Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества (27.07.2009)

Автор: Шустова Инна Юрьевна

теоретические подходы и исследования проблем молодежной субкультуры (И.П. Башкатов, М.В. Блохина, Т.В. Курчашова, С.И. Левикова, Е.Л. Лысенко, О.А. Мизко, А.В. Мудрик, Е.Л. Омельченко, Д.В. Петров и др.).

Методами исследования являются:

теоретические методы: сравнительно - сопоставительный, метод моделирования, метод педагогической интерпретации;

диагностические методы: тестирование, анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, ранжирование, экспертная оценка;

эмпирические методы: изучение массового и передового опыта и его обобщение, наблюдение, педагогическое описание, опытно-экспериментальная работа по выстраиванию со-бытийной общности в различных типах детско-взрослой общности как фактора воспитания и развития субъектности юношества;

качественные методы анализа: фокус-группа, проективные рисунки, самоописания;

методы обработки информации: ранжирование, математические и статистические.

Этапы исследования:

1990 – 1997 гг. - апробирование методов и средств работы со старшеклассниками и студентами педагогического университета по проявлению и становлению их субъектных качеств в детско-взрослой общности клубного типа, накопление эмпирического материала, анализ литературы по проблеме исследования.

1997 – 1999 гг. - теоретическая и экспериментальная работа по изучению направлений и средств педагогической поддержки самоопределения и становления субъектности старшеклассников, посредством их готовности к рефлексии и самоанализу.

1999 - 2007 гг. - сравнительно - сопоставительный анализ детско-взрослой общности в условиях современных педагогических реалий. Экспериментальное исследование фактора общности в воспитании и развитии субъектности юношества, уточнение концептуальных положений.

2007 – 2009 гг. – обобщение полученных материалов и оформление выводов.

База исследования: педагогический лицей № 25 г. Димитровграда, МОУ средняя школа № 3 г. Новоульяновска, а также студенты 1 - 3 курсов УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновский областной центр семьи, Ульяновский центр профориентации, Детский оздоровительный образовательный центр «Юность». Базой опытно-экспериментальной работы явились МОУ средние школы № 4, № 6, гимназия № 33 г. Ульяновска. Всего в исследовании участвовало 820 старшеклассников и 364 студента, 135 педагогов.

Научная новизна исследования:

выявлены условия, определяющие детско-взрослую общность фактором воспитания и развития субъектности юношества: со-бытийный характер отношений между участниками; позиционное взаимодействие между участниками; рефлексивные процессы в общности; содействующая позиция взрослого; даны основные характеристики детско-взрослой общности: эмоционально-психологическая; ценностно-смысловая; коммуникативно-деятельностная; рефлексивная;

на основании системного подхода разработана типология детско-взрослых общностей, в которых происходит социализация и развитие субъектных качеств современного юношества, выделены четыре типа детско-взрослых общностей: структурированный-закрытый; структурированный-открытый; неструктурированный-открытый; неструктурированный-закрытый, дана характеристика каждого типа общности;

дано новое теоретическое видение со-бытийности как мерцательного состояния детско-взрослой общности, позволяющее рассматривать его качественным признаком общности, стимулирующим воспитание и развитие субъектных качеств юношества;

впервые выделены и описаны стратегии поведения юношества в детско-взрослой общности, отражающие его субъектные качества, охарактеризовано педагогическое содействие их реализации на более высоком уровне субъектности;

определены критерии сформированности субъектности юношества, возможные уровни сформированности субъектности в детско-взрослой общности;

выявлены направления педагогического содействия, которые актуализируют развитие субъектных качеств юношества в каждом типе общности, создан алгоритм педагогического содействия субъектности в детско-взрослой общности;

Теоретическая значимость:

раскрыты понятия детско-взрослой общности, со-бытийности, педагогического содействия с точки зрения воспитания и развития субъектности, что обогащает категориальный аппарат теории воспитания;

теория детского коллектива дополнена определением основных характеристик детско-взрослой общности: эмоционально-психологической, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностной, рефлексивной; выделением функций детско-взрослой общности, направляющих воспитание и развитие субъектности юношества: эмотивной, идентифицирующей, ценностно-нормативной, отношенческой, коммуникативно-деятельностной, когнитивно-рефлексивной;

результаты исследования открывают новое видение в поиске направлений и методов педагогического содействия самоопределению юношества, становлению его субъектных качеств;

Практическая значимость:

результаты исследования могут послужить основанием для более полной реализации субъектного подхода в воспитании, через проявление и функционирование детско-взрослой общности, что позволяет сочетать коллективные формы и личностно ориентированные технологии;

предложенные результаты, раскрывающие формы моделирования и реализации детско-взрослой общности как фактора воспитания и развития субъектности воспитанников, могут послужить базой для работы с педагогами в школе, в системе повышения и переподготовки педагогических кадров, со студентами педагогического университета, обеспечить их необходимыми знаниями и навыками работы;

результаты исследования, проявление и функционирование детско-взрослой общности, ее со-бытийности, стимулирующей жизненное и профессиональное самоопределение юношества, направляющей воспитание и развитие субъектных качеств, могут быть использованы классными руководителями, классными воспитателями, школьными психологами, руководителями детских клубов и организаций, для организации работы с юношеством;

создано и апробировано одно из направлений воспитательной работы в школе по моделированию и реализации кратковременных детско-взрослых общностей педагогов и старшеклассников со-бытийного характера, которое может послужить ориентиром для организации воспитательной работы в школе, решающей задачи формирования активной осознанной позиции старшеклассников в школьной жизни.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается внутренней логикой построения исследования; применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; его методологической базой; апробацией исследовательских методик и корректностью их применения; достаточной фактологической и научной базой; научным и научно-педагогическим опытом соискателя.

Положения, выносимые на защиту

1. Важнейшим условием воспитания и развития субъектности юношества является детско-взрослая общность, влияющая на этот процесс посредством:

типа связей и отношений, культивируемых в общности. Для развития субъектности наиболее благоприятен подвижный баланс эмоциональных связей и рациональных отношений, характерный для со-бытийной общности;

организации рефлексивных процессов в общности;

характера взаимодействия членов детско-взрослой общности. Позиционное взаимодействие стимулирует, а непозиционное (статусное, ролевое) взаимодействие затрудняет развитие субъектности юношей и девушек;

позиции, занимаемой взрослым в детско-взрослой общности. Педагогическая позиция, выстроенная в логике содействия и поддержки, позволяет юному человеку полноценно проявить свою субъектность. Тогда как доминирование взрослого или, напротив, неразличимость позиции взрослого среди юных членов общности тормозят развитие их субъектности.

2. Два определяющих системных признака детско-взрослой общности - открытость и структурированность. На основании вышеуказанных признаков выделяются четыре базовых типа общности: закрытый структурированный, открытый структурированный, открытый неструктурированный, закрытый неструктурированный.

3. Для закрытого структурированного типа детско-взрослой общности как фактора воспитания субъектности юношества характерны:

- наличие предпосылок со-бытийности при заметном риске формализации связей и отношений;

- склонность к нерефлексивности из-за строгой структурированности (нарастанию рефлексии может способствовать преодоление закрытости);


загрузка...