Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества (27.07.2009)

Автор: Шустова Инна Юрьевна

- позиция, занимаемая взрослыми в детско-взрослой общности, должна выстраиваться в логике содействия и поддержки, что позволяет юношеству выйти на проявление субъектных качеств, тогда как доминирование взрослого или, напротив, неразличимость позиции взрослого в общности тормозит развитие субъектности юношей.

5. Наиболее благоприятным условием для проявления и развития субъектных качеств юношества является проявление со-бытийности в детско-взрослой общности. Со-бытийность как мерцательное состояние детско-взрослой общности определяет ее качественные характеристики, влияющие на воспитание и развитие субъектных качеств юношества.

Со-бытийная детско-взрослая общность может проявляться в существующей детско-взрослой общности или создаваться взрослым как кратковременная детско-взрослая общность.

6. Субъектность заключается в способностях юношества проявлять качества и свойства субъекта. Основным качеством, характеризующим субъектность юношества, является его осознанная активность как главная черта человеческого Я.

Проявления активности Я человека находят отражение в следующих компонентах субъектности: ценностно-смысловом, операционально-деятельностном, рефлексивном.

Особую роль в проявлении и развитии субъектности юношества играет рефлексия. Субъектом является юноша, способный к осмысленному действию, выстраиваемому на основании рефлексии.

Со-бытийная общность является необходимым основанием, обеспечивающим проявление и развитие всех выделенных компонентов субъектности в единстве, является пересечением индивидуальной жизни (бытия) человека с миром (бытием) других людей.

Субъектность проявляется на различных уровнях (субъект действия; субъект деятельности; субъект авторской деятельности; субъект жизненного пути), которые проявляются в операционально-деятельностном компоненте субъектности.

7. В детско-взрослой общности юношество может проявить следующие стратегии поведения, отражающие проявление субъектных качеств:

«избирательную стратегию», предполагающую формальное участие в делах общности;

«стратегию эмоциональной включенности», предполагающую принятие ценностей общности, преобладание неосознанных, спонтанных действий субъекта, основанных на эмоциональных факторах;

«стратегию деятельностной включенности», предусматривающую осознание содержания жизни сообщества, его деятельности, целей, активное участие в деятельности общности;

«авторскую стратегию» – самостоятельную деятельность, инициативу и ответственность, творческий поиск по привнесению в общность новых идей и целей;

«социокультурную стратегию» – выход авторской активности юношества за пределы общности, стремление усовершенствовать социокультурные процессы.

8. Критериями, проявляющими сформированность субъектности юношества, являются характеристики того или иного компонента субъектности. Выделяются следующие критерии: операционально-деятельностный – отражает проявление уровней субъектности в деятельности, стратегии поведения в общности; рефлексивный – отражает наличие и глубину рефлексии у юноши; ценностно-смысловой – показывает позицию, проявляемую субъектом в общности.

Уровни сформированности субъектности отражают видимые изменения в компонентах субъектности в процессе функционирования детско-взрослой общности. Выделяются четыре уровня сформированности субъектности: нулевой, низкий, средний, высокий.

В результате опытно-экспериментальной работы (в выделенных типах общности) были получены результаты, фиксирующие позитивное изменение по всем выделенным критериям субъектности, повышение уровня сформированности субъектности в процессе функционирования детско-взрослой общности.

Наиболее благоприятные условия для воспитания и развития субъектности юношества проявляются в открытой неструктурированной общности, имеющей характеристики событийности.

8. Педагогическое содействие становлению и развитию субъектных качеств юношества включает:

- педагогическое содействие в индивидуальном взаимодействии с юношей, как педагогическая поддержка в проблемной ситуации, стимулирование субъектных качеств в преобразовании своей проблемной ситуации в задачу деятельности посредством рефлексии;

- педагогическое содействие через проявление и функционирование детско-взрослой общности, где педагог проявляет все основные характеристики детско-взрослой общности, содействует юношеству в смене и развитии стратегий поведения в общности, индивидуальных уровней субъектности.

9. Алгоритм педагогического содействия воспитанию и развитию субъектности юношества в детско-взрослой общности включает следующие этапы: эмоциональное и деятельностное включение участников; проблематизация; позиционирование; проектная деятельность; закрепление. Смена этапов осуществляется через рефлексивные процессы в общности.

СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в изданиях, включенных в перечень ведущих научных журналов ВАК

Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредством самоанализа [Текст] / И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 113 – 117 (0,4 п.л.).

Шустова И.Ю. Классный руководитель, каков он [Текст] / И.Ю. Шустова, Е.Л. Петренко // Классный руководитель. - 2002. - № 7. - С. 5 – 22 (1,1 п.л., авторский вклад 0,8 п.л.).

Шустова И.Ю. Некоторые формы проведения заседаний МО и педсоветов [Текст] / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004. - № 6. - С. 38 – 40 (0,8 п.л., авторский вклад 0,4 п.л.).

Шустова И.Ю. Технология организации коллективного взаимодействия школьников [Текст] / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004. - № 6. - С. 74 – 84 (0,7 п.л., авторский вклад 0,35 п.л.).

Шустова И.Ю. Технология организации коллективного взаимодействия школьников (продолжение) [Текст] / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004. - № 7. - С. 91 – 107 (1,3 п.л., авторский вклад 0,65 п.л.).

Шустова И.Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников (окончание) [Текст] / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2005. - № 2. - С. 68 – 81 (0,9 п.л., авторский вклад 0,45 п.л.).

Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников [Текст] / И.Ю. Шустова // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 45 – 49 (0,4 п.л.).

Шустова И.Ю. Как организовать дискуссию со старшеклассниками [Текст] / И.Ю. Шустова // Воспитание школьников. - 2005. - № 7. - С.20 – 23 (0,35 п.л.).

Шустова И.Ю. Цикл часов общения «Развитие навыков самоанализа у старшеклассников» [Текст] / И.Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2006. - № 2. - С. 32 – 56 (1,6 п.л.).

Шустова И.Ю. Групповые дискуссии в работе со школьниками [Текст] / И.Ю. Шустова // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 129 – 135 (0,9 п.л.).

Шустова И.Ю. Событийная общность как фактор развития и воспитания субъектности юношей и девушек [Текст] / И.Ю. Шустова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. - Т. 12. Серия гуманитарные науки. Педагогика, психология, социальная работа, акмеология, ювенология, социокинетика. - № 4. - С. 6 – 12 (0,8 п.л.).

Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность – значимое условие воспитания юношества [Текст] / И.Ю. Шустова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 230 – 239 (0,8 п.л.).

Монографии, книги, пособия

Шустова И.Ю. Игры в детском лагере: Методические рекомендации [Текст] / И.Ю. Шустова. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1992. - 30 с. (2,2 п.л.).

Шустова И.Ю. Групповые дискуссии: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов [Текст] / И.Ю. Шустова, Л.А. Мамонова. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2000. - 24 с. (1,5 п.л., авторский вклад 1,0 п.л.).

Шустова И.Ю. Лето – это маленькая жизнь: Методические рекомендации студентам для летней педагогической практики [Текст] / И.Ю. Шустова, Т.В. Балыкина. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2000. - 26 с. (1,7 п.л., авторский вклад 1,1 п.л.).


загрузка...