. Сведения об организации учебного режима, в т.ч. об аудиторной и внеаудиторной нагрузке, регламентации нагрузки в течение дня, недели, организация экзаменационных сессий – количество и распределение форм контроля и др.

Социологическое исследование студентов, включающее

субъективную оценку

экологических условий

жизнедеятельности.

Здоровье

студентов Вузов

Информация о патологической пораженности, физическом развитии по шкале регрессии, общей заболеваемости (персонифицированные данные городской поликлиники (ГП) сгруппированные по семестрам), психофизиологических исследований, работоспособности, динамике АП

при обучении.

Социологическое исследование студентов, включающее субъективную оценку условий обучения в Вузе и субъективную оценку фактического питания, статуса питания, ОЖ, КЖ, СМИЛ,

тревожности, др.

Социологическое исследование студентов, включающее субъективную оценку уровня жизни: материальных, жилищных

условий жизнедеятельности

студентов.

Аналитическая система с использованием программ статистической обработки – описательной статистики, анализа динамических рядов, корреляционно-регрессионого, дисперсионного, факторного анализа, др. для установления причинно-следственных связей

и индикаторных показателей СГМ.

Включение в СГМ показателей, характеризующих условия обучения в Вузах и здоровья студентов. Разработка профилактических программ снижения потерь здоровья студентов, улучшения условий обучения, в т.ч. учебного режима по шкале трудоемкости предметов, питания, с коррекцией ВМК, качества и образа жизни и совершенствование гигиенического воспитания.

оценка среды обитания по информации о техногенном загрязнении атмосферного воздуха, воды и почвы по данным статистических ежегодников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, Государственных Докладов «Состояние окружающей природной среды Омской области» за 1998-2006 гг.: состав и объемы выбросов вредных веществ в атмосферу города от стационарных источников анализировались по данным отчетных форм 2-ТП (воздух) по результатам лабораторных исследований 6 стационарных постов наблюдения и отчетных форм 2-ТП (водхоз) в 5 створах р. Иртыш, и загрязнение почвы на территории города Омска за 2001 - 2005 гг., в том числе использованы работы д.м.н. Ширинского В.А.

Все материалы сформированы в базы данных. Полученная информация обрабатывалась с применением методов: анализа совокупности – описательной статистики; в целях изучения динамики – анализа динамических рядов; для сравнения показателей использованы точный метод Фишера и хи-квадрат; для определения статистической нормы – метод персентилей. Анализ динамических рядов состоял из расчетов темпов роста на цепном и на базисном основании, средней хронологической динамического ряда. Оценка связей между переменными производилась с помощью корреляционного анализа (методы Пирсона, Спирмена). С целью изучения внутренней структуры системы переменных, сокращения информационного пространства и выделения главных факторов использовали компонентный анализ. Материалы исследования обработаны с применением параметрических и непараметрических методов статистического анализа, дисперсионного анализа, множественной регрессии, использован метод математического моделирования. Использовались возможности, представленные Microsoft Excel, Statistica 6.0

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мониторинг условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Результаты комплексной гигиенической оценки условий подготовки специалистов показали, что условия воспитания и обучения в обследованных Вузах можно оценить как удовлетворительные. Однако отмечался ряд нарушений санитарных требований к расположению Вузов, площадям помещений и оборудованию. Установлено несоответствие нормативным значениям производительности естественной вытяжной вентиляции, в значительном числе случаев имелись нарушения параметров искусственной освещенности (39,0% измерений), температурно-влажностного режима (39,7% измерений), а также уровней электромагнитных полей (5,6% измерений).

Программа производственного контроля в обследованных Вузах не выполнялась в полном объеме (не проводились замеры уровней шума, вибрации). Роспотребнадзор контроль за Вузами осуществлял как за коммунальными объектами, что, по нашему мнению, не соответствовало специфике высших учебных заведений, где обучается молодежь в возрасте 17-25 лет. Изучение организации питания студентов во всех Вузах показало, что в режиме работы столовых и буфетов не достаточно учитывается расписание занятий, продолжительность пребывания учащихся в учебном заведении, а также бюджетные возможности студентов. Ассортимент буфетной продукции включает продукты малой биологической ценности (кондитерские изделия, газированные напитки, гамбургеры и т.п.).

Все Вузы имели медицинские пункты, которые были укомплектованы медицинским персоналом в соответствии со штатным расписанием, на их базе осуществлялась вакцинопрофилактика, организовывались медицинские осмотры и прием студентов врачами. В настоящее время медицинские осмотры проводятся для студентов 1 курса не старше 18 лет, для выделения диспансерных групп и определения медицинской группы для занятий физической культурой. При этом отсутствует преемственность в работе специалистов – не пролонгируется учетная форма 026, что приводит к позднему выявлению заболеваний учащихся.

Интенсивность процесса обучения и режим образовательного процесса в высшей школе определяется, прежде всего, величиной учебной нагрузки. Результаты проведенных исследований показали, что аудиторная нагрузка составляла от 27 до 36 часов в неделю во всех обследованных Вузах.

Объем суммарной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) превышал предусмотренные Положением о высшем профессиональном образовании 54 академических часа на 2 часа только в медицинском Вузе, за счет внеаудиторной подготовки. Время начала учебных занятий варьировало в педагогическом и медицинском Вузах. В медицинской академии режим обучения был особенно нерациональным – продолжительность перерывов между занятиями составляла в среднем 1,5 часа из-за необходимости переездов в другие корпуса и клиники, что приводило к увеличению продолжительности учебного дня до 9 часов, повышенной утомляемости студентов. В расписании не предусмотрен облегченный день, не учитывалась необходимость внеаудиторной домашней подготовки. Большое количество сложной информации требовалось переработать за ограниченный промежуток времени, что способствовало нервно-психическому перенапряжению студентов.

Отсутствие шкалы трудоемкости предметов для учебных дисциплин высшей школы не позволяло объективно оценить интенсивность учебной нагрузки. В связи с этим необходимым этапом работы явилась разработка шкалы трудоемкости предметов для 3-х профилей подготовки, включая профессиональные дисциплины, имеющие объемный информационный и сложный прикладной характер.

Результаты изучения трудоемкости 98 предметов (570 протоколов), в которых учитывались трудоемкость предмета, в том числе время, затрачиваемое на самостоятельную подготовку к занятиям (внеаудиторная нагрузка), отношение к предмету, объем материала, организация занятия, работоспособность и другие показатели, позволили выделить четыре степени трудоемкости изучавшихся предметов.

К первой степени трудоемкости были отнесены предметы, которые содержат абстрактные понятия и требуют значительного объема запоминания (Mср.=14 баллов; ?=±0,5; m=±0,3; СV,(коэф.вариации)=±10,7). Это математические дисциплины (математика, статистика, финансы и кредит, информатика, логика, теория вероятностей, экономика предприятий), специализированные естественные дисциплины (фармакология, физиология, патофизиология, анатомия, патологическая анатомия, биохимия, топографическая анатомия, гистология, терапия, иммунология, ортодонтия) и т.п. Лекционные занятия по дисциплинам первой степени трудоемкости со значительным объемом аудиовизуальной нагрузки, профессионально мотивационным и когнитивным характером деятельности оценивались в 7 баллов. Для предметов первой степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 2,5 часам.

Вторая степень трудоемкости (Mср.=10 баллов; ?=±1,99; m=±0,32; СV, (коэф.вариации)=±19,9) – специализированные профессиональные предметы, освоение которых помимо информационной нагрузки связано с выполнением разных видов деятельности: хирургия, травматология, инфекционные болезни, эпидемиология, микробиология, гигиена, психология, педагогика, психиатрия, моделирование, маркетинг, менеджмент, экономика, организация планирования производства, макетирование изделий, композиция костюма и т.п. Лекционные занятия по дисциплинам второй степени трудоемкости с аудиовизуальной нагрузкой, профессионально мотивационным и когнитивным характером деятельности – 5 баллов. Для предметов второй степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка составила 1,5 часа.

К третьей степени трудоемкости отнесены общественные дисциплины, иностранные языки и литература, естественные дисциплины, искусство, общеобразовательные предметы (Mср.=7 баллов; ?=±2,0; m=±0,6; СV,(коэф.вариации)=±29,9), такие как исторические, философские, социологические дисциплины, политология, статистика, социология, возрастная психология, управленческие решения. Лекционные занятия по дисциплинам третьей степени трудоемкости с аудиовизуальной нагрузкой, когнитивным характером – 3,5 балла. Для предметов третьей степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 1,5 часам.

Четвертая степень трудоемкости – это предметы, изучение которых помимо умственного труда требует значительного объема физических действий (Mср.=4 балла; ?=±1,5; m=±0,9; СV,(коэф.вариации)=±34,9). В их число вошли технологии (технология швейных изделий и др.), уход за больными, физическое воспитание, военная подготовка. Лекционные занятия с аудиовизуальной нагрузкой, профессионально мотивационным характером деятельности оценивались в 2 балла. Для предметов четвертой степени трудоемкости внеаудиторная нагрузка была равна 1 часу.

Применение разработанной шкалы трудоемкости предметов показало, что в расписании превышение дневной и недельной учебной нагрузки происходит за счет внеаудиторной подготовки к предметам. Все это способствовало снижению умственной работоспособности учащихся, формированию утомления, неудовлетворительной адаптации у 3,6-5,2% студенток и у 9,0-15,4% студентов юношей. Были получены достоверные зависимости (r=0,6; p<0,05) между недельным распределением предметов по трудоемкости и степенью напряженности механизмов адаптации у студентов в условиях высокой аудиторной нагрузки (36,15±0,61 часов в неделю). Состояние напряженной адаптации, при которой необходимые функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов, наблюдалось у 41,7% студентов.

Результаты гигиенической оценки учебного расписания на основе разработанной шкалы трудоемкости дисциплин с учетом функционального состояния студентов показали, что из-за высокой продолжительности учебного дня и большой внеаудиторной нагрузки у учащихся, занимающихся по нерациональному расписанию, отмечается увеличение напряженности адаптационных механизмов и сокращение продолжительности сна. По данным опроса утомление после занятий испытывают 91,6% студентов, головные боли – 75%, боли и неприятные ощущения в области сердца – 66,6% респондентов, головокружения при перемене мест, повышенное давление отмечают 16,7% , обмороки – 8,3%.

У 30% опрошенных студентов отмечалась повышенная тревожность, у 25% отмечались негативные эмоциональные переживания.

Интенсивность учебного процесса является управляемой составляющей обучения. Оно (управление) возможно при использовании объективного критерия, каким является шкала трудоемкости предметов.

Дополнительным фактором увеличения физиологической цены получения высшего образования выступают экзаменационные стрессовые воздействия. Считают чрезвычайной ситуацией экзаменационные итоговые формы контроля знаний 75,6% студентов - медиков, 64,7% – будущих педагогов и 60,8% - будущих работников сферы обслуживания. Факторный анализ показал, что наибольший вклад в развитие стрессовой ситуации на экзамене вносит исходный уровень здоровья (вклад в общую дисперсию составляет 67%), второй фактор определяется дефицитом сна и высоким эмоциональным волнением (19%) и третий фактор (8,5%) – способность организма к восстановлению исходного состояния.

Корреляционный анализ позволил определить статистически значимые зависимости между количеством итоговых форм контроля знаний (зачетов, экзаменов) и заболеваемостью студентов всех профилей подготовки по обращаемости (болезни нервной системы и контроль знаний, r =0,9; p<0.05; болезни органов пищеварения и контроль знаний, r =0,7; p<0.05). В большей степени это было выражено у студентов - медиков.

Мониторинг здоровья и физического развития студентов. Состояние здоровья студентов, принятых на обучение, не имело существенных различий в обследованных Вузах. Из 2160 студентов более половины (58,1%) имели хроническую патологию, в структуре которой преобладали болезни органов пищеварения (20,1%), глаз (14,7%), болезни костно-мышечной системы (14,9%), эндокринной системы (13,6%), отоларингологические заболевания (13,3%), болезни мочеполовой системы (10,8%) и кровообращения (4,5%), психические нарушения (2,9%). В структуре функциональных нарушений болезни глаз занимают первый ранг, второй ранг представлен нарушениями болезней системы кровообращения. Третий ранг принадлежит болезням органов дыхания. Болезни костно-мышечной системы находятся на четвертом месте. К пятому рангу относятся болезни органов пищеварения, а к шестому – болезни мочеполовой системы, болезни кожи и отоларингологические нарушения. Седьмой ранг занимают болезни эндокринной, психической сферы и нервной системы.


загрузка...