Особенности эмоциональной сферы у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС (27.07.2009)

Автор: Троицкая Любовь Анатольевна

ТРОИЦКАЯ ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА

Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС

19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии

19.00.04 – медицинская психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва-2009

Работа выполнена на кафедре нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и на кафедре нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Bыготского государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российского государственного гуманитарного университета

Научный консультант:

доктор медицинских наук,

профессор Жиляев Андрей Геннадьевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук,

профессор Марютина Татьяна Михайловна

доктор психологических наук,

Сухарев Алекcандр Владимирович

доктор психологических наук,

профессор Глозман Жанна Марковна

Ведущее учреждение: Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук

Защита диссертации состоится «26» ноября 2009г. в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.10 при

Российском государственном гуманитарном университете [195993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д.6, корп.7, ауд.228].

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан « 15 » октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор медицинских наук Жиляев Андрей Геннадьевич

Общая характеристика работы

Актуальность темы

Существенную роль в становлении психики ребенка играет его взаимодействие [общение] с взрослым, включенность в культурно-исторический контекст его развития [ЛС.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Л.Ф.Обухова и др.]. Развитие ребенка осуществляется в тесном единстве его эмоционального, личностного и интеллектуального функционирования. Любое нарушение каждой из этих составляющих приводит к дизонтогенетическим проявлениям [В.В.Лебединский, В.В.Ковалев и др.].

Дифференцирование эмоциональных состояний проявляется с раннего возраста. Эмоции базируются на различных потребностях, представляя собой сложные психологические образования, которые включены во все виды психической деятельности. В любой познавательной деятельности [гностической, мнестической, интеллектуальной и других] эмоции являются мотивирующим, побудительным компонентом, а также контролирующим и регулирующим её протекание в соответствии с потребностями и задачами, на которые эмоции направлены [А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский.]. Нарушение эмоционального развития детей и его симптомы могут быть разнообразными. Преобладающие у того или иного ребенка переживания постепенно могут фиксироваться, образуя различные оттенки свойств его характера [угрюмость, раздражительность, гневливость, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т.д.].

Интерес нашего исследования составляют особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности детей и подростков в норме и при патологии ЦНС. Судьбу личности решает не сама болезнь, а ее социально-психологическая реализация [Л.С. Выготский]. Психологическое изучение личности ребенка с наследственными синдромами нарушения ЦНС на современном этапе науки практически не представлено. Актуальность исследования этого вопроса связана с высокой частотой встречаемости этих видов патологии [1:1000]. Также мало изучено влияние этих заболеваний на становление интеллектуальной сферы [памяти, внимания, устной и письменной речи, когнитивного компонента эмоций и т.п.] ребенка.

В этом случае большие возможности открывает нейропсихологический метод исследования, более «чувствительный» к патологическому состоянию различных структур головного мозга, чем технические средства. Нейропсихологические симптомы отражают тонкие функциональные изменения мозговой ткани. В современной медицине нейрокогнитивные исследования, основанные на нейропсихологическом методе, прочно вошли в научную и исследовательскую практику специалистов-медиков и психологов [Поляков Ю.Ф., 1997, Корсакова Н.К., 2001, Тхостов А.Ш., 2006.]. В клинике наследственных заболеваний с нарушением ЦНС и эпилепсией не отмечается столь широкого внедрения нейропсихологического метода. Современная нейропсихология расширила сферу исследования от анализа локальной патологии мозга до нейропсихологии индивидуальных различий и детской нейропсихологии [Хомская Е.Д, Ениколопова Е.В и др., 1997; Ахутина Т.В., 1998, Цветкова Л.С., 2001; Ахутина Т.В., 2003 Микадзе Ю.В., 2007.]

Включение нейропсихологического обследования в диагностику детей и подростков, страдающих наследственными нарушениями ЦНС, проводится сравнительно недавно [Тархан А.У., 1995; Шлепаков И.М. 1996; Семячкина А.Н.1996, Новиков П.В., 1997, Wallace S, 1997, Мухин К.Ю.,1998]. Практически не разработаны методы психологической коррекции и социальной адаптации детей с наследственными нарушениями ЦНС. Отсутствуют работы по оценке формирования эмоционально-личностной сферы детей и подростков в норме и с разными формами генетических синдромов. Исследования в этих направлениях являются актуальными для общей психологии, психологии личности и клинической психологии [прежде всего, нейропсихологии] и медицины [в первую очередь, эпилептологии, неврологии и психиатрии].

Выделение нейропсихологических механизмов когнитивного дефицита и эмоционально-личностных особенностей изучаемой группы детей и подростков важно для индивидуализации психокоррекции, реабилитации, успешной интеграции в обществе ребенка с врожденными нарушениями ЦНС.

Цель исследования

Разработка комплексной психологической оценки эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при нарушениях ЦНС с учетом структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психологическое содержание процессов, обеспечивающих эмоционально-личностные отношения и познавательную деятельность детей и подростков, оценить роль отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса в норме и при нарушениях ЦНС.

2.Изучить возможности нейропсихологического метода исследования в квалификации нарушений эмоциональных, мнестических, речевых и когнитивных функций у детей и подростков нормального развития и с нарушениями ЦНС.


загрузка...