Эффективность внутренней торговли на рынке потребительских товаров: теория, методология, стратегия роста (27.07.2009)

Автор: Токарь Елена Викторовна

Для реализации данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

развитие теоретических основ эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, в том числе: сущности рынка потребительских товаров, механизма его формирования, функционирования и классификации как среды деятельности внутренней торговли; функций внутренней торговли на рынке потребительских товаров; сущности и содержания эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, особенностей ее формирования, форм и видов;

уточнение методологических основ оценки эффективности, включая: обоснование алгоритма формирования методологии оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров; разработку экономико-математической модели показателей оценки эффективности; формулировку методологии построения системы показателей оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров;

разработка методического инструментария оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, включая методические подходы к оценке эффективности использования ресурсов и текущих затрат внутренней торговли, к оценке эффективности труда и материальных ресурсов на предприятиях внутренней торговли;

исследование тенденций экономической эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, в том числе: исследование развития инфраструктуры внутренней торговли на потребительском рынке; динамики экономической эффективности деятельности предприятий внутренней торговли; динамики эффективности использования трудовых и материальных ресурсов на предприятиях внутренней торговли;

обоснование стратегии роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров;

разработка и обоснование моделей реализации стратегии роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Предметом исследования является эффективность внутренней торговли на рынке потребительских товаров; объектом – субъекты торговой деятельности всех форм собственности, осуществляющие внутреннюю торговлю на рынке потребительских товаров.

Область исследования. Тема диссертации и ее содержание соответствуют области исследования п.15.108 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) – социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг.

Методология диссертационного исследования базируется на принципах диалектического метода, позволяющего оценить диалектику общего и частного, содержания и формы, социального и экономического, макроэкономического и отраслевого. В процессе исследования и обоснования теоретических и методологических положений, выводов и практических рекомендаций использованы общенаучные методы, в числе которых синтез, анализ, комплексность, системность, а также прикладные экономико-статистические методы: сравнение, графический, аналитических группировок, индексный, матричный, корреляционно-регрессионный анализ.

Информационной основой исследования явились законодательные и нормативные акты, аналитические, методические, инструктивные материалы федеральных и региональных министерств и ведомств, данные государственной федеральной и региональной статистики, периодических изданий; справочники, монографии, статьи, материалы международных, общероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров; данные официальных сайтов Министерства промышленности и торговли, информационно-аналитических агентств, другие информационные материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные автором в результате собственных исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней поставлена и решена научная проблема развития теоретико-методологических основ совершенствования методического инструментария оценки и разработки конкретных практических рекомендаций по повышению эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров на основе стратегии роста.

При этом получены следующие наиболее существенные научные результаты:

расширено теоретическое представление рынка потребительских товаров как среды деятельности внутренней торговли, посредством которой обеспечивается сбалансированность спроса, предложения и цены товаров потребительского назначения, отвечающая интересам производителей и потребителей товаров, соответствующая требованиям конкурентного развития и изменениям конъюнктуры рынка; раскрыто содержание функций рынка потребительских товаров (информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая), выделены принципы его функционирования (целостность, равноправие субъектов, управляемость, конкурентоспособность, качественность, товарная обеспеченность, высокая культура обслуживания);

раскрыто содержание элементов механизма формирования и функционирования рынка потребительских товаров (продавцы и потребители, цены, спрос и предложение, конкуренция, рыночная инфраструктура); предложена классификация рынка потребительских товаров по типу рынка, демографической характеристике потребителей, товарному составу, формам организации, субъектному составу, географическому положению, каналам реализации товаров, экономико-правовой характеристике; определены особенности рынка потребительских товаров на региональном уровне;

конкретизировано содержание торговли как особой экономической деятельности, связанной с осуществлением актов купли-продажи, состоящей из совокупности специфических технологических операций, направленных на обслуживание процесса обмена; определен состав и раскрыто содержание функций внутренней торговли на рынке потребительских товаров: доведение продукта (товара) от производства до конечного потребителя; реализация денежной стоимости товаров конечному потребителю; организация потребления; организация информационного обеспечения торгового процесса;

исходя из функциональной роли внутренней торговли в процессе воспроизводства и глобального критерия ее эффективности (максимизации эффекта (результата) деятельности в процессе воспроизводства при данных ресурсах в интересах общества и личности), дано теоретическое обоснование алгоритма формирования показателей конечного результата внутренней торговли на рынке потребительских товаров, определены состав и структура затрат на товарное обращение внутренней торговли; обоснована логическая взаимосвязь социальной и экономической эффективности внутренней торговли, обусловленная сферами ее проявления; систематизированы виды эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров по месту получения эффекта, характеру проявления, уровням формирования, объекту оценки, степени проявления;

