Методология учетно-аналитического обеспечения системы менеджмента качества образования (27.07.2009)

Автор: Швецов Михаил Николаевич

- средства региональных бюджетов;

- целевые средства (гранты и др.);

- доходы от сдачи в аренду имущества (бюджетные);

- внебюджетные средства от платы студентов за обучение;

- средства институтов дополнительного профессионального образования и аспирантуры;

- средства, поступающие в качестве платы за общежитие; и прочие.

В качестве целевых доходов источниками финансирования могут являться гранты и прочие целевые поступления.

Разнообразие источников финансирования и, как правило, их целевой характер создают определенную сложность в вузах для организации их внутреннего контроля. Учитывая, что расходы, покрываемые различными источниками финансирования, относятся к разным видам деятельности вуза, возникает необходимость в определении оптимальной потребности финансирования на каждую конкретную цель. Поэтому можно отметить определенную техническую и методическую сложность в осуществлении планирования расходования поступающих источников финансирования в вузах. В системе управленческого учета такую задачу можно технически решить применением системы бюджетов. Опыт составления смет и планирования доходов и расходов по подразделениям вуза может быть использован в качестве организационной основы планирования бюджетов.

Для организации управленческого учета с использованием бюджетирования в работе предложен общий алгоритм, включающий последовательное поэтапное выполнение учетно-контрольных работ.

Организация управленческого учета источников

финансирования с элементами бюджетирования

Отраженные на рисунке источники финансирования характерны для университетских комплексов, к которым можно отнести два государственных вуза г. Йошкар-Олы: Марийский государственный университет и Марийский государственный технический университет. Многоаспектность внебюджетных источников финансирования связана с разными видами деятельности, которые осуществляют все подразделения университетов, включая присоединенные к ним лицеи, колледжи, техникумы и др.

Последовательность поэтапного выполнения работ зависит от проводимой вузом детализации процесса планирования средств и доведения их до исполнителей. Формирование бюджет-отчетов диктуется необходимостью контроля за расходованием финансирования, распределенного по исполнителям - структурным подразделениям университетов.

Большое значение для формирования смет и бюджет-отчетов по внебюджетным средствам имеют: учетная политика и ценообразование.

В условиях нацеленности управленческого учета вузом на реализацию стратегии качества образования особое место должно быть отведено учетной политике (самостоятельной или ее раздела) источников финансирования и их использования. Причем для каждого уровня развития образовательной организации предъявляются свои требования к организации такого учета. Ориентируясь на методологию и технологию маркетинга, его применимости к сфере образования, можно отметить, что образовательная организация (вуз) как живой организм проходит различные этапы своего развития, претерпевая наибольшее количество трудностей в "переходные" периоды, связанные с адаптацией управления к систематизированным бизнес-процессам, инструментам реализации стандартов качества. Это ориентирует вузы на маркетинговую стратегию организации более высокого уровня, при которой все системные технологии, включая регулярный маркетинг, будут снижать риски образовательной организации, связанные, в первую очередь, с внебюджетной деятельностью.

Автором предложена методика управленческого учета расходов, предусматривающая отражение трансакционных издержек в управлении университетскими комплексами.

Эффективная система финансового менеджмента вуза предусматривает управленческий учет расходов, связанных с осуществлением всех видов деятельности. Расходы бюджетных организаций отражаются в системе учета в разрезе укрупненных статей:

- оплата труда;

- прочие выплаты;

- начисление на оплату труда;

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги по содержанию имущества;

- прочие услуги;

- прочие расходы;

- пособия по социальной помощи;

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение стоимости материальных запасов.

Каждая из укрупненных статей имеет свою детализацию, которая отвечает задачам планирования, учета и анализа расходов конкретной образовательной организации. Проведенный анализ динамики расходов исследуемых образовательных организациях марийского региона позволил сделать вывод о тенденции увеличения практически всех статей, особенно "заработной платы" и "увеличение стоимости основных фондов". Причем, доля увеличения расходов от предпринимательской деятельности (за счет внебюджетных средств) по указанным статьям выше, чем доля увеличения этих же расходов за счет бюджетного финансирования.

Основные критерии оценки качества труда преподавателей

В работе проанализированы также критерии оценки качества труда преподавателей, отраженные в "нормативно-правовом справочнике по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки": наличие высшего образования, ученой степени, ученого звания, длительность трудового научно-педагогического стажа, от которых зависит оплата труда. Отмечено, что критерии не отражают педагогической культуры, нацеленность на самосовершенствование, внедрение инноваций в учебный процесс и др., что влияет на качество образования и риски образовательной деятельности.

Вузы, выросшие до статуса "университетского комплекса", в который включены разного уровня образования учреждения: колледжи, техникумы, сам университет, система послевузовского дополнительного образования, а также дополняющие эти комплексы филиалы кафедр, базы производственных практик и др., несут в своей деятельности издержки, связанные с организацией управления всем комплексом - трансакционные издержки. Теория трансакционных издержек, разработанная лауреатом нобелевской премии Рональдом Коузом, имеет достаточно много последователей, освещающих данную проблему применительно к разным областям экономики и управленческой деятельности. Основные положения теории трансакционных издержек рассмотрены в диссертации, на основе чего дано определение трансакции применительно к сфере управления образовательными учреждениями. В качестве трансакции рассматривается любой трансферт прав пользования образовательными или иными услугами между организационно-выделенными структурными подразделениями университетских комплексов (образовательных холдингов).

Предложенный управленческий учет расходов, дополненный учетными процедурами трансакционных издержек, построен на следующих теоретических предпосылках:

- использование трансферта прав собственности на имущество (недвижимость), выбор управленческой структуры на основе частоты осуществления трансакций (или одного и того же типа сделок), позволяющих подтвердить предположение, что по мере роста частоты трансакции снижаются связанные с ней трансакционные издержки;

- определение степени специфичности вовлеченных в трансакции активов и выбор между альтернативными управленческими структурами вуза.

Безусловно, выделенные характеристики трансакций влияют по-разному на величину основных расходов университетских комплексов. В этой связи в работе рассмотрены противоречия, связанные с изменением трансакционных издержек при вертикальной и горизонтальной интеграции управления университетскими комплексами.

В диссертации обосновано влияние рисков на финансовые результаты образовательной деятельности и предложен механизм управления рисками в системе менеджмента качества образования.

Схема организации финансового менеджмента вуза,

ориентированного на качество образования


загрузка...