исходя из многоаспектности и системности оценочного процесса, построен и обоснован алгоритм формирования методологии оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, представленный логической взаимосвязью подходов, функций, принципов, методов, моделей и методического инструментария оценки;

на основе сформулированных принципов оценочного процесса разработана и методологически обоснована экономико-математическая модель оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров, базирующаяся на разграничении количественной и качественной определенности категорий авансируемых и потребляемых в процессе обращения капиталов, позволяющая оценить вклад каждого из них в формирование эффекта в сопоставлении с соответствующими затратами ресурсов в стоимостном выражении;

предложена методика оценки эффективности внутренней торговли, основанная на авторской систематизации показателей, синтезированных в группы обобщающих критериальных, обобщающих факторных и вспомогательных показателей эффективности использования ресурсов и текущих затрат;

исходя из характера труда и его роли в процессе воспроизводства, предложен методический подход к оценке его эффективности на торговом предприятии, основанный на синтезе натурального метода измерения объема выполненных работ и стоимостного метода оценки производительности труда, позволяющий оценивать эффективность живого и овеществленного труда работников, занятых завершением процесса производства в сфере обращения и сменой форм стоимости (купли-продажи);

разработана методика оценки эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия, базирующаяся на комплексном анализе величины авансируемых средств в основные фонды и оборотные средства, позволяющая определять оптимальное соотношение размеров основного и оборотного капитала;

разработана и обоснована стратегия роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли, базирующаяся на синтезе альтернативных вариантов стратегий, формирующих эффективность, и стратегий раннего предупреждения неэффективного функционирования предприятий внутренней торговли, исходя из условия взаимосвязи объема продаж, цены реализации, затрат и прибыли;

предложен комплекс детерминированных экономико-математических моделей, обеспечивающих реализацию стратегии роста эффективности предприятий внутренней торговли, основанных на логической взаимосвязи определения критического объема продаж и порога рентабельности, расчета цены, обеспечивающей получение эффекта, идентификации стадии жизненного цикла предприятия и продления стадии устойчивости (роста и зрелости).

Теоретическое значение диссертационной работы заключается в развитии теории эффективности внутренней торговли, расширении методологических основ исследования и разработке методического инструментария ее оценки, формулировке стратегии роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее концептуальные положения по повышению экономической и социальной эффективности внутренней торговли позволяют обеспечить экономическую обоснованность принимаемых управленческих решений для достижения устойчивости экономического роста предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Методика оценки эффективности внутренней торговли и методические подходы к оценке эффективности использования ресурсов торгового предприятия расширяют методический инструментарий анализа и прогнозирования экономических процессов.

Стратегия роста эффективности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров обеспечивает их вариантами стратегических альтернатив роста эффективности в зависимости от местоположения предприятия в конкурентной среде.

Комплекс моделей реализации стратегии роста эффективности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров может использоваться в качестве инструмента планирования объемных и финансовых показателей деятельности торговых предприятий при проведении расчетов результативности торговых операций, оптимизации размера надбавок и минимизации затрат по реализации товаров.

Достоверность результатов и обоснованность выводов диссертационного исследования определяется применением апробированных отечественными и зарубежными учеными методических подходов, корректным использованием методов анализа статистической информации, сбора и обработки информации, непротиворечивостью базовым положениям экономической теории, теорий менеджмента, экономики организации, маркетинга, а также применением их в практической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов торговли на рынке потребительских товаров.

Апробация результатов работы. Диссертация является результатом научных исследований автора за 1994-2009 гг., основанных на комплексном подходе к решению проблемы эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров. Основные положения диссертации докладывались на международных, российских и региональных научно-практических конференциях и симпозиумах в городах: Москва, Воронеж, Кемерово, Липецк, Новосибирск, Махачкала, Ростов - на-Дону, Ставрополь, Челябинск, Киев, Винница, Днепропетровск, Донецк, Полтава, Гомель, Караганда и другие.

Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены в практической деятельности областных союзов потребительских обществ – Белгородском (акт внедрения от 22.10.08 г.) и Воронежском (акт внедрения от 12.06.06 г.), в практической деятельности ООО Торговый дом «Союз-Квадро» г. Белгород (акт внедрения от 05.02.07 г.). Результаты диссертации используются в учебном процессе Белгородского университета потребительской кооперации (акт внедрения от 10.03.08 г.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

Теоретические основы эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Методология оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Методический инструментарий оценки эффективности внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Результаты эмпирического исследования экономической эффективности внутренней торговли.

Стратегия роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Модели реализации стратегии роста эффективности деятельности предприятий внутренней торговли на рынке потребительских товаров.

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 68 научных работы общим объемом 173,11 п.л., в том числе авторских 128,08 п.л., из них 7 монографий, 3 учебных пособия, 9 статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.


загрузка